Проблемы информационного обеспечения местного самоуправления

Перечень базовых проблем в сфере информационного взаимодействия с населением местного самоуправления в Российской Федерации
Рубрика: Право и ТГП
Автор: Ирина Нестерова ✔ 16.12.2018

Нестерова И.А. Проблемы информационного обеспечения местного самоуправления // Энциклопедия Нестеровых


Проблемы информационного взаимодействия в МСУ

Проблемы информационного обеспечения местного самоуправления

В системе МСУ в РФ есть как положительные, так и отрицательные стороны. Прежде всего, следует выделить тот факт, что главы поселений имеют голос при принятии решений районного уровня – утверждение Устава, бюджета, прогнозного плана приватизации, установление налогов и льгот и др.

Во-вторых, представительный орган, состоящий из глав поселений, является более профессиональным и способен на самостоятельную работу в сфере нормотворчества.

В настоящее время у органов местного самоуправления на территории РФ отсутствуют стимулы к повышению качества предоставления государственных услуг, что вызвано, в первую очередь, слабым контролем за качеством и поверхностным отношением к жалобам со стороны заявителей.

Повышение качества обслуживания и доступности государственных услуг, оказываемых органами местного самоуправления является приоритетной задачей управления. С улучшением качества услуг значительно вырастет лояльность населения как к самой местному самоуправлению. Население начнет с большим энтузиазмом принимать участие в деятельности местного самоуправления.

Упрощение и повышение прозрачности процедур предоставления услуг органами местного самоуправления позволит динамично развиваться ряду сопутствующих экономических элементов.

В числе базовых проблем местного самоуправления в можно с уверенностью назвать проблемы бумажного документооборота, который, несмотря на активное реформирование и информатизацию общества, продолжает существовать в отдаленных районах и на уровне сельских и районных муниципалитетов.

В рамках решения проблем в сфере МСУ в настоящее время внедряется ФГИС ТП.

Федеральная государственная информационная система территориального планирования – информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования.

Целями ФГИС ТП являются обеспечение информационной поддержки принятия органами государственной власти и местного самоуправления решений в сфере градостроительной деятельности, оптимизация процедуры согласования документов территориального планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также публичности градостроительных решений и прозрачности процессов управления развитием территории.

Участниками информационного взаимодействия в ФГИС ТП являются: обладатели информации – федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оператор федеральной информационной системы – Министерство регионального развития Российской Федерации пользователи информации – органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица. Для размещения информации в ФГИС ТП и согласования проектов планирования необходима усиленная квалифицированная электронная подпись. Принцип работы ФГИС отражен на рисунке ниже.

Структура ФГИС

Структура ФГИС

Недостаточная эффективность использования органами местного самоуправления возможностей открытого правительства создает проблемы в сфере обслуживания населения.

Базовые проблемы информационного обеспечения местного самоуправления

В числе актуальных проблем в сфере предоставления государственных услуг путем использования электронного правительства является недостаточная компетентность сотрудников.

Сотрудники органов местного самоуправления в ряде районов на территории РФ один раз в пять лет проходят процедуру подтверждения компетентности в форме квалификационного экзамена.

Ознакомившись с официальными электронными ресурсами более чем 50 районов РФ, захотелось выделить несколько проблем в сфере информатизации муниципального управления.

Прежде всего, следует выделить низкий уровень официальных электронных ресурсов. Большинство сайтов обладают малой информативностью, устаревшим дизайном и не предусматривает размещение информации помогающей гражданам, нуждающимся в оказании муниципальных услуг.

Итак, в числе базовых проблем местного самоуправления в РФ налицо противоречие между прогрессивно формирующимися, декларируемыми в официальных документах гарантиями доступа граждан к информации и создания Интернет-ресурсов органов власти всех уровней – с одной стороны, и отсутствием реального механизма обеспечения реализации этих гарантий – с другой, вызывающее резко негативную оценку населением собственных информационных прав и свобод.

Очевидно, что отсутствие у большинства граждан возможностей реализовать своё конституционное право искать и получать информацию, необходимую им в повседневной жизни, существенно сдерживает их общественную активность и позволяет недобросовестным деятелям создавать антиобщественные настроения.

Это говорит о том, что гарантии доступа к информационным ресурсам органов муниципального управления в ряде регионов на практике приобретают декларативный характер и требуют разработки более действенного механизма их реализации. Половина граждан не имеют возможностей ознакомиться с информацией, определяющей их права и обязанности и регулирующей их поведение в повседневной жизни с минимальными затратами сил, времени и средств.

Очевидны и другие серьезные проблемы, такие как проблемы несовершенства самой системы, которые должны быть преодолены за счет ее реформирования. Так же очевидны трудности переходного периода, связанные с необходимостью обеспечения безболезненного перехода от одной системы к другой. Несмотря на то, что в настоящее время работа по оптимизации процедур оказания муниципальных услуг через Интернет набирает обороты – остаются проблемы связанные со слабым качеством самих электронных ресурсов, неудовлетворительной функциональной стороной информационной и программной составляющей.

На муниципальных уровнях ведется активная, но не очень эффективная борьба с коррупцией. Остается открытой проблема, связанная с нецелевым использованием бюджетных средств. В этой связи остро встаёт вопрос полноценного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, так как сейчас контроль имеет формальный характер и позволяет не только процветать мелкой коррупции, но и оставаться чиновникам безнаказанными.

Из всего вышесказанного вытекает вывод, согласно которому борьба с коррупцией не достаточно эффективно. Помимо перечисленных фактов, об этом можно судить по большому количеству жалоб от потребителей государственных услуг.

В числе ключевых проблем МСУ в РФ следует перечислить следующее:

  • Недостаточно высокий уровень оказания муниципальных услуг населению;
  • Низкий уровень официальных электронных ресурсов небольших районов, малых городов и сел;
  • Недостаточная эффективность борьбы с коррупцией на уровне малых городов, отдаленных районов и областей;
  • Нецелевое использование бюджетных средств или их неиспользование на целевые программы;
  • Отсутствие четких принципов разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это тормозит решение социальных проблем, затрудняет решение собственных задач местного самоуправления, порождает ситуацию безответственности.
  • Недостаточная проработанность процедур обеспечения ответственности и контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Действующее законодательство не предусматривает конкретных форм ответственности органов местного самоуправления перед гражданами, за исключением выборов, местного референдума и процедуры отзыва должностного лица.
  • Неясность процедур осуществления властных и хозяйственных полномочий органов местного самоуправления. На уровне органов местного самоуправления произошло смешение властных и хозяйственных полномочий.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  4. ФГИС ТП Официальный сайт //URL: https://fgistp.economy.gov.ru/

Читайте также
Понятие, признаки и установление юридического факта.
Понятие, структура, виды суждений. Простые, частноутвердительные, частноотрицательные суждения.
Государство без функций перестает быть таковым, ибо теряет основные направления своей деятельности.
Совершенствование задач местного самоуправления первостепенная задача российского государства
Концепция исковой давности в международном праве, особенности исчисления ее срока.


Добавление комментария:

Имя:

Email: (обязательно!)

smile biggrin tongue wink cool angry sad cry upset tired blush surprise thinking shhh kiss crazy undecide confused down up