История создания романа Герой нашего времени
Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" стал уникальным явлением в литературе XIX столетия, так обладал необычной композицией, отличался самобытным стилем повествования и привлекал внимание к проблемам общества того времени.
Идея произведения возникла у Лермонтова после выхода романа Пушкина Евгений Онегин. "Герой нашего времени" был начат после того, как поэт решил остановить работу над "Княгиней Лиговской".
После смерти Пушкина, Лермонтова ссылают на Кавказ, где он решил вплотную заняться "Героем нашего времени". Сначала появился рассказ "Тамань", позже, возможно, "Фаталист", а тогда уже части про Максима Максимыча и Бэлу.
Не завершив роман до конца, поэт начинает печатать его. Так, с марта 1839 г. по февраль 1840 г. в "Отечественных записках" публикуются три повести – "Бэла", "Фаталист" и "Тамань" как три самостоятельные произведения.
Особенности композиции романа Герой нашего времени
В произведении "Герой нашего времени" очень своеобразная композиция. Главы располагаются не во временном порядке. Лермонтов писал роман в виде заметок из дневника главного героя. Отсюда и отсутствие четкой временной линии. М.Ю. Лермонтов придерживался особого порядка для более полного представления героя читателю. Он позволяет увидеть своего героя с разных сторон, описывая его устами разных персонажей.
Композиция – построение, структура художественного произведения.
Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. Например в повести "Бэла" есть завязка, кульминация и развязка:
Знакомство с Бэлой => роман с Бэлой и охлаждение чувств Печорина => Смерть Бэлы
Первой в романе идет повесть "Бэла" в которой о Печорине мы узнаем из уст доброго, но необразованного Максим Максимыча с которым рассказчик знакомится на Кавказе.
В повести "Максим Максимыч" к помимо мнения Максима Максимыча М.Ю. Лермонтов предлагает читателю портрет Печорина глазами автора. Дневник Печорина раскрывает мысли и переживания главного героя.
Повесть "Княжна Мери" мы узнаем о том, что герой способен любить, но его любовь неполноценна, так как Печорин слишком ветрен и быстро пресыщается любовью.
В повести "Фаталист" Лермонтов знакомит нас с мыслями Печорина о жизни и трагически заканчивает путь главного героя.
Повести в романе расположены не в хронологической последовательности. Первой повестью романа является "Бэла", за ней следуют "Максим Максимович", "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист".
Временной порядок глав романа "Герой нашего времени"
В романе "Герой нашего времени" имеют место два предисловия от двух разных персонажей. Они озвучиваю мысли двух разных людей: одно отмечено для романа, а другое адресовано дневнику Печорина. Роман представляет собой сочетание путевых заметок и дневника.
Роман "Герой нашего времени" начинается в крепости и в ней же и заканчивается. Это явный признак кольцевой композиции.
Кольцевая композиция – это такой вид композиции произведения при которой место, действие и т.д. в начале романа совпадают с местом, действием в конце произведения.
Композиция романа "Герой нашего времени"
Несмотря на то, что Печорин в конце романа покидает крепость, а потом отправляется в Персию, он все равно оказывается там где и начинается повествование. Таким образом доказывается наличии круговой композиции в романе.
Идейное своеобразие романа Герой нашего времени
М.Ю. Лермонтов озвучивает в романе свои переживания о текущем поколении, ранее уже озвученные в стихотворении "Дума".
1. Печорин умен, талантлив, но он не хочет служить России и не может использовать свой ум и талант. Лермонтов показывает, что не среда, не окружение виноваты в этом, а сам Печорин. Здесь ярко проявляется образ лишнего человека.
2. Основная идея наиболее ярко видна в "Фаталисте". Роль судьбы в жизни человека – это вечный вопрос, который характерен для современности Лермонтова.
Неявно выраженное социальное значение произведения "Герой нашего времени" в том, что Лермонтов изображает современную ему действительность в контексте роли человека в обществе и указывает на то, что типичный герой того времени отражает проблемы целого поколения того времени.
Лермонтов доказал, что каждый человек имеет возможность изменить свою судьбу. Если же не в состоянии, то необходимо хотя бы попытаться. И если человек не попытается это сделать, то это его трагедия.