Понятие гиперактивности
Большинство детей младшего школьного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью, эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.
Гиперактивность – это состояние человека, при котором его возбудимость и активность выше установленной нормы. Если такое поведение становится проблемой для окружающих, гиперактивность рассматривается как психическое нарушение [1].
К внешним признакам гиперактивности ученые относят:
- невнимательность;
- отвлекаемость, импульсивность;
- повышенную двигательную активность[2].
В психологии традиционно принято рассматривать проблему гиперактивности в тесной связи с синдромом дефицита внимания (СДВГ), яркое проявление которого прослеживается у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, при этом, усиление проявления симптомов гиперактивности объясняют кризисностью обозначенного периода психического развития. Однако, в психологической практике, по словам Дж. Добсона, доктору Реншоу довелось столкнуться со случаем, в котором симптомы гиперактивности обрели яркую выраженность у малыша в возрасте всего пятнадцати месяцев после некоторой задержки в развитии, о чем было сказано родителями [3].
В современной науке имеют место два самостоятельных направления анализа проблемы гиперактивности детей: клиническое (медицинское) и психолого-педагогическое направление. В психолого-педагогическое направление входит:
- разработка игр психокоррекционного и психотерапевтического характера,
- разработка методик освоения таких детей в коллективе (социализации), разработка проблем их воспитания,
- обучения и коррекции недостатков [4].
Говоря о значимости решения проблемы проявления симптомов синдрома гиперактивности у детей, важным остается вопрос об определении причин его возникновения. Большинство ученых выделяют две основные группы:
I. Физиологические причины:
- органические поражения центральной нервной системы,
- генетические причины, неблагоприятно протекающая беременность;
- инфекция и интоксикация первых лет жизни ребенка,
- неблагоприятные роды, патология родов.
II. Психолого-педагогические причины:
- чрезмерная требовательность и строгость родителей к ребенку, или гиперопека;
- эмоциональный стресс и переутомление;
- нарушения внимания;
- психическая депривация, проявляющаяся в недостатке внешних импульсов и серьезной нехватке в своем окружении смысловых, эмоциональных, а иногда и социальных импульсов.
Признаки гиперактивности детей
Первые признаки гиперактивности у детей обычно проявляются в возрасте 2-3 лет, при этом к врачу таких детей родители приводят обычно в возрасте 8-10 лет, когда учеба и несложные домашние дела уже требуют от ребенка сосредоточенности и самостоятельности.
По результатам научных исследований от 2 до 18% детей страдают от этого расстройства, у мальчиков оно встречается в 4-5 раз чаще, чем у девочек.
Поводом для обращения к врачу должно стать проявление ряда симптомов гиперактивности, представленных на рисунке ниже.
Признаки гиперактивности
С возрастом эти поведенческие особенности становятся более очевидными в ситуациях, предполагающих внутреннюю организованность и соблюдение правил поведения в поликлинике, музее, школе, общественном транспорте.
Гиперактивность у детей сопровождается рядом симптомов. Самыми распространенными являются следующие:
- Быстрый переход от одного незавершенного дела к другому, мгновенное отвлечение на посторонние стимулы, абсолютная неусидчивость;
- Беспокойные хаотичные или повторяющиеся движения в стопах и кистях;
- Постоянное нарушение дисциплины в ситуациях, требующих соблюдения правил;
- Прерывание собеседника в общении, невозможность дослушать до конца предложение или вопрос;
- Хроническое нарушение аппетита и сна, постоянные кишечные расстройства;
- Регулярная потеря личных вещей, неспособность контроля их местонахождения;
- Частое вмешательство в действия посторонних, в общение незнакомых людей, в игры детей, порой достаточно агрессивное;
- Задержка в речевом развитии;
- Раздражительность, эмоциональная неустойчивость.
Постоянное нарушение дисциплины – один из симптомов гиперактивности
Методы лечения гиперактивности
Гиперактивность ребенка – серьезна проблема, которая должна решаться при помощи специальных методик, направленных на коррекцию поведения и восприятия окружающего мира ребенком. Для правильного выбора способа лечения необходима консультация психолога, невропатолога, остеопата. Существуют следующие методы лечения гиперактивности:
- Мануальная терапия;
- Медикаментозная терапия;
- Психологическая коррекция гиперактивности. [8, с.:41]
Мануальная терапия, путем постепенного устранения родовых травм, воздействуя на череп, позвоночник и крестец, восстанавливает нормальную работу организма и устраняет причины механического нарушения структуры мозга.
Медикаментозная терапия предполагает прием препаратов успокаивающих, повышающих способность к сосредоточению, улучшающих психическое развитие. К таким препаратам относятся психостимуляторы, антидепрессанты, нейролептики, транквилизаторы и снотворные.
Психокоррекция гиперактивности может быть очень результативной как на ранней стадии выявления синдрома гиперактивности, так и в особо запущенных случаях, когда сполна испытаны все отрицательные последствия данного заболевания [5].
Родители в России редко обращаются к школьному психологу без направления со стороны педагога. Большинство предпочитают решать проблемы своими силами. Это зачастую приводит к серьезным проблемам в подростковом возрасте. Родители, не задумываясь о последствиях, считают посещение психолога либо "злом" либо бесполезной тратой времени.
Однако в последние годы родители стали чаще прибегать к помощи психолога, особенно в связи с синдромом дефицита внимания и с гиперактивностью. В целом основные вопросы, с которыми обращаются родители младших школьников, отражены в таблице ниже.
Проблемы, с которыми обращаются родители младших школьников к психологу
Для оказания помощи семьям с гиперактивными детьми нужно психологическое консультирование. Работа с родителями гиперактивных детей проводится в несколько этапов:
- Подготовка к консультации. Первый контакт с семьей.
- Сеанс консультации.
- Этап принятия решения.
Важную роль в процессе коррекции поведения гиперактивных детей играют психологическое консультирование родителей. Консультации помогут облегчить процесс общения гиперактивного ребенка с родителями и тем самым снизить уровень тревожности и возбудимости ребенка.
Психологическое консультирование родителей гиперактивных детей – важный процесс, который позволяет решить множество серьезных проблем, которые могут возникнуть у ребенка в будущем. Важно понимать, что своевременная консультация с психологом облегчит жизнь и родителям и ребенку. Пускать на самотек развитие ребенка с гиперактивностью нельзя. Проблемы из детства могут переместиться во взрослую жизнь. Только тогда уже исправить ситуацию будет намного сложнее.
Литература
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь – СПб.: Речь, 2013
- Мурашова Е.В. Дети – "тюфяки" и дети – "катастрофы": Гиподинамический и гипердинамический синдром. – Екатеринбург: У-Фактория, 2009.
- Байдуганова А.Ю., Щербак Я.К. Гиперактивность дошкольников как проблема детской психологии // URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021930
- Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
- Уэндер П., Шейдер Р.Психиатрия – М.: Практика, 1998 г.