Информационные новости

Информационные новости, их структура, приемы создания, методы привлечения аудитории.
Рубрика: Маркетинг
Автор: Ирина Нестерова ✔ 22.03.2018

Нестерова И.А. Информационные новости // Энциклопедия Нестеровых


Что такое "новость"

Информационные новости

Новостью называют сейчас и информационные выпуске на телевиденье и коротенькое сообщение на Интернет-портале, и "жаренный факт" сказанный ведущим какого-нибудь шоу. Однако, можно ли это называть новостью или нет можно с уверенностью утверждать только после того, как рассмотрим различные подходы к пониманию новости, как термина. Начать следует с гносеологического понятия новости. Новость – это таким образом переработанные факты, что в восприятии аудитории неожиданное и сенсационное сочетается со значимым и помогающим в социальной ориентации [1].

Исследователями Э. Деннисом и Д.Мэриллом было дано следующее определение новости: "Новость – это сообщение, в котором представлен современный взгляд на действительность в отношении конкретного вопроса, события или процесса. В новости прослеживаются важные для индивида или общества изменения, которые подаются в контексте общепринятого или типичного. Новость оформляется с учетом консенсуса относительно того, что интересует аудиторию, а также внутренних и внешних ограничений, с которыми приходится сталкиваться соответствующей редакции. Она – результат ежедневно возобновляемой игры по достижению коллективного договора внутри редакций, сортирующих происходящие за конкретный промежуток времени события с тем, чтобы создать скоропортящийся продукт. Новость – это несовершенный результат принятия скороспелых решений в ситуации давления извне и изнутри"[2].

Отечественная и западная журналистика используют существенно отличающиеся классификации новостей.

Виды новостей

Классификация новостей в российской журналистике

В западной дифференциации выделяются другие виды новостей. Они представлены на рисунке ниже. Разница очевидна как по смысловой нагрузке так и по количеству подвидов новостей.

Классификация новостей 2

Классификация новостей в зарубежной журналистике

В области массовой коммуникации новость рассматривается как нарратив, для которого характерны главные и второстепенные действующие лица, положительные и отрицательные персонажи, последовательно развивающееся действие с началом, серединой и концом, а так же отмеченные драматические повороты сюжета, соответствующие сценариям, близким аудитории.

Новостям придаётся нарративная структура для того, чтобы аудитория могла придать действующим лицам некоторые мотивы, которые облегчат восприятие изначально дискретных наблюдений [3].

То, что новостная журналистка (экономическая, политическая, светская, спортивная, скандальная, сенсационная и т.п.) занимает значительный объем эфирного времени, подтверждает востребованность новостей в постиндустриальном обществе.

Человек – существо социальное, он просто не может существовать без минимального (а лучше – оптимального) объема социально значимой информации, которая позволяет ему ориентироваться в общественных отношениях, конструировать собственную картину мира. Информировать общество о событиях в стране и в мире, о политике, экономике, науке, культуре, внешней среде и внутренней жизни человека и является обязанностью СМИ, до появления которых основным источником информации служили межличностные отношения.

Телевизионные новости

В России же большинство населения узнают о событиях в стране из выпусков телевизионных новостей. В этой связи следует выделить систему функциональных характеристик новостей. Они представлены на рисунке ниже.

система функциональных характеристик новостей

Система функциональных характеристик новостей

В элементе "кто сообщил" важны, по крайней мере, два фактора, характеризующие источник информации: "солидность", авторитет, кредит доверия у аудитории самого канала и тип личности журналиста, особенности его представления о себе и собственной роли в деятельности данного средства информации, а также о роли самого СМИ в судьбах общества, страны.

Любое сообщение, в широком смысле слова, есть информация. Но понятие "телевизионная информация" сложилось в журналистике как определение раздела телевизионного вещания, который в основном занимается распространением новостей. Как самостоятельный раздел вещания, информация на телевидении является одной из первых форм его работы, имеет богатые традиции, опыт и историю формирования и развития собственных жанров [4].

Действительно, информационное вещание стало одной из первых форм вещания, но не первой. Вначале телевидение воспринималось как средство доставки на дом потребителям произведений других искусств (кино, театра, эстрады), возможность показа спортивных мероприятий.

В советское время наблюдалось становление новостных программ как жанра телевидения. Однако расцвет информационных и информационно- аналитических программ приходиться на девяностые годы. В 1991 г. начался процесс разрушения единого советского информационного пространства. В это же время происходит усиление блока информационных программ, в которых дикторский способ подачи новостей советского телевидения заменяется комментированием информации. Помимо информационных, в 90-е гг. развивается "чуждый" советскому телевидению жанр еженедельных информационно-аналитических программ, в которых ведущие выражали собственную точку зрения. Во главу угла ставится критерий профессионального мастерства. Начинается конкурентная борьба за внимание зрителя к телеканалу посредством информационно-аналитических программ. В этот период появляются новые программы исследуемого типа: авторская программа "Итоги" (январь 1992г.), "Воскресенье" (октябрь 1993г.), "19.59", "Зеркало", "Обозреватель", "Авторская программа Сергея Доренко" (все программы – 1996г.). В новом веке на телевидении выходят такие информационно-аналитические программы, как "Намедни", "Личный вклад", "Время", "Вести недели", "Неделя", "Сегодня. Итоговая программа", "Мир за неделю" и др. В рассматриваемый период в информационно-аналитическом вещании наблюдается тенденция на аполитичность, происходит персонификация программ – важным фактором становится роль ведущего как выразителя точки зрения телеканала, журналиста высокой квалификации, образ и манера подачи и анализа фактов которого влияет на выбор зрителей той или иной информационно-аналитической программы.

Вместе с тем, в это время наблюдается расширение рынка телевизионной информации в стране, у аудитории появляется выбор не столько телеканалов, сколько информационных программ, выходящих на этих каналах и представляющих свою точку зрения и трактовку происходящих событий. Произошел качественный и количественный рост. Информационно-аналитические программы становятся средством формирования общественного мнения; притом, что ведущие стараются сохранить имидж объективного обозревателя, объект исследования на каждом канале отличает форма подачи новостей, их последовательность, комментарий. Современные информационно-аналитические программы на федеральных каналах выходят в эфир примерно в одно и то же время. Этот факт позволяет зрителям, переключаясь с канала на канал, сопоставлять комментарии разных обозревателей и формировать свое собственное мнение о процессах, произошедших в стране и мире.

Очень важно для раскрытия темы исследования рассмотреть сущность восприятия новостей телезрителями. Для этого рассмотрим новости как тип дискурса, т.е. совокупности языковой формы и экстралингвистических знаний журналистов и аудитории.

Основой для рассмотрения данной проблемы послужил труд Гудкова Д.Б.. Он считает, что, "для адекватного понимания сюжетов информационных программ необходимо провести анализ и сопоставление сообщения-новости и социального контекста. Собственно языковое содержание дискурса может быть исследовано на нескольких уровнях анализа текста. Лингвистические методы позволяют исследовать предложения с точки зрения фонологических, морфологических, синтаксических, семантических структур" [5].

Телевизионные новости как дискурс могут быть подвергнуты анализу на уровне макроструктур. Макропропозиции выводятся реципиентом из предложений сообщения по правилам опущения, обобщения и построения. Естественно, тексты новостей допускают множественные трактовки, и в некоторых случаях, для того чтобы повысить объективность результатов, необходимо исследование семантических взаимосвязей предложений всего дискурса (сообщения-новости).

В теории риторической структуры, разработанной У. Манном и С. Томпсон дискурс рассматривается как система клауз, элементарных структурных единиц, каждая из которых вступает по крайней мере с одной в осмысленную связь – "риторическое отношение" [6]. Например, некоторая пропозиция может являться обстоятельством, детализацией, причиной и т.п. для другой пропозиции. Таким образом, в результате анализа исследователь получает схему дискурса, представляющую собой древовидную структуру, в которой из множества клауз выводятся несколько макропропозиций, вступающие в отношения ядер, т.е. симметричные, образующие верхний уровень обобщения текста. С помощью анализа на уровне макроструктур возможно, с одной стороны, составить общую тематическую картину информационного вещания по отдельным каналам телевидения, с другой – рассмотреть, как представлено взаимодействие различных социальных субъектов в массовой коммуникации [7].

Таким образом, анализируя телевизионные новости как дискурс, возможно выполнить две основные задачи. С одной стороны, исследователь способен проследить, как в информационных передачах привносится субъективность в описание событий. Для этого необходимо выполнить анализ дискурса на уровне лингвистики и на семантическом уровне, в частности, изучить номинации, распределение семантических ролей и локальную связность высказываний.

Приёмы конструирования новостей

Для того, чтобы информация попала в СМИ, она должна иметь новостной характер. В предыдущем параграфе нашей дипломной работы было установлено, что новость – это способ привлечения внимания к некоторой личности или к замыслу, для того, чтобы впоследствии увеличить продажи товаров или услуг, повлиять на рост авторитета в обществе, установить позитивные взаимоотношения и т.п.

Факторы новостей

Факторы, которые выделяют событие среди других

Создание новостных поводов обладает своей спецификой. Для того чтобы событие стало информационным поводом, необходимо чтобы новость соответствовала определенным условиям. Американские исследователи Джемисон и Кэмпбелл выделили пять основных признаков значимого для СМИ события или другими словами новости.

Первый признак – наличие главного героя, вокруг которого развивается сюжет. Зритель подсознательно идентифицирует себя с героем телесюжета, переживает вместе с ним различные перипетии. Эмоциональная вовлеченность зрителя облегчает усвоение заложенной в новостном сюжете информации.

Второй признак – драматургия события, конфликт интересов, который может сопровождаться открытым насилием. Телевидение так устроено, что чем сильнее конфликт, чем жарче страсти, тем больше времени оно уделяет такого рода событиям. Подобная установка может иметь далеко идущие последствия.

Третий признак – событие должно содержать активное действие, чтобы приковывать внимание зрителя. Действие является своего рода "крючком", на который подсаживают зрителя, чтобы довести до него какую-либо информацию. Особенность телевидения такова, что оно вынуждено иллюстрировать, показывать даже самые отвлеченные понятия.

Четвертый признак – новизна события и степень отклонения от общепринятых норм. Самый яркий и жуткий пример – это теракты 11 сентября 2001 года в США. Это событие не имело аналогов за всю историю существования телевидения.

Пятый признак – возможность привязки события к темам, которые в данный момент активно разрабатываются СМИ, т.е. актуальность события.

Ким М.Н. уделяет большое внимание новостям и новостной журналистике. По его словам у новости должен быть свой главный герой. Этот персонаж позволяет публике идентифицировать себя с ним, тем самым, создавая возможность более полного восприятия информации. С другой стороны, невозможно строить новость исключительно на "антигерое". В любом случае в новости должен присутствовать и положительный герой [8].

Событие, освящаемое в новости, должно быть исполнено драматизма, в нем должна присутствовать борьба интересов, и даже насилие. Одна из особенностей общественного сознания в том, что шоу, спектакль, представление воспринимается с большей охотой, чем сухая информация. Поэтому новость, которая хочет привлечь к себе внимание, должна быть выполнена по законам развлекательного жанра.

Событие должно обладать информационной асимметрией, событие должно выбиваться из привычного информационного и коммуникационного ряда. Событие, развивающееся по обычному сценарию (завязка – хороший и плохой герой – конфликт – победа хорошего над плохим – хэппи-энд), привлекает к себе значительно меньше внимание, чем событие, в котором симметрия привычного сценария нарушена ("Если собака укусила человека – это еще не новость. Новость – если человек укусил собаку.").

Событие не должно диссонировать со стереотипами и ожиданиями массового сознания. То есть событие должно быть однозначным в плане интерпретации для массового сознания. Событие, которое невозможно проинтерпретировать однозначно. Событие, кроме того, должно быть культурно релевантным, то есть укладываться в культурный код аудитории. И событие должно быть ожидаемо. Вот почему самыми неожиданными новостями бывают хорошо подготовленные новости.

Событие должно укладываться в повестку дня. Чем более событие совпадает с наиболее часто упоминаемыми темами новостей, тем выше вероятность того, что оно станет одной из новостей [8].

Для обеспечения большего распространения новости можно подавать различные её трактовки, предложить разные взгляды и мнения на одну проблему.

Значительный эффект для усиления новости даёт присутствие влиятельных людей. Замечено, что участие в пресс-конференции чиновников высокого уровня – руководителей государства, губернаторов, депутатов, крупных бизнесменов – безо всяких дополнительных мер обеспечивает присутствие широкого круга журналистов, которые затем выдадут свои комментарии в СМИ [9].

Сочетание новости с общественно-значимой проблемой так же увеличивает её важность. При этом проблему необходимо обозначить, но вместе тем отодвинуть её на второй план, сделать всего лишь фоном для новости.

Зачастую реально существующий информационный повод не интересен для СМИ, так как явно связан с корпоративным интересом. Тогда нужно перевести проблему в разряд общественно-значимых. Например, борьба компаний – девелоперов за земельные участки в Москве в итоге трансформировалась в проблему доступного жилья для молодых семей.

Создание новости невозможно без информации. Многие гражданские и политические деятели терпели неудачи из-за того, что не сообщали ничего нового, отчитываясь о проделанной работе. Общие слова о "принятии необходимых мер" и о том, что "ситуация находится под контролем" в ответ на злободневный вопрос могут принести лишь негативный результат.

Типы подачи события

Типы подачи события

Выделяют три основные вида новостных сюжетов: предваряющий сюжет, сюжет реального времени и продолжающий сюжет. Как понятно из названия, предваряющий сюжет – это анонс события, настраивающий людей на волну ожидания события. Сюжет реального времени сообщает о событиях, происходящих сегодня. И, наконец, продолжающий сюжет – это сюжет, подводящий итоги события, сообщающий о его результатах.

Структура новости

Теперь перейдем к освещению структурных особенностей журналистских новостей. В практике существует два основных типа новостей:

  1. жесткие (хардньюс)
  2. мягкие (софтньюс).

Жесткие новости именно та форма, которая представляет репортерское произведение как простую фиксацию, документальное отображение реальности, как максимально объективированную "чистую информацию". Популярность жестких новостей основана не только на эффекте их документальности, как бы противостоящим навязчивой тенденциозности крупных журналистских материалов. Эти материалы популярны еще и потому, что их легко читать. Нельзя заставлять читателя гадать, останавливаться, возвращаться назад или продираться сквозь чащобу излишних слов. Ставка делается на принцип "экономии мышления". Этот принцип весьма заманчив; следуя ему, журналисты, вроде бы, помогают мгновенно воспринимать смысл публикации, кстати, экономят время читателя.

Однако этот принцип ведет к нарушению правдивости, сужает поле объективного взгляда на факт. Если в аналитической журналистике, к примеру, одним из нежелательных, искажающих истину псевдо-профессиональным приемом считается "упрощение ситуации", "спрямление ходов рассуждения", то тут сами "ходы рассуждения" отменяются. Хорошо, дурно ли – такова специфика краткой новости. Необходимо, чтобы читатель понимал с полуслова, никогда не задавал более одного вопроса – именно такую задачу ставят перед собой репортеры кратких новостей.

Стремясь достичь краткости, репортер избавляется:

  • от лишних подробностей;
  • от лишних имен;
  • от лишних географических названий;
  • от некоторых специальных или научных терминов;
  • от некоторых цифр и цитат (или сокращает их).

Форма "мягкой" новости рекомендуется:

  • при пониженной значимости события, недостаточной "самоочевидности";
  • когда ослаблен оперативный или информационный повод;
  • когда оперативность сообщения не важна;
  • когда необходимо сменить тон повторного разговора об уже известном происшествии;
  • если кажется, что в факте недостает интриги, но ее легко ввести [10].

Мягкая новость редко строится по принципу "перевернутой пирамиды"; структура, при которой самое важное, интересное дается в самом начале, тут не подходит. Читателя не побуждают немедленно "проглотить соль факта", но завлекают, подготавливая восприятие.

Лиды мягких новостей заинтересовывают читателя, стараются его заинтриговать и, кроме того, устанавливают более дружественный, свободный и непринужденный тон.

Вот их некоторые варианты:

  • лид – "временное умолчание" (о главных героях или причинах события). Происшествие передается в самых общих чертах, вызывая у читателя желание узнать недосказанное;
  • "сценический" лид ("образный протокол"). Как бы мгновенный снимок интригующей сцены: "Труп лежал лицом вниз...";
  • лид – обращение: "Что, если бы премьером были Вы?"[10].

Одним словом, элемент новости, доминирующий в жесткой репортерской хронике, достаточно силен и в мягких сообщениях, но тут он менее "агрессивен", менее напорист и самоочевиден.

Другой метод подачи новостей – финишинг.

Финишинг – это журналистский ход, прием, позволяющий обыграть резонанс на выступление газеты, вновь воспроизвести один или несколько аспектов ситуации, но уже в новом, неожиданном повороте, ракурсе. Неожиданность поворота диктует, логически перетекает в неожиданные выводы, комментарии.

Финишинг включает в себя две-три публикации. Главное, чтобы поднятая проблема была доведена до конца, закрыта в плане ее практического решения. Причем при использовании этого приема допускается повтор какой-то ситуации, факта, картинки, вопроса и т.д.

Неоднократно проводились исследования, выясняющие, когда зритель переключается на другой канал. Выявлено два самых опасных момента. Во-первых, это начало выпуска, если первым идёт скучный сюжет. Во-вторых, это выход рекламного блока. Вот почему перед началом рекламы необходимо сделать зрителю хорошие, заманчивые предложения, ради которых он вернётся к новостям [9].

Погода – это частый предмет обсуждения, поэтому прогноз погоды нужен в новостной программе. После прогноза погоды может последовать информация, интересная для садоводов и огородников.

Спортивный блок должен завершать выпуск новостей, чтобы те зрители, для кого он представляет основной интерес, посмотрели и все другие сюжеты. Конечно, есть исключения из этого правила: в начале выпуска могут идти сюжеты о спортивных мероприятиях, важных для всей страны, о значимых победах и проч.

Необходимо соблюдать чувство меры при подготовке сюжетов о боевых действиях или о криминальных событиях. Показывать стоит лишь тела, покрытые мешками, освещать только самые важные детали, не смаковать лишние подробности. Имеет смысл использовать архивные документы и фотографии жертв, снятые при их жизни.

Не рекомендуется показывать несовершеннолетних преступников, даже на совершившего тяжёлое преступление подростка нельзя ставить клеймо.

Кроме того, в новостях не освещаются самоубийства, за исключением тех случаев, когда это произошло с какой-то важной фигурой.

Для качественной новостной программы необходим свой сценарный слог, узнаваемый графический стиль, яркие ведущие в студии и репортёры на выезде. Нужно использовать в сюжетах интершум и характерные для передачи графические элементы.

Большое значение имеет музыкальное сопровождение новостной программы. Должна быть специальная музыка для начала программы, для отбивок внутри программы и прочее. Есть понятие "шапки новостного блока". Она используется после окончания рекламного блока и служит сигналом для телезрителя о продолжении новостей.

У зрителей должно оставаться приподнятое настроение после окончания выпуска новостей. Вот почему после обсуждения сложных, серьёзных проблем необходимо завершить выпуск лёгким, приятным сюжетом. В конце выпуска можно дать анонс следующему выпуску новостей, а так же напомнить об основных событиях, освещённых в этой программе.

Ведущие новостной программы играют важную роль. Они должны уметь подавать новости так, будто события происходили на их глазах. Кроме того, рекомендуется, чтобы ведущие начинали и заканчивали выпуск, являясь своеобразными "хозяевами" выпуска, которые встречают и провожают своих гостей-телезрителей.

Итак, являясь инструментом влияния, новостные программы занимают особое место в сетке вещания канала, они отражают идеологическую направленность и программную политику определенного телеканала. Основной целью новостных программ является формирование общественного мнения.

При изучении приёмов конструирования новостной информации и выпуска новостной программы был установлен важный аспект эффективности новостной программы: нужен профессионализм, чтобы грамотно показывать новости, использовать все возможности видео, а не выводить в эфир скучные сюжеты с говорящей головой. В новостях не должно быть длинных интервью. Если журналист владеет искусством вести беседу, он задаёт вопросы, ответ на которые не может занять несколько минут. Задача отдела новостей не только в том, чтобы сообщить большой объём информации, но и в отсеивании всего лишнего.

Литература

  1. Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Журналистика" / Б.И. Есин. – М.: Аспект-Пресс, 2008.
  2. Наталья Черкашина Особенности дискурса региональных новостных интернет-порталов в освещении криминальных новостей (на примере трагических событий 22 апреля 2013 года в Белгороде) // URL: http://discourseanalysis.org/ada9/st64.shtml
  3. Ужовская Ю.М. Место новостей на телевидении // Журналистика 2004. СМИ в многополярном мире. Часть 2. – М.: МГУ,2005.
  4. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М.: РИП холдинг, 2003
  5. Гудков Д.Б. К проблеме дискурс-анализа сообщений информационных программ на телевидении (Москва) // Всероссийская научная конференция СОРОКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ-2005. Будущее России: стратегии развития. 14-15 декабря 2005 г.
  6. William Mann, Christian Matthiessen, and Sandra A. Thompson. Rhetorical structure theory and text analysis. // Discourse Description. – Amsterdam, 1992.
  7. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. 1985. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. С. 217-237.
  8. Ким М.Н. Новостная журналистика: Базовый курс: Учебник / М.Н. Ким. – М.: Издательство Михайлова В.А., 2009
  9. Гострова Е.В. Роль ведущего в телевизионной информационно-аналитической программе // Журналистика 2005. М.: МГУ
  10. Шостак М. И – Репортер профессионализм и этика – М.: РИП-Холдинг, 2001

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)