Профессиональная направленность личности
Направленность личности – это устойчивая устремлённость, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий (мечты), поступков человека, которая является следствием доминирования определённых (главных, ведущих) мотиваций.
Исходя из этого профессиональная направленность личности может пониматься как устремленность к определенным идеалам и достижениям в рамках определенной профессии.
Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии означает образование системы "человек-профессия", внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношения. Исследования профессиональной направленности, условий и движущих сил ее развития, не может быть осуществлено в отрыве от системы воздействий, идущих от другой стороны отношения, то есть от профессии. Идеальная модель соответствия между личностью и трудом должна содержать полное совпадение объективного содержания деятельности и ее личностного смысла. Однако полного совпадения реально достигнуто быть не может по ряду причин:
- Не всегда в структуре мотивов выбора профессии доминирует мотив, внутренне связанный с данной деятельностью.
- В случае, когда преобладающим является интерес к специфическому содержанию деятельности, сохраняется возможность углубления этого интереса.
Процесс формирования профессиональной направленности можно представить в виде модели, разработанной А.А. Ростуновым, на примере студентов вузов, где мотивообразующим компонентом выступают перспективы. В данной модели, потребности, увлечения и интересы студента возникают на основе осознания перспектив и адекватной оценки степени рассогласования требований перспектив с наличными склонностями, знаниями и умениями. На основе общезначимых перспектив формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения. Перспективы выступают в данном случае в качестве отдельной цели студента [1].
На профессиональную направленность личности влияют семья и школа. В дальнейшем, уже в высшем образовательном учреждении влияние оказывают вузовские преподаватели, формируя картину будущей профессии с точки зрения теоретической и практической базы.
Отдельного внимания заслуживает профессиональный интерес. Именно он влияет на качество квалификации будущего представителя той или иной профессии. В психологической и педагогической литературе профессиональный интерес понимается как комплекс психических свойств и состояний, включающий избирательную познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на выбранную или выбираемую профессиональную деятельность.
Этапы развития профессионального интереса и направленности
Профессиональный интерес связан с профессиональной направленностью и развивается поэтапно. Этапы развития профессионального интереса изображены на рисунке.
Этапы развития профессионального интереса
Что касается этапов становления профессиональной направленности, то их выделяют три:
- довузовский
- вузовский
- послевузовский.
Довузовский этап характеризуется развитием трудовых навыков. Школьники приобщаются к труду и учатся понимать его ценность. Именно результаты трудового становления учащихся школ влияет на выбор будущей профессии.
Вузовский этап характеризуется явной профессиональной направленностью. В этот период формируются ключевые профессиональные качества. Именно итоги данного этапа влияют на то, каким будет специалист в будущем.
Формирование профессиональной направленности завершается на послевузовском этапе. На специалиста оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы представленные на рисунке ниже.
Условия формирования профессиональной направленности
В настоящее время доказано, что профессиональная направленность включает в себя систему важных компонентов, которые взаимосвязаны. К числу компонентов профессиональной направленности относят: мотивационный, целевой, эмоциональный, когнитивный, контрольно-оценочный и ролевой. Все компоненты объединены таким образом, что очевидны три блока, а именно:
- мотивационно-целевой
- эмоционально-когнитивный
- регулятивный.
Профессиональная направленность связана с профессиональной намеренностью личности. Профессиональные намерения во многом определяют уровень компетентности будущего специалиста.
Литература
- Ростунов, А.А. Формирование профессиональной пригодности – М.: Вышэйш. шк., 1984. – 176 с.
- Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности // Журнал прикладной психологии. – 2004. – № 2. – С. 56-62