Теории коммуникации
Развитие информационного аспекта коммуникаций является одним из самых быстрорастущих и перспективных направлений, привлекающих как государственные инвестиции (информатизация органов управления, телемедицина, дистанционное обучение), так и частных инвесторов (мультисервисные сети и услуги, кабельное телевидение, Интернет и др.). Поэтому уверенный, динамичный рост экономики России и каждого региона в отдельности невозможен без развития информационно-коммуникационных технологий.
Что касается степени разработанности темы информационных аспектов коммуникации, то феномен коммуникации, всегда занимал умы ученых: существуют исследования на различных уровнях: как на психологическом уровне, на социально-психологическом, так и на социально-философском уровне.
Вместе с тем эти разработки дают пищу для размышления, в каком направлении должны двигаться исследователи коммуникаций в современном обществе, является ли сегодняшнее развитие информационных технологий предпосылкой появления принципиально новых способов коммуникации.
Сам термин коммуникация происходит от латинского "communikatio", что переводится как "делаю общим", "связываю". В современных условиях коммуникация интерпретируется в трех вариантах.
Первое направление в интерпретации заключается в восприятии коммуникации как средства связи любых объектов материального и духовного мира.
Второе направление связано с восприятием массовой коммуникации как общения в форме передачи информации от человека к человеку.
Третье направление описывает массовую коммуникацию в форме передачи и обмена информации в обществе с целью воздействия на него.
В рамках данной статьи под коммуникацией мы будем понимать способ, позволяющий передавать и принимать различную информацию.
Коммуникация происходит при помощи межличностного общения и при помощи использования технических средств.
Коммуникативный процесс состоит из следующих составляющих:
- производство информации,
- распространение информации,
- прием информации,
- использование информации.
В коммуникативном процессе участвуют:
- Коммуникатор (коммуникант) или источник информации.
- Объект информации или информационное сообщение.
- Получатель информации или аудитория.
Информационные аспекты коммуникации и различные теории коммуникативного процесса тесно сопряжены с законом информированности-упорядоченности.
Закон информированности-упорядоченности
№ |
Теория |
Характеристика |
---|---|---|
1. |
Теория массовых коммуникаций Маклюэна |
Средства массовой коммуникации формируют характер общества. Маклюэн с романтических позиций отрицая " цивилизацию письменности", нарисовал картину "глобальной деревни", где с помощью массовой коммуникации возникает идиллия свободного от индивидуализма общения людей [7]. Теория массовых коммуникаций выразилась в развитии Интернет, появлении средств виртуальной коммуникации, соответствует современным тенденциям развития технических коммуникативных систем. В рамках данной теории также ценность приобретает не сама информация, а средство ее передачи. |
2. |
Психоаналитическая концепция (З.Фрейд) |
Поиск скрытых мотивов, переведение их из области бессознательного в сознание, интерес к оговоркам [1]. Главным акцентом является не сама информация, а сценарий события, который может быть передан по каналам коммуникации, при этом учитываются социальные взаимоотношения, идеологические аспекты как события, так и сценария его описывающего. |
3. |
Теория аргументации Франса ван Еемерена и Роба Гроотендорста |
В основу положена аргументация, как интеллектуально-вербальная деятельность, сложный речевой акт [3]. Аргументация служит обоснованию или опровержению конкретного типа поведения, с учетом утверждений, которые могут быть направлены на получение одобрения или осуждения от участников коммуникации. Акцентировали внимание на живой аргументированной речи, как соединении нескольких дискуссий, и споре, возникающем из аргументации. Для передачи информации в коммуникативном процессе данная теория выделяет этапы: определить содержание информации, выявить позиции обеих сторон аргументации, привести аргументы, изучить значение аргументации. |
4. |
Теория Б. Нермана |
Коммуникация представлена как путешествие по недружественному, конфликтогенному пространству. Коммуникатор работает с массами, определяет ролевые позиции коммуникатора, получателя и объекта в определенном поле. Практические аспекты данной теории используются в журналистике, чтобы повышать объект информации, принижать его или занимать нейтральную позицию по отношению к объекту. Получатель информации в любом случае не может влиять на свое положение, воспринимая информацию так, как она подается в коммуникации. Широко применяется на радио, телевидении, в газетах, журналах и сети Интернет. С помощью данной теории оказывается влияние на избирателей, общественные отношения и т.п., формируя нужное отношение общества к тому или иному информационному сообщению, либо событию. |
5. |
Теория П. Лазарсфельда, Г. Лассуэлла |
Данная теория акцентирует внимание на особенностях восприятия информации аудиторией и возможностях воздействия на получателей информации со стороны источника информации. Широко применяется на радио, телевидении, в газетах, журналах и сети Интернет. Учитывается пять факторов информации.
|
На основе положений теорий коммуникаций дезинформация в СМИ и Интернет используется для дезорганизации общественных отношений.
Информационная коммуникация
Коммуникации лежат в основании любого общества [2].
В условиях развития информационных технологий коммуникация и информация постепенно трансформируются в производственный ресурс, наряду с трудом, капиталом, землей, предпринимательскими способностями.
Использование массовых коммуникаций для упорядочения общественных отношений
Информационные аспекты коммуникаций:
- Расширение спектра технологий доставки информации до потребителя – печатные СМИ, радио, телевидение, Интернет, цифровые технологии.
- Переход на цифровую форму передачи сигнала, конвергенция технологий и мультисервисности услуг привели к появлению новых услуг по передачи информации: телекоммуникационные услуги, такие как передача данных, доступ в Интернет, видеоуслуги, IP-телефония.
- Появление новых форм коммуникации – дистанционное обучение, видео- и аудиоконференции, телемедицина, дистанционные банковские услуги.
- Увеличение объемов информации, бурное развитие коммуникационной и вычислительной техники привели к переосмыслению роли коммуникаций в современном обществе и появлению нового направления – информационных коммуникаций.
- Формирование информационных ресурсов в различных сферах социальной жизни, экономики, государственного и муниципального управления.
- Внедрение автоматизированных рабочих мест специалистов, создание локальных вычислительных сетей.
- Растет число пользователей сети Интернет и количество компаний, предоставляющих доступ к сети.
- Активно внедряются информационные коммуникации в сфере образования.
- В российских городах активно развивается телемедицины (проведение медицинских видеоконференций).
К числу факторов, не способствующих рациональному развитию информационных коммуникаций, можно отнести:
- проблемы координации деятельности в этом направлении органов власти региона (как местных, так и федеральных структурных подразделений), местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, научных и образовательных организаций, предприятий связи;
- несовершенство нормативно-правовой базы;
- необходимость расширения доступа информационно-коммуникационным технологиям для удаленных регионов (в силу отдаленности территорий население не имеет возможности получить образовательные, медицинские и другие услуги в том объеме и с таким качеством, как жители центральных городов России; применение технологий дистанционного обучения, телемедицины позволяет сократить это неравенство).
Отдельное место в информационной коммуникации занимает ее профессиональная сфера. Под этим понимается "специфика коммуникационных навыков, определяемых профессиями, чьим существенным компонентом является обязанность вступать в коммуникацию" [6]. Сюда относится преподавание, государственная служба и госуслуги, политическая деятельность, социальная работа и т.д. Для этой сферы важно иметь определенный набор навыков, которые необходимы для успешной профессиональной коммуникации и передачи информационных сообщений на уровне специалистов.
Перспективы информационных аспектов коммуникаций
Развитие Интернет в России
Качественным рывком стало повсеместное распространение в России широкополосного доступа в Интернет при низкой стоимости абонентской платы. В последние годы произошло активное расширение мобильного доступа в Интернет.
Скорость и цена тарифов на широкополосный доступ в Интернет в России по данным Яндекса в 2016 году [8]
Скорость и цена тарифов на мобильный доступ в Интернет в России по данным Яндекса в 2016 году [8]
Уровень распространения Интернет в 2016 году составил 79% в Москве и 68% в среднем по России (при этом на статистику негативно влияют труднодоступные регионы страны, что требует развития Интернета повсеместно).
Средняя скорость широкополосного доступа в 2016 году составила 35 Мбит/с в Москве и 29,9 Мбит/с в среднем по России.
Лимит трафика мобильного доступа в Интернет приблизился к 5 Гб.
Следует отметить, что такое положение дел сложилось не вчера.
- В 2010 году уровень проникновения высокоскоростного доступа в Интернет в России был в 13 раз выше, чем в среднем по ЕС. В некоторых странах ЕС, таких как Германия, некоторые провайдеры даже не внедряют технологии, уже обычные в России, заявляя об их невозможности.
- В 2012 году Россия заняла первое место в Европе по числу пользователей Интернета [9]
- Россия в 2016 году занимает 7-е место в мире по числу пользователей сети Интернет [10]
Основные тенденции информационной коммуникации в данном аспекте:
- Рост количества российских сайтов в Интернете, который был незначительным в конце прошлого века, в 2000-ых годах резко ускорился и по состоянию на 2016 год продолжает бурный рост. Увеличивается число образовательных, развлекательных региональных ресурсов.
- Рост регионального трафика, хотя имеет прежде всего общероссийский характер, в перспективе будет ориентирован на коммуникацию внутри региональных ресурсов.
- Тенденция повышения требований пользователей к пропускной способности доступа в настоящее время потеряла актуальность, так как средняя скорость достигла 30 Мбит/с, при том, что технические возможности провайдеров позволяют во многих городах предоставлять более высокую скорость доступа. Приобретает большее значение стоимость доступа, психологический рубеж которой составляет около 400-500 руб./месяц.
- Информационные аспекты коммуникаций в сети Интернет сосредоточены вокруг потребностей пользователей в обмене большими объемами информации, в том числе видеороликами, и использовании обучающих курсов и игровых сервисов, также имеющих значительные объемы.
- Общее сокращение затрат на информационную коммуникацию, начиная от стоимости доступа, заканчивая временными затратами на его получение. Доступ в Интернет приобрел массовый характер, а издержки операторов снизились, как на организацию доступа, так и на техническую поддержку.
- Усиливается интеграция с другими коммуникационными услугами – кабельным телевидением и телефонной связью. Это также привело к снижению общих затрат в расчете на каждую услугу.
- По традиционным каналам коммуникации идет активная популяризация ресурсов в сети Интернет. В первую очередь, таких порталов как Госуслуги и Работа в России
Новые коммуникационные технологии
В настоящее время появляется огромное количество новых технологий коммуникации. Такое огромное количество их даже иногда вызывает скуку и равнодушие. Потребители испытывают интерес к новым аспектам коммуникации и желание изучить и запомнить незнакомые аббревиатуры лишь в том случае, если потенциальные потребители уверены, что новая технология принесет определенные выгоды. Бизнесмены-разработчики также возьмутся за осуществление и внедрение новой коммуникации только тоже если уверены с какой-то долей вероятности естественно в успехе своего дела. Но, естественно, не все новейшие достижения, даже если их разработки понравились и потребителям, и бизнесменам с успехом будут действовать на рынке.
Многие многообещающие идеи все-таки терпят поражение и не находят достаточного отклика.
Покупателю новой технологии необходимо быть уверенным в том, что его финансовые вложения в информационные коммуникации принесут определенные выгоды. Тотальная мода, приходится признать, на информационные технологии и связанный с ней покупательский ажиотаж прошли, и теперь, приобретая новое технологическое решение, потребитель, должен точно знать, что оно ему потребуется.
В настоящее время информационные коммуникации будут разрабатываться и вводиться в массовое производство по таким направлениям как:
- интерактивное телевидение;
- взаимодействие мобильных устройств и Интернета;
- разработка новых Интернет-сервисов и интерфейсов;
- расширение перечня устройств, имеющих доступ в Интернет или умеющих подключаться к его источникам;
- расширения спектра задач, решаемых пользователями с помощью информации со спутников;
- развитие гибридных устройств с доступом в Интернет.
Между делом глянуть на свой дом со спутника – это обыденность сегодня. Будущее наступило, но никто этого не заметил.
Сложными вопросами будущего развития аспектов информационной коммуникации являются замена современных интерфейсов взаимодействия с компьютерами, мобильными устройствами и другими приборами на интерфейсы, основанные на визуализации и виртуализации управления. Устройства виртуальной реальности являются одним из таких направлений. Передача запахов тоже.
Но, для того, чтобы любая новейшая разработка вошла в массовую эксплуатацию, необходимо, чтобы она прошла испытания и была рентабельной, то есть окупила в будущем все вложения. Если этого не произойдет, то любая разработка потерпит неудачу и возможно повторит участь искусственного золота, которое пытались изобрести алхимики всего мира. А в результате производство золота оказалось нерентабельным.
В итоге можно сделать вывод для того, чтобы новый аспект коммуникации возможно было массово использовать и новинка была рентабельной, она должна отвечать строгим требованиям потребителя и решать его проблемы. Например, российская технология позиционирования ГЛОНАСС. Ее принципиальное назначение – обнаружить, в каком месте нашей планеты находится человек, имеющий датчик. Система позиционирования активно используется военнослужащими и стоит на таких объектах военной техники как:
- самолеты;
- комплексы наведения баллистических ракет;
- корабли;
- и прочая мобильная техника.
Системы позиционирования массово используются и для простых задач:
- при поиске интерактивных карт для пользователей сотовых телефонов и т. п.;
- розыск автотранспортных средств;
- в диспетчерских пунктах и т.д. и т.п.
Китай также планирует создать свою систему спутниковой навигации.
Европейский проект Галилео успехом не увенчался и до сих пор находится в проекте, будет ли завершен когда-нибудь – вызывает большие сомнения.
Литература
- Бахтин М.М. Фрейдизм. – М.: Лабиринт, 1993.
- Ван Дейк Т.А. Коммуникация. – М.: Прогресс, 2000.
- Ван Еемерен Ф.Х., Гроотендорст Р. Аргументация, коммуникация и ошибки. – СПб.: Питер-пресс 1999.
- Василик М.А. Теория коммуникации. – М.: Инфра-М, 2011.
- Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. – М.:: Флинта, 2013.
- Корнилов Е.А. Массовые коммуникации на рубеже тысячелетий. – М.: Наука, 2013.
- Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. – М.: Кучково поле, 2007.
- Развитие интернета в регионах России // Яндекс. – URL: https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_internet_regions_2016
- РФ занимает первое место в Европе по количеству интернет-пользователей // Российская газета. – URL: https://rg.ru/2012/10/17/riw-site.html
- 20 стран с наибольшим количеством пользователей сети Интернет // Internet World Stats – URL: http://www.internetworldstats.com/top20.htm