Гиперактивность ребенка

Понятие гиперактивности, признаки гиперактивности у детей и методы её преодоления.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 05.11.2018

Нестерова И.А. Гиперактивность ребенка // Энциклопедия Нестеровых


Понятие гиперактивности

Гиперактивные дети

Большинство детей младшего школьного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью, эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

Гиперактивность – это состояние человека, при котором его возбудимость и активность выше установленной нормы. Если такое поведение становится проблемой для окружающих, гиперактивность рассматривается как психическое нарушение [1].

К внешним признакам гиперактивности ученые относят:

  • невнимательность;
  • отвлекаемость, импульсивность;
  • повышенную двигательную активность[2].

В психологии традиционно принято рассматривать проблему гиперактивности в тесной связи с синдромом дефицита внимания (СДВГ), яркое проявление которого прослеживается у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, при этом, усиление проявления симптомов гиперактивности объясняют кризисностью обозначенного периода психического развития. Однако, в психологической практике, по словам Дж. Добсона, доктору Реншоу довелось столкнуться со случаем, в котором симптомы гиперактивности обрели яркую выраженность у малыша в возрасте всего пятнадцати месяцев после некоторой задержки в развитии, о чем было сказано родителями [3].

В современной науке имеют место два самостоятельных направления анализа проблемы гиперактивности детей: клиническое (медицинское) и психолого-педагогическое направление. В психолого-педагогическое направление входит:

  • разработка игр психокоррекционного и психотерапевтического характера,
  • разработка методик освоения таких детей в коллективе (социализации), разработка проблем их воспитания,
  • обучения и коррекции недостатков [4].

Говоря о значимости решения проблемы проявления симптомов синдрома гиперактивности у детей, важным остается вопрос об определении причин его возникновения. Большинство ученых выделяют две основные группы:

I. Физиологические причины:

  • органические поражения центральной нервной системы,
  • генетические причины, неблагоприятно протекающая беременность;
  • инфекция и интоксикация первых лет жизни ребенка,
  • неблагоприятные роды, патология родов.

II. Психолого-педагогические причины:

  • чрезмерная требовательность и строгость родителей к ребенку, или гиперопека;
  • эмоциональный стресс и переутомление;
  • нарушения внимания;
  • психическая депривация, проявляющаяся в недостатке внешних импульсов и серьезной нехватке в своем окружении смысловых, эмоциональных, а иногда и социальных импульсов.

Признаки гиперактивности детей

Первые признаки гиперактивности у детей обычно проявляются в возрасте 2-3 лет, при этом к врачу таких детей родители приводят обычно в возрасте 8-10 лет, когда учеба и несложные домашние дела уже требуют от ребенка сосредоточенности и самостоятельности.

По результатам научных исследований от 2 до 18% детей страдают от этого расстройства, у мальчиков оно встречается в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Поводом для обращения к врачу должно стать проявление ряда симптомов гиперактивности, представленных на рисунке ниже.

Признаки гиперактивности у ребенка

Признаки гиперактивности

С возрастом эти поведенческие особенности становятся более очевидными в ситуациях, предполагающих внутреннюю организованность и соблюдение правил поведения в поликлинике, музее, школе, общественном транспорте.

Гиперактивность у детей сопровождается рядом симптомов. Самыми распространенными являются следующие:

  • Быстрый переход от одного незавершенного дела к другому, мгновенное отвлечение на посторонние стимулы, абсолютная неусидчивость;
  • Беспокойные хаотичные или повторяющиеся движения в стопах и кистях;
  • Постоянное нарушение дисциплины в ситуациях, требующих соблюдения правил;
  • Прерывание собеседника в общении, невозможность дослушать до конца предложение или вопрос;
  • Хроническое нарушение аппетита и сна, постоянные кишечные расстройства;
  • Регулярная потеря личных вещей, неспособность контроля их местонахождения;
  • Частое вмешательство в действия посторонних, в общение незнакомых людей, в игры детей, порой достаточно агрессивное;
  • Задержка в речевом развитии;
  • Раздражительность, эмоциональная неустойчивость.
Постоянное нарушение дисциплины – один из симптомов гиперактивности

Методы лечения гиперактивности

Гиперактивность ребенка – серьезна проблема, которая должна решаться при помощи специальных методик, направленных на коррекцию поведения и восприятия окружающего мира ребенком. Для правильного выбора способа лечения необходима консультация психолога, невропатолога, остеопата. Существуют следующие методы лечения гиперактивности:

  • Мануальная терапия;
  • Медикаментозная терапия;
  • Психологическая коррекция гиперактивности. [8, с.:41]

Мануальная терапия, путем постепенного устранения родовых травм, воздействуя на череп, позвоночник и крестец, восстанавливает нормальную работу организма и устраняет причины механического нарушения структуры мозга.

Медикаментозная терапия предполагает прием препаратов успокаивающих, повышающих способность к сосредоточению, улучшающих психическое развитие. К таким препаратам относятся психостимуляторы, антидепрессанты, нейролептики, транквилизаторы и снотворные.

Психокоррекция гиперактивности может быть очень результативной как на ранней стадии выявления синдрома гиперактивности, так и в особо запущенных случаях, когда сполна испытаны все отрицательные последствия данного заболевания [5].

Родители в России редко обращаются к школьному психологу без направления со стороны педагога. Большинство предпочитают решать проблемы своими силами. Это зачастую приводит к серьезным проблемам в подростковом возрасте. Родители, не задумываясь о последствиях, считают посещение психолога либо "злом" либо бесполезной тратой времени.

Однако в последние годы родители стали чаще прибегать к помощи психолога, особенно в связи с синдромом дефицита внимания и с гиперактивностью. В целом основные вопросы, с которыми обращаются родители младших школьников, отражены в таблице ниже.

Проблемы, с которыми обращаются родители младших школьников к психологу

Причины обращения к психологу при гиперактивности ребенка

Для оказания помощи семьям с гиперактивными детьми нужно психологическое консультирование. Работа с родителями гиперактивных детей проводится в несколько этапов:

  • Подготовка к консультации. Первый контакт с семьей.
  • Сеанс консультации.
  • Этап принятия решения.

Важную роль в процессе коррекции поведения гиперактивных детей играют психологическое консультирование родителей. Консультации помогут облегчить процесс общения гиперактивного ребенка с родителями и тем самым снизить уровень тревожности и возбудимости ребенка.

Психологическое консультирование родителей гиперактивных детей – важный процесс, который позволяет решить множество серьезных проблем, которые могут возникнуть у ребенка в будущем. Важно понимать, что своевременная консультация с психологом облегчит жизнь и родителям и ребенку. Пускать на самотек развитие ребенка с гиперактивностью нельзя. Проблемы из детства могут переместиться во взрослую жизнь. Только тогда уже исправить ситуацию будет намного сложнее.

Литература

  1. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь – СПб.: Речь, 2013
  2. Мурашова Е.В. Дети – "тюфяки" и дети – "катастрофы": Гиподинамический и гипердинамический синдром. – Екатеринбург: У-Фактория, 2009.
  3. Байдуганова А.Ю., Щербак Я.К. Гиперактивность дошкольников как проблема детской психологии // URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021930
  4. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
  5. Уэндер П., Шейдер Р.Психиатрия – М.: Практика, 1998 г.
Читайте также
Перечень основных групп методов обучения русскому языку. Изучение их особенностей и валяния на развитие языковых навыков школьников.
Самоанализ урока по ФГОС нового поколения и пример самоанализа.
Порядок составления и пример план-конспекта урока английского языка.
Виды игр в дошкольном обучении и игровая активность в детских садах.
Социальная дезадаптация как одна из проблем взаимодействия детей в коллективе ДОУ и школы.