Понятие ИКТ-компетентности в современной педагогике
В настоящее время компьютеры и иные информационные технологии прочно обосновались в жизни как педагогов, так и учащихся. Без навыков владения ПК в современном мире очень сложно, так как компьютеризация проникла во все сферы деятельности.
Потенциал ИКТ в образовании огромен. Современная педагогика не смогла пройти мимо такого явления. Соответственно в науке возникли различные трактовки ИКТ. Отдельно ученые уделили внимание изучению термина "ИКТ-компетенция".
В таблице 1 отражены ключевые подходы к определению ИКТ-компетентности.
№ | Автор определения | Формулировка определения |
---|---|---|
1 | В.Ф. Бурмакина[1] | ИКТ-компетентность – уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной, образовательной и иной деятельности.. |
2 | А.А. Елизаров [4] | ИКТ-компетентность – это совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причём именно наличие такого опыта является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций. |
3 | О.Н. Шилова М.Б. Лебедева [6] | ИКТ-компетентность – это способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий |
4 | Л.Н.Горбунова и А.М. Семибратов [3] | ИКТ-компетентность – это готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности". |
Рассмотрев существующие трактовки термина ИКТ-компетентность можно выделить общую трактовку согласно которой:
ИКТ-компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.
Рисунок 1. Основные аспекты ИКТ-компетенции
ИКТ-компетентность включает в себя несколько компонентов, благодаря которым она может считаться независимой единицей педагогической компетенции по ФГОС нового поколения. Базовая структура ИКТ-компетентности представлена в таблице 2.
№ |
Элемент структуры |
Умения |
---|---|---|
1 |
Определение |
|
2 |
Доступ (поиск) |
|
3 |
Управление |
|
4 |
Интеграция |
|
5 |
Оценка |
|
6 |
Создание |
|
7 |
Сообщение (передача) |
|
ИКТ- компетентность педагога
ИКТ-компетентность педагога является важным элементом уровня квалификации современного учителя. В условиях роста требований к уровню преподаванию предметов в школе, владение ИКТ позволяет индивидуализировать процесс обучения и внедрить новшества, которые позволят улучшить усвоение информации учащимися и повысить их заинтересованность в образовании.
Современные стандарты требуют соответствия ИКТ-компетентности учителя содержанию, компоненты которого отражены на рисунке 2.
Рисунок 2. Содержание ИКТ-компетентности учителя
Современный педагог осваивает ИКТ в несколько этапов, которые повышают уровень его профессионализма. В педагогической науке специалисты рассматривают каждый из этапов отдельно. Так первый этап предусматривает освоение информационно-коммуникационных компетенций учителя, связанных с организацией обучения учащихся. Второй этап характеризуется формированием педагогических ИКТ-компетентностей, связанных с совершенствованием учебного процесса, в режиме сетевого педагогического взаимодействия.
Повышение квалификации учителей сегодня становится одной из наиболее важных задач в период перехода школ на профильное обучение. Поднять систему повышения квалификации на новый уровень возможно путем информатизации, которая невозможна без развития ИКТ-компетентности педагога [2].
Модель ИКТ-компетентности существующая в современных стандартах позволяет учителю развиваться поступательно, постоянно расширять свои знания и возможности на педагогическом поприще.
Рисунок 3. Модель ИКТ-компетентности
В ИКТ – компетентности выделяются элементы, которые формируются и используются в отдельных предметах, в интегративных межпредметных проектах, во внепредметной активности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий.
Оценка ИКТ-компетентности
Существующие подходы к образованию требуют постоянного контроля и оценки уровня ИКТ-компетентности педагога. Главной целью оценки ИКТ-компетентности является диагностика динамики развития и своевременное выявление "застойных явлений" и пробелов.
К числу ключевых подходов к оценке ИКТ-компетентности педагога относится мониторинг. Он направлен на изучение и выбор актуальных методов по устранению недостатков в ИКТ-компетентности. Современная концепция мониторинга ИКТ-компетентности учителя основана на трудах известного педагогога Л.В.Кочегаровой [5]. Мониторинг, как метод оценки ИКТ-компетентности выполняет функции контроля за качеством обучения педагогов. К числу ключевых функций можно отнести следующее:
- информационная функция – позволяет фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого педагога, его достижениях и затруднениях;
- контрольно-корректирующая фукция – обеспечивает объективные данные по уровню информатизации образовательного учреждения в целом, ИКТ – компетентности отдельного педагога, что служит основанием для внесения корректив в методику обучения, выбора индивидуальной образовательной траектории. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию положительной мотивации и комфортных условий для каждого педагога, учету аксеологических аспектов обучения взрослых;
- мотивационная функция стимулирует к совершенствованию и углублению своих знаний, развивает умения самоконтроля и самооценки.
Базовый уровень ИКТ-компетентности педагога должен включать в себя систему умений и навыков, которые представлены на рисунке ниже.
Рисунок 4. Базовый уровень ИКТ-компетентности педагога
В настоящее время ИКТ-компетентность педагогов может оцениваться через экспертную оценку разработок их уроков. Рассматриваются технологические карты уроков отдельного педагога и производится сравнение зафиксированного в плане уровня использования ИКТ и реального. По итогам сравнения выставляется определенная оценка.
Диагностическая карта сформированности ИКТ-компетентности учителя
Представленная ниже диагностическая позволяет быстро оценить уровень ИКТ-компетентности педагога. Оценка производится при помощи расстановки балов в соответствии с уровнем того или иного умения указанного в диагностической карте:
- 3 балла – высокий уровень,
- 2 балла – средний уровень,
- 1 балл – низкий уровень,
- 0 – отсутствие показателя
№ |
Знания, умения, навыки. |
---|---|
1. |
Знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, назначения устройств компьютера |
2. |
Знание назначения программных продуктов (Windows, MS Office), их функций и возможностей |
3. |
Знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет) |
4. |
Умение набрать текст в Word |
5. |
Умение создать электронную таблицу в Excel |
6. |
Умение создать диаграмму по электронной таблице в Excel |
7. |
Умение создать простую презентацию к уроку |
8. |
Умение создать презентацию к уроку с гиперссылками, звуком и пр. |
9. |
Знание ППС по предмету |
10. |
Умение устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой |
11. |
Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР |
12. |
Умение извлекать и отбирать информацию из Интернет по преподаваемой дисциплине |
13. |
Умение выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса |
14. |
Владение методиками создания собственного электронного дидактического материала. |
15. |
Использование ИКТ для оформления тематического планирования |
16. |
Использование ИКТ для мониторингов по своему предмету |
17. |
Использование ИКТ для оформления различных отчетов по предмету |
18. |
Использование ИКТ для анализа процесса обучения |
19. |
Умение сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося |
20. |
Применение инструментов организации учебной деятельности учащегося. |
21. |
Дистанционно поддерживать учебный процесс, например, через Дневник.ру. |
22. |
Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (Интернет-олимпиады, конкурсы, викторины…) |
23. |
Создание банка КИМов, тестовых заданий |
24. |
Стремление к самообразованию в рамках ИКТ |
25. |
Взаимодействие и сотрудничество с родителями с помощью ИКТ (эл. почта, Дневник.ру) |
26. |
Умение эффективно строить процесс общения с различными участниками ОП с помощью ИКТ |
ИТОГО: |
Литература
- Бурмакина В.Ф., Фалина, И.Н. ИКТ-компетентность учащихся . – URL: http://www.sitos.mesi.ru/
- Галанов А.Б. Модель формирования икт-компетенций у учителей // . – URL: http://www.irorb.ru/files/magazineIRO/2011_2/7.pdf
- Горбунова Л.М., Семибратов, А.М. Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий на основе принципа распределенности. Конференция ИТО-2004 // . – URL: http://ito.edu.ru/2004/Moscow/Late/Late-0-4937.html.
- Елизаров А. А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернет-образования учителя: тезисы доклада // Международная научнопрактическая конференция RELARN-2004.
- Кочегарова Л.В. Научно-методическое сопровождение в информационной среде как комплексное решение проблемы подготовки кадров // Сахалинское образование – XXI. 2008. № 1. С. 3-5
- Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. – 2004. – № 3. – С. 95-100.