Понятие и стороны рынка труда
Прежде всего, следует выяснить, что понимается под рынком труда, и откуда появился этот термин. Рынок труда можно трактовать как с экономической, так и с правовой точек зрения.
С точки зрения экономических наук рынок труда представляет собой следующее:
Рынок труда представляет собой важный элемент рыночной экономики, который является составным элементом национальной экономической системы. Предметом товарных отношений на рынке труда является рабочая сила, которую предлагают граждане трудоспособного возраста потенциальным работодателям за соответствующее вознаграждение – заработную плату.
В правовой науке рынок труда рассматривается как система отношений:
Рынок труда – это система социально-экономических (общественных) отношений между его субъектами: работником и работодателем.
Рынок труда включает в себя две стороны: работник и работодатель. Другими словами, одни предлагает услуги другой их потребляет. Работник и работодатель наделены определенными правами и обязанностями. Права и обязанности каждой из сторон являются отражением правового статуса каждой из сторон. Они нашли отражение в Трудовом Кодексе РФ. Именно он регламентирует основы трудовых правоотношений.
Рынок труда наделен системой функций, которая представлена на рисунке ниже.
Функции рынка труда
Согласно информации, представленной на рисунке, рынок труда выполняет функции схожие с функциями государства. Динамика и текущее состояние рынка труда характеризует уровень социально-экономического развития государства. Отсюда вытекает необходимость анализа роли государства в регулировании рынка труда.
Состояние рынка труда в РФ
Говоря о тенденциях на современном российском рынке труда, следует привести данные Росстата, согласно которым численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет в марте 2017г. составила 75,9 млн. человек, из них 71,8 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,1 млн. человек – как безработные с применением критериев МОТ.
Уровень безработицы среди молодежи 2017 год [1]
Рынок труда в России динамичен. Изменения происходят каждый год. Это обусловлено высокой чувствительностью к социально-экономическому положению в стране. 2017 год стал показательным для рынка труда в РФ. Произошли изменения в структуре соискателей: изменились требования к работникам. Аналитики отмечают, что произошел переход от внимания к стажу к вниманию к уровню компетенций.
Министерство труда Российской Федерации отмечает, что в середине декабря 2017 года было зарегистрировано около 800 тысяч официальных безработных. Опрос Фонда общественного мнения показал: 53% россиян оценивают уровень безработицы как высокий, а 48% утверждают, что в регионе их проживания безработица растет, и только 8% заметили ее снижение [2].
В 2017 году высок спрос на квалифицированные рабочие специальности. По-прежнему сложно найти хорошего слесаря, токаря или сварщика.
В последние годы наметилась тенденция к снижению вакансий по специальностям связанным с повторяющейся деятельностью. Это следствие автоматизации многих сфер деятельности. Так, начиная с 2017 года, отчетливо видна тенденция к снижению спроса на сотрудников колл-центров. Современное программное обеспечение вполне может заменить низкоквалифицированного оператора. В зоне риска оказались такие профессии как менеджер в турфирме, библиотекарь и делопроизводитель. Резко снизится спрос на водителей, таксистов и курьеров.
В конце 2017 года отмечена тенденция к снижению у населения потребности в частой смене работы. Сотрудники стали сильнее "держаться" за свое место. Это связано не с ростом безработицы, а с ростом сознательности и уровня комфорта на рабочем месте.
В завершении отметим, что современная Россия стоит на пороге быстрой смены модели рынка труда. К этому страну подталкивают внешние вызовы времени и накопившиеся противоречия в экономике [3]. По этой причине крайне важно адекватное государственное регулирование рынка труда.
Методы государственного регулирования рынка труда
Государственное регулирование рынка труда в России крайне важно в силу размеров нашего государства и неоднородности в плане заработных плат и уровня занятости. Государство обязано устанавливать размер минимальной оплаты труда для того, чтобы недобросовестные работодатели не использовали экономические явления для снижения уровня зарплат. Кроме того, трудовое законодательство как инструмент государственного регулирования призвано регламентировать правоотношения сторон на рынке труда.
Государственная политика в области регулирования рынка направлена на создание экономических, институциональных и правовых условий для повышения эффективности занятости населения.
Государственное регулирование рынка труда должно отражать потенциал различных групп в рамках трудоустройства. Существуют определенные показатели, которые уменьшают или увеличивают шансы на успешное трудоустройство. К ним можно отнести:
- уровень образования,
- стаж,
- уровень компетенций,
- семейное положение,
- половозрастные показатели.
Направления поддержки рынка труда государством
К числу ключевых методов государственного регулирования рынка труда в Российской Федерации относят:
- Методы правового регулирования рынка труда
- Методы экономического регулирования рынка труда
- Методы социального регулирования рынка труда
- Организационные методы регулирования рынка труда
В последние годы государство меняет интенсивность регулирования рынка труда, создавая условия для развития экономики в целом и рынка труда в частности. Доказано, что активная деятельность государства на рынке труда оказывает значимый положительный эффект на трудоустройство в формальном секторе экономики и повышает заработную плату.
Литература
- Данные Росстата за 2017 год // URL: URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/trud_2017.pdf
- Развивайся или уходи: чем удивит рынок труда в 2017 году // URL: https://ria.ru/economy/20161223/1484484719.html
- Рынок труда – 2018. Кому будет трудно найти и удержать работу? // URL: http://www.chr.aif.ru/society/rynok_truda_2018_komu_budet_trudno_nayti_i_uderzhat_rabotu