Футуризм в литературе

Особенности возникновения футуризма и его проникновение в русскую литературу. Основные литературные группы футуристов и их участники.
Рубрика: Литература
Автор: Ирина Нестерова ✔ 22.09.2021

Нестерова И.А. Футуризм в литературе // Энциклопедия Нестеровых


Понятие и истоки футуризма

улица входит в дом Умберто Боччони

Умберто Боччони. Улица входит в дом. 1911 год

Футуризм возник в начале XX века как одно из течений модернизма. Предпосылками возникновения футуризма стали серьезные социально-экономические перемены в обществе в Европе, в том числе Италии, являющейся родиной данного направления. Основателем и идеологом школы футуризма стал Ф.Т. Маринетти.

Футуризм – это течение в искусстве, возникшее на базе модернизма в начала ХХ века. Оно отвергало достижения классической культуры и воспевало наступающую индустриальную эпоху. Футуризм основан на идеи создания нового индустриального мира с отторжением всего старого и прославлении прогресса.

Ф.Т. Маринетти – личность спорная и неоднозначная. Он был известным в Италии писателем, поэтом, основатель футуризма. Помимо этого он является одним из первых идеологов фашизма и сотрудничал с Муссолини. Ф.Т. Маринетти основал такие футуристические журналы как "Lacerba", "Poesia" и издательство "Poesia". Он же является автором первого манифеста футуризма. Ф.Т. Маринетти посетил Россию по приглашению русских футуристов в 1914 году.

В России футуризм получил широкое распространение благодаря тому, что в нашу страну он проник в эпоху перемен. Поэты и писатели подхватили футуризм и в большинстве своем поддержали Октябрьскую революцию. Футуризм привлекал тем, что в нем человек перестал быть мерой всех вещей. В произведениях воспевался прогресс, энергия электричества, волн и даже энергия войны.

Футуризм в России отличался от европейского. Он получил название русский футуризм.

Русский футуризм – одно из направлений авангарда. В литературе русский футуризм превратился в смелое и грубое повествование, смелую жесткую поэзию, в которой не было места человеку. Там было место лишь энергии и революции.
  • К числу основных черт футуризма в литературе относится следующее:
  • Протест против сложившихся норм стихосложения;
  • Эксперименты с языком прозы и стихосложением;
  • Бунтарская направленность произведений;
  • Создание "заумного языка".

Школы футуризма в русской литературе

В России футуризм был представлен несколькими школами, каждая из которых считала себя главенствующей. В каждую школу входили знаменитые литераторы своего времени.

школы футуризм

Школы русского футуризма

Эгофутуризм сложился вокруг известного в начале XX века писателя Игоря Северянина. Особенностью произведений эгофутуристов являлось культивирование широкого использования иностранных слов и возведение себялюбия до непостижимых высот. К числу самых известных эгофутуристов относят: Иван Игнатьев, Игорь Северянин, Георгий Иванов, Константин Олимпов, Стефан Петров, Павел Широков, Павел Кокорин.

Эгофутуризм – это школа русского футуризма, которая основана на том, что эго человека сильно превозносится.

Эгофутуристы позиционируют себя как новое прогрессивное течение с большими перспективами. Активно печатаются листовки и издаются манифесты. В 1912 году Игорь Северянин отдаляется от школы эгофутуристов в свете его растущей популярности в среде символистов.Пропагандой в литературных кругах начинает заниматься молодой и перспективный поэт Иван Игнатьев. Однако в 1914 году поэт покончил собой. Игнатьев перерезал себе горло бритвой вечером 21 января. Школа эгофутуризма исчерпала себя уже к 1920 году. Многие представители перешли к имаджинистам.

Кубофутуризм появился в 1910 году в литературной группе "Гилея". Участники называли себя также "кубофутуристы" или "будетляне". Первым совместным выступлением кубофутуристов в печати стал поэтический сборник "Садок судей", фактически определивший создание группы "Гилея".

Кубофутуризм – симбиоз кубизма и футуризма содержащий в себе необходимость разложить предметы и явления на составляющие в рамках особенностей футуризма.

Кубофутуризм отличается провокационными высказываниями, спорными рифмами и смелой для того времени риторикой. В круг кубофутуристов входили братья Бурлюковы, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Каменский, Е. Гуро, А. Крученых и Б. Лившиц.

Несомненно, самым известным представителем кубофутуризма является Владимир Маяковский. Его стихи знает каждый. Они взрывные резкие и жизненные.

маяковский

Владимир Маяковский 1920год

Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
Я –
гражданин
Советского Союза.

Талантливый поэт творил с революцией в сердце. Поэт искренне верил в советского человека, в его силу. Его стихи хорошо были восприняты не только читателями, но и властью.

Мезонин поэзии – это еще одна популярная в начале XX века школа футуризма. Мезонин поэзии относился к умеренной группе футуристов. Идейным вдохновителем группы, а также самым энергичным ее участником являлся Вадим Шершеневич. Мезонин поэзии просуществовал до 1913 года и потом распался. Причиной распада данной группы стало отсутствие четкой идейной платформы. Расплывчатость тезисов, на которые опиралась данная школа футуризма, привела к осознанию бессмысленности её существования участниками.

"Центрифуга" – это школа футуризма, идейной вдохновителем которой был Борис Пастернак. Эта литературная группа, возникшая в 1913 году в Москве "Центрифуга" была самым длительным по времени футуристическом объединением. В ней нашли приют футуристы из распавшегося "Мезонина поэзии" и оставшиеся члены школы эгофутуристов, которые пришли в Центрифугу после смерти Ивана Игнатьева. Особенностью данной школы являлся глубокий слог и ритм поэзии. Теоретическую базу "Центрифуги" составляло то, что при создании лирического произведения центром внимания становилось не само слово, а интонационно-ритмические и синтаксические структуры.

Читайте также
Образ Базарова в романе Тургенева Отцы и дети.
художественный мир Б.Л. Пастернака и анализ романа «Доктор Живаго».
История создания и художественное своеобразие комедии Н.В. Гоголя Ревизор.
Анализ образа и характера Базарова.
Анализ композиции и художественного своеобразия романа М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени". Актуальность романа в наши дни.