Качество функционирования и развития систем управления зависит во многом от эффективности управления процессами на всех уровнях любой организации. Это, в свою очередь, требует высокого уровня информированности конкретных субъектов управления, который повышается с помощью информационно-аналитического обеспечения.
Концепция информационно-аналитического обеспечения
Информационно-аналитическое обеспечение в сфере управления в целом ориентировано на совершенствование уровня качества управления общественными процессами и основано на общей методологии аналитической деятельности в рамках реализации функций управления на всех уровнях.
Рассмотрим концептуальные аспекты информационно-аналитического обеспечения, выявим специфику его использования в сфере управления.
Кроме того, с учетом развития технологий информационно-аналитического обеспечения определим его фундаментальные и функциональные принципы.
Применительно к системам управления информационно-аналитическая деятельность представляет собой непрерывный процесс поиска, сбора, переработки и предоставления информации в форме, пригодной для ее использования [1]. Вместе с тем данный подход ориентирован лишь на процедурный аспект в рамках более сложных управленческих систем в целом. Поэтому представляется более объективным иной подход: "информационно-аналитическая деятельность – это системное получение, анализ и накопление информации с элементами прогнозирования по вопросам, касающимся деятельности учреждения" [2].
С другой стороны информационно-аналитическую деятельность в рамках обеспечения процессов управления следует разделять на две составляющие: информационную работу и аналитическую работу. В соответствии с данным подходом "к информационным средствам обеспечения управления относится совокупность документальных, технических и других устройств, предназначенных для накопления, обработки, систематизации, хранения и представления информации, а к аналитическим средствам обеспечения управления – логические принципы, методы анализа и средства обработки фактических данных с более высоким качеством" [3].
Если рассматривать сущность информационно-аналитического обеспечения с точки зрения функционального назначения, то очевидна его направленность на получение новых совокупностей данных или массивов информации [4], предназначенных для обеспечения сложных процессов в системе управления. Отсюда можно сделать следующий вывод:
Информационно-аналитическое обеспечение – это совокупность информационных процессов, необходимых для целесообразного, рационального и эффективного процесса управления.
Информационно-аналитическое обеспечение управления
Информационно-аналитическое обеспечение в сфере управления неотъемлемо связано со сбором, обработкой, оценкой, анализом, представлением и передачей информационных данных, массивов информации, а результаты работы управленческих работников определяются тем, насколько они информационно обеспечены и управляют ситуацией на основе результатов аналитической работы.
В целом информационно-аналитическое обеспечение в сфере управления направлено на сокращение времени на передачу, обработку, подготовку и реализацию управленческих решений, мероприятий и т.п. При этом в настоящее время наблюдается тенденция планомерной интенсификации информационных процессов в данной среде, что требует развития информационно-аналитического обеспечения, в том числе во всех сферах государственного и муниципального управления. Следует отметить, что основной направленностью данных процессов выступает повышение качества организации жизнедеятельности общества в целом.
Таким образом, можно выделить два уровня информационно-аналитического обеспечения [4] в сфере управления:
- Информационный уровень, заключается в поиске, сборе, хранении, распространении информации;
- Аналитический уровень, заключается в обобщении, классификации информации, ее анализе и преобразовании, разработке выводов, предложений, рекомендаций и прогнозов.
При этом в системе управления в контексте принятия конкретных решений выделяют три уровня [2] информационно-аналитического обеспечения:
- Оперативный;
- Тактический;
- Стратегический.
Рисунок – Схема информационно-аналитического обеспечения в сфере управления
В соответствии с таким подходом формы информационно-аналитического обеспечения в рамках его целостной концепции в системе управления можно представить следующим образом:
- Мониторинг, включающий информационные сводки, отчеты, справки, доклады и т.п.;
- Анализ эффективности принятых решений, процедур принятия решений и результатов их выполнения;
- Исследование актуальных проблем в конкретных сферах управления, включая информационные, концепционные и программные разработки, оперативные исследования и аналитические исследования [5].
Принципы информационно-аналитического обеспечения
Характеристика основных принципов информационно-аналитического обеспечения представлена в таблице.
№ |
Принцип |
Характеристика |
---|---|---|
1. |
Целенаправленность |
Целенаправленность информационно-аналитического обеспечения предполагает его ориентацию на достижение конкретных целей и решение поставленных задач определенным образом. Фактически, данный принцип закладывает базовый фундаментальный фактор обеспечения результативности управленческой деятельности. |
2. |
Актуальность |
Из принципа целенаправленности логично следует принцип актуальности, так как информационно-аналитическая деятельность должна отвечать потребностям практической деятельности общества. Нарушение данного принципа будет автоматически означать пренебрежением принципов целенаправленности. Поэтому информационная и аналитическая работа быть направлена на решение конкретных вопросов высокой степени важности. |
3. |
Активность |
Функционирование систем информационно-аналитического обеспечения и представление результатов аналитической работы обеспечивается на условиях независимости от конкретных запросов пользователей и содержит элементы прогнозирования, что предопределяет принцип активности функционирования систем информационно-аналитического обеспечения. |
4. |
Достоверность |
Достоверный учет исходных данных для аналитической работы требует от информационного уровня точности количественных данных, отсутствие субъективности в используемых параметрах, достижения максимальной степени объективизации и обоснованности последующих выводов, оценок и предложений. |
5. |
Полнота |
С принципом достоверности неразрывно связан ринцип полноты использования всей имеющейся информации, которая необходима для решения поставленных задач управления и достижения намеченных целей. |
6. |
Альтернативность |
Альтернативность функционирования информационно-аналитического обеспечения подразумевает наличие у каждого сотрудника аналитической службы возможности свободно сформулировать свое мнение относительно полученных результатов на основе имеющейся информации. Результаты проводимых исследований и аналитических работ должны доводится до высшего руководства учреждений и организаций без искажений, но с учетом категориального анализа полученных выводов с использованием систем информационно-аналитического обеспечения. |
7. |
Обоснованность |
Получение аргументированных результатов по итогам обработки массивов информации обеспечивается на основе современных достижений науки, эффективных информационно-аналитических технологий, что соответствует критерию достаточности принципа обоснованности. |
8. |
Системность |
Принцип системности организации информационно-аналитического обеспечения опирается на поддержание работоспособности и комплексный анализ вопросов, подлежащих решению, с учетом их места, роли и взаимосвязей в общей структуре основной деятельности учреждения или организации. |
9. |
Своевременность |
Своевременный характер представления результатов информационно-аналитической работы требует их выдачи в нужные сроки и в удобной форме для конечных пользователей. |
10. |
Инициативность |
Принцип инициативности гарантирует точное определение и описание вопросов, формирование задач и предложение способов решения, в том числе и выходящих за пределы традиционных управленческих представлений. |
11. |
Объективность |
Принцип объективности обеспечивает отсутствие тенденциозности, беспристрастное отношение аналитика к исследованию и его результатам. |
12. |
Непрерывность |
Принципы непрерывности и гибкости взаимосвязаны между собой на уровне организации постоянно действующего информационно-аналитического мониторинга, что позволяет, с одной стороны, своевременно выявлять происходящие изменения в текущей ситуации, в проводимом исследовании или реализации запланированных мероприятия, а с другой стороны, быстро адаптировать к этим изменениям управленческую деятельность без кардинальных модификаций комплекса применяемых методов и используемых средств реализации аналитической работы. |
13. |
Гибкость |
Выводы
Информационно-аналитическое обеспечение в сфере управления направлено на повышение его эффективности, результативности и способствует целевой ориентации на повышение уровня организации жизнедеятельности общества.
Принципы информационно-аналитического обеспечения закладывают основу методологии аналитических исследований в рамках управленческих подходов к организации и проведению мероприятий в конкретных сферах государственного и муниципального управления.
Литература
- Голицына О.Л. Информационные технологии. – М.: Форум, 2015.
- Голенищев Э.П., Клименко И.В. Информационное обеспечение систем управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
- Колесов Ю.Б., Сениченков Ю.Б. Моделирование систем. Объектно-ориентированный подход. – СПб.: Питер, 2013.
- Салмин С.П. Информационное обеспечение процессов управления. – М.: Синергия, 2015.
- Мельников В.П. Информационное обеспечение систем управления. – М.: Академия, 2010.
- Хетагуров Я.А. Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления. – М.: Бином, 2015.
- Мещеряков С.В. Эффективные технологии создания информационных систем. – М.: Политехника, 2012.