Информационные технологии в муниципальном управлении

Информационные технологии, как прогрессивный элемент муниципального управления.
Рубрика: Экономика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 22.02.2017

Нестерова И.А. Информационные технологии в муниципальном управлении // Энциклопедия Нестеровых


Управление муниципальным образованием

В последнее время все большую популярность приобретают концепции организации работы органов государственной власти на основе информационно-коммуникационных технологий. Они предоставляют новые возможности для повышения эффективности управления и вывода его на принципиально новый уровень. Однако прежде чем обратиться непосредственно к проблеме использования информационных технологий в муниципальном управлении, необходимо установить, что представляет из себя муниципальное управление.

Будучи важнейшим термином в менеджменте, управление само по себе является универсальной категорией, зависящей разве что от квалификации и идейности управленцев. Однако интерес вызывает широкая трактовка понятия управление, согласно которому, под управлением понимают функцию сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей [2].

Управление в сфере государственной деятельности давно является объектом изучения российских и зарубежных ученых. В современной научной терминологии существует несколько определений муниципального управления. Однако в любом случае государственное и муниципальное управление различные понятия, которые нельзя путать.

Муниципальное управление – это местное самоуправление, действующее в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населеению и обеспечивающей защиту интересов граждан.

Что касается термина государственное управление, то его следует рассматривать в отличии от муниципального управления в двух ракурсах: узком и широком.

В узком смысле государственное управление – один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти.

В широком смысле государственное управление – это деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти [2].

В современном обществе местное самоуправление выполняет ряд функций. Которые активно изучаются политологами, правоведами и специалистами в сфере государственного управления. Так, В.Н. Парахина [1] выделяет следующие функции муниципального управления:

  1. как одна из форм публичной власти, местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимает обязательные для выполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивает охрану общественного порядка, управляет муниципальной собственностью, выполняет другие властные функции;
  2. как организатор местного хозяйства, местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению местного сообщества, организует оказание жителям ряда важнейших общественных услуг;
  3. как часть гражданского общества, местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в решении вопросов местного значения, в управлении местными делами.

Муниципальное управление представляет собой единый процесс планирования, регулирования, организации, координации и контроля для достижения поставленных целей. Кроме того, в системе местного самоуправления можно выделить методы убеждения и принуждения, методы коллегиального и единоличного управления, общие и специальные методы, стратегические и тактические методы и т. п.

Понятие информационных технологий в муниципальном управлении

В современных условиях информационные системы и технологии играют и будут играть все большую роль и в достижении стратегических целей развития государства и общества. Это приводит к новым требованиям к информационным технологиям, в том числе к уровню их открытости и доступности.

Информационные технологии в муниципальном управлении

Информационные технологии в современном мире представляют собой процессы которые, используют совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

В рамках муниципального управления информационные технологии представляют собой инструменты для повышения качества функционирования органов местного самоуправления и иных муниципальных структур. Муниципальное управление, будучи достаточно консервативным элементом государственного управления, остро нуждается в информационных технологиях.

Одним из наиболее глубоких в своем содержании проектов применения информационных технологий в деятельности органов власти и управления является понятие "электронного правительства". Термин "электронное правительство" можно считать концептуальным понятием, он также распространяется и на органы муниципального управления, тем более что в исконном англоязычном варианте слово government может употребляться и в отношении местного самоуправления. Эта концепция получила широкое признание, в том числе и в программах развития информационно-коммуникационной среды, но она претендует на очень глубокие изменения в применении информационных технологий [3].

Открытое правительство и информационные технологии в муниципальном управлении

В настоящее время в государстве продвигаются принципы открытого правительства. Они касаются государственного и муниципального управления.

В соответствии с этим, концепция "открытого правительства" в мире, содержит как здравые, практически реализуемые идеи, так и утопические элементы. Практическая реализация "открытого правительства" необходима для укрепления социально-политического строя, повышения эффективности отечественной экономики.

В настоящее время важная роль открытого правительства состоит в том, что оно необходимо государству как инструмент повышения доверия граждан и повышения уровня муниципальной службы.

Информационные технологии в муниципальном управлении

Открытое правительство далеко от совершенства. Несомненно, пока российское право построено на политических декларациях и усмотрении чиновника, ожидать гражданской активности не приходится. К сожалению населению проще договориться с конкретным чиновником, которому также проще договориться с его начальником.

Для того чтобы представители гражданского общества проявили интерес к "Открытому правительству" и начали тратить свое время на взаимодействие с ним, им необходимо предоставить юридические гарантии, что их предложения будут каким-либо образом учитываться. Одних политических заверений недостаточно.

В условиях динамично протекающих процессов реформирования российского общества информатизация органов государственного и муниципального управления, как по вертикали, так и по горизонтали объективно востребована и становится стратегически важным – ключевым ресурсом в повышении его эффективности.

Литература

  1. Парахина В.Н. Муниципальное управление – М.: КНОРУС, 2011.
  2. Сибикеев Константин. Государственное и муниципальное управление – М.: Эксмо, 2012
  3. Черемушкин С.В. Информационные технологии в государственном управлении и местном самоуправлении // URL: www.pubadm.narod.ru/Theory/e-governance.doc

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)