Понятие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в педагогике.
Во ФГОС закреплены рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в преподавании в условиях школы. Переход на ФГОС нового поколения требует обновления профессионально-педагогической подготовки учителей и повышения их уровня работы с инновационными технологиями.
Активизация мер по внедрению информационно-коммуникативных технологий появились вместе с принятием "Стратегии развития информационного общества" [3]. Данный документ расширяет горизонты доступности информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. После этого была принята Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года, согласно которой все государственные и муниципальные учреждения должны иметь свои сайты, в том числе и образовательные учреждения.
Однако далеко не все школы и ДОУ подошли ответственно к внедрению сайтов. Очень много учреждений предпочли создать неудобный и бесполезный ресурс, так сказать, для галочки.
Отдельно следует выделить трактовку термина "информационно-коммуникативные технологии". В настоящее время общепризнанным определением считается следующее:
Информационно-коммуникационные технологии представляют собой овладение технологией работы в интегрированной среде мультимедиа, реализующей дальнейшее развитие идеи ассоциативно связанной информации, получаемой, обрабатываемой и предъявляемой в различных формах с учётом психолого – педагогических основ использования средств – ИКТ в учебном процессе. [1]
Бесспорно информационные технологии давно используются в российском и зарубежном образовании. Однако, следует отметить, что в настоящее время складывается многоуровневая система представления информации на различных носителях, в которой тесно взаимодействуют традиционные и новые информационные технологии, которые служат хорошим подспорьем учителю в его нелегком труде.
Информационно-коммуникативные технологии- это необходимый элемент современного образования. Её необходимость обусловлена следующими факторами:
- ИКТ нужны для формирования информационного общества;
- Использование ИКТ влияет качественные изменения в структуре образовательных систем и в содержании образования.
Структура ИКТ
Для ряда отечественных педагогов структура информационно-коммуникативных технологий в образовании остается неясной. В настоящее время многие современные образовательные программы базируются на ИКТ-компетентности преподавателей.
ИКТ-компетентность – использование различных информационных инструментов и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Учителя должны уметь в своей работе пользоваться основными структурными элементами информационно-коммуникативных технологий. Структура ИКТ отражена на рисунке 2.
Изучив структуру ИКТ, можно выделить следующее:
- Интернет является одним из ключевых элементов;
- Использование интерактивных источников информации очень важно в рамках ИКТ;
- Организация занятий с использованием таких элементов ИКТ, как телеконференции расширит не только кругозор и улучшит УУД учащихся, но и позволит повысить ИКТ-компетентность учителя.
Рисунок 1. Структура информационно-коммуникативных технологий
В настоящее время на практическом опыте доказано, что информационно-коммуникативных технологии или ИКТ имеют ряд важных дидактических возможностей, к числу которых можно отнести:
- возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любой формы представления;
- хранение информации в памяти ПК или ноутбука в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, вывода на печать и т.д.;
- возможность доступа к различным источникам информации через систему Интернет, работы с этой информацией;
- возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций;
- возможность перенести добытые материалы на свой носитель, вывести на печать и работать с ними так и тогда, как это необходимо пользователю [1].
Функции ИКТ
Информационно-коммуникативных технологии обладают рядом функции, которые и определяют роль ИКТ в развитии современного образования. Самыми важными функциями ИКТ являются дидактические. Дидактические функции ИКТ представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Дидактические функции ИКТ
Как мы видим ИКТ обладает очень полезными дидактическими функциями, каждая из которых позволяет улучшить образовательный процесс. При этом нельзя забывать и о том, что одной из функций ИКТ является стимул к саморазвитию педагога и возможность совершенствовать уровень УУД учащихся.
Отдельно следует выделить тот факт, что ИКТ важны для реализации таких общеучебных универсальных действиях, как:
- поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
- фиксация информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки с целью дальнейшего использования записанного;
- структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;
- создание гипермедиа сообщений;
- подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;
- построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.
Средства информационно-коммуникативных технологий(ИКТ)
Информационно-коммуникативные технологии не могут реализовывать свои функции без средств. Ключевые средства информационно-коммуникативных технологий представлены в таблице 1.
Таблица 1. Средства ИКТ
№ |
Средство ИКТ |
Описание средства ИКТ |
1 |
Компьютер, ноутбук |
Универсальное устройство обработки информации. ПК или ноутбук позволяют свободно обрабатывать любую информацию. Кроме того, при помощи Интернета компьютер помогает находить и перерабатывать необходимую пользователю информацию. |
2 |
Принтер |
Позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. |
3 |
Сканер |
Устройство для переноса картинок, фотографий на компьютер с целью дальнейшей обработки. |
4 |
Проектор |
Необходим для педагогической деятельности, так как повышает: уровень наглядности в работе преподавателя, дает возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу, аудитории. |
5 |
Интерактивная доска |
Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. |
6 |
Устройства для записи визуальной и звуковой информации (фотоаппарат, видеокамера, телефон, планшет) |
Данные устройства относятся к ИКТ на основании того, что дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. |
7 |
Носитель информации (флешка, SSD) |
Используется для хранения и быстрого переноса информации от одного компьютера к другому. |
Рассмотрев ключевые средства ИКТ, важно отметить, что сам факт применения информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать процесс обучения. Это обусловлено тем, что техническая поддержка уроков создает более комфортные психологические условия, снимает психологические барьеры, усиливает роль учащихся в выборе средств, форм и темпов изучения различных тем школьной программы, повышает качество образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении [2].
Средства ИКТ очень важны для полноценной организации современного урока. Важно подчеркнуть, мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять.
План конспект урока с использованием ИКТ
План-конспект современного урока немыслим без использования информационно-коммуникативных технологий или, другими словами ИКТ. В настоящее время педагоги используют не только план-конспекты, но все чаще технологические карты урока.
Подробнее про технологические карты урока
В план-конспекте урока указывается перечень только тех информационно-коммуникативных технологий, которые применял педагог. Ниже приведен пример план-конспекта урока математики в первом классе, при проведении которого использовались информационно-коммуникативные технологии.
Тема: Ломаная линия и её звено (1 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цель урока: Дать представление о понятиях: ломаная линия, звено ломаной, вершины, замкнутая ломаная, незамкнутая ломаная.
Задачи:
- познакомить учащихся с ломаной линией, её частями и видами.
- научить выделять ломаную линию среди других фигур.
- сформировать навыки правильного построения линий.
- развивать речь, внимание, память, мышление учащихся;
- развивать временные и пространственные представления.
- способствовать воспитанию здорового образа жизни, пунктуальности любви к предмету.
Планируемые результаты:
- знать и понимать что такое ломаная линия;
- успешно определять звено ломаной, вершины;
- знать что такое замкнутая и незамкнутая ломаная.
- сравнивать свои выводы с текстом учебника;
- проверять правильность выполнения задания;
- работать в паре.
Оборудование:Компьютер с мультимедийным проектором, презентация, учебник: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова "Математика" 1 класс Часть 1, наборные полотна, счётные палочки, линейка, карандаш.
Структура урока:
- Организационный.
- Актуализация знаний.
- Работа по теме урока.
- Физкультминутка.
- Самостоятельная работа.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока:
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I |
Организационный этап |
До урока класс разделён на 3 группы. Так как в классе 29 человек, то сформированы 2 по 9 и одна группа численностью 10 человек. Учитель: Здравствуйте ребята. Рада Вас видеть на уроке математике по теме "Ломаная линия. Звено ломаной". Почему вы не заняли свои места?
|
Каждая группа заранее выбрала себе капитана. Команды получили названия: красные, жёлтые и белые. Со звонком группы выстраиваются у двери за капитаном, по цепочке. От порога класса по направлению к рабочему столу каждой группы по полу проложены 3 атласные ленты: красная, жёлтая, белая. Ленты не сгибаются, лежат прямо, но их длин не хватает, чтобы дойти до своего стола. Группам предлагается пройти и занять своё рабочее место наступая только на ленты "своего" цвета. Идут гуськом. Потом резко останавливаются. Учащиеся здороваются, но продолжают стоять. |
II |
Актуализация знаний |
Почему вы не заняли свои места? Учитель: Почему не хватило ленты? Учитель: А можно я также ровно протяну каждую ленту вперёд и вы пойдёте по ней дальше до своего стола? Учитель: Что же делать? Как же нам начать урок? Учитель: Давайте так и сделаем. Учитель дает капитанам каждой команды по новой ленте. Учитель: Ну, вот мы и расселись. Давайте посмотрим на слайд 2. Я ваши ленты заменила линиями такого же цвета. Учитель: Посмотрите, вот так вы шли сначала. Что можете сказать про эти линии? Учитель: Как их можно продолжить? Откройте тетради. Начертите свою линию так, как вы её видите на экране, произвольной длины. Продолжите её. Учитель бегло осматривает работы. Учитель: Посмотрите на слайд 3. Учитель: Как называется Учитель: Но если мы так пойдём, то до места не дойдём, мешают парты. Я увидела в тетрадях нескольких учащихся вот такие примерно линии: Слайд 4. Учитель: Скажите, можно ли выбрать такой путь движением? Учитель: -Будет ли это прямолинейное движение? Учитель: А можно ли тогда такую линию назвать прямой? Учитель: Давайте подумаем, чем мы будем заниматься на уроке? Учитель: Вы почти угадали. Только эта линия называется по другому. У вас на столе лежат длинные сухие макароны. ( На каждого члена группы). Возьмите их в руки и изогните так, как показано на слайде. Дети: - Испуг, возглас, огорчение. Учитель: -Что случилось? Дети: -Они сломались. Учитель. -Вот и мы также сломаем свою прямую линию и назовём её "ломаной". -Итак, тема нашего урока: "Ломаная линия и её особенности". |
Учащиеся: Закончилась лента, её не хватило. Учащиеся: Она короткая. Учащиеся: Нет. Придётся лезть по партам или под ними, перепрыгивать через парты. Учащиеся советуются по группам. Посовещавшись, капитаны каждой группы дают ответы. Правильный ответ звучит так: Ленту можно продолжить, но её нужно согнуть, измять. Учащиеся изгибают их и прокладывают свои маршруты для групп. Учащиеся: Они прямые. Концы не ограничены, их можно продолжить. Учащиеся: Выполняют. Учитель бегло осматривает работы. Учащиеся: Прямолинейным. Учащиеся: Да. Учащиеся: Нет. Учащиеся: Нет. Учащиеся совещаются. После этого капитан каждой команды встает и озвучивает предполагаемое название темы урока. Правильный ответ: Мы будем заниматься изучением непрямой, кривой линии. Учащиеся в большинстве своем ломают макароны. |
III |
Работа по теме урока. |
Учитель: Давайте поучимся отличать прямую линию от ломаной. Смотрим на слайд 5. Учитель: Подумайте в группах и выпишите в тетрадях: 1 группа: номера прямых линий; 2 группа: номера ломаных линий; 3 группа: номера не линий. Учитель: На слайде остаются линии №2,№5,№4. Как вы думаете, что общего у оставленных линий? Учитель: Можно ли сказать, что ломаные №2, №5 не ограничены в пространстве? Учитель: На всём ли своём протяжении ломаные неограниченны точками? Учитель: Посмотрите на слайд 6. Учитель: К какому выводу пришли? |
Учащиеся выполняют задание. Скорее всего у всех учащихся данный вопрос вызовет затруднение. Учащиеся: Да, т.к. на их концах нет точек. Учащиеся советуются в группах. Нет. В середине ограничены. Учащиеся: Ломаные линии состоят из отрезков. |
IV |
Физкультминутка |
А теперь небольшая разминка: А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, ки, хлопки).) Видишь, бабочка летает Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.) На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком) - Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.) Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.) За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.) Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.) Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.) Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.) |
|
V |
Самостоятельная работа |
Учитель: Как идёт девочка? Учитель: Прочитайте текст под рисунком. Учитель: Что вы узнали? Учитель: Посмотрите на экран на слайд 8. Подумайте, чем первая группа ломаных линий отличается от второй группы? Учитель: Ломаные первой группы называются незамкнутыми, ломаные второй группы – замкнутые. Откройте наборные полотна. Посмотрите на группу незамкнутых ломаных. Положите такие числа. Сколько звеньев у каждой ломаной линии. Учитель: Назовите самое меньшее количество звеньев? Учитель: Самое большое количество звеньев? Учитель: Как вы расставили числа? Учитель: Расставьте числа в порядке уменьшения. Учитель: Как называется такой порядок? Учитель: Посмотрите на группу замкнутых ломаных.На слайде – группа №2. Какие фигуры вы узнали? |
Учащиеся: Девочка идёт по ломаной линии. Учащиеся: Отрезки ломаной не лежат на одной прямой и называются звеньями. Концы каждого звена – вершины ломаной. Учащиеся: Одни линии могут продолжаться, ими можно дорисовать звенья, а другие – нет. Учащиеся: На наборных полотнах: 3,4,5.6 Учащиеся: Три. Учащиеся: Шесть. Учащиеся: По увеличению, в порядке возрастания. Учащиеся: С самого большого числа – 6, до самого маленького – 3 Учащиеся: Убывание. Учащиеся: Треугольники ( 3 угла, 3 стороны), четырёхугольники ( 4 угла, 4 стороны), пятиугольники (5 углов, 5 сторон. |
VI |
Закрепление изученного материала |
Учитель: Вспомните, как правильно нужно чертить? ( с. 38 учебника, внизу) Учитель: Прочитайте задание внизу страницы. Выполните его в тетради. Учитель: Капитаны, проверьте задание в группах. Кто ошибся? Почему? |
Учащиеся: Карандаш ведём, наклоняя в разные стороны, не отрывая руки, до вершины. Линейку держим, твёрдо прижимая к листу бумаги, левой рукой. (Выполнение задания) Учащиеся проводят анализ ошибок в каждой команде. |
VII |
Рефлексия |
Учитель задает обобщающие урок вопросы: Что нового мы сегодня узнали на уроке? Что вам помогло так много узнать о ломаных линиях? Где пригодятся ваши знания? Как вы работали на уроке? |
Учащиеся отвечают и дают оценку качеству своей работы. |
VIII |
Домашнее задание |
Учитель: Спасибо за урок. А теперь запишите домашнее задание. Оно не простое. Вам нужно начертить замкнутую и незамкнутую ломаные линии по своему усмотрению и определить количество звеньев. |
Учащиеся записывают задание в тетради. |
Презентация к уроку: Презентация к уроку Ломаная линия и её звено (1 класс)
Литература
- Беспёрстова Ирина Витальевна Организация учебного процесса с использованием информационных компьютерных технологий // URL: http://festival.1september.ru/articles/592048/
- Информационно-образовательная среда как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта В 3 ч. Часть 1 / Под редакцией Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011.
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 // URL: https://rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html