Понятие, виды и свойства информации

Что такое информация? Классификация и характеристика видов информации. 8 свойств информации.
Рубрика: Маркетинг
Автор: Андрей Нестеров ✔ 29.09.2021

Нестеров А.К. Понятие, виды и свойства информации // Энциклопедия Нестеровых


Понятие информации

У информации в силу присущей ей широты и значимости не существует универсального определения. Информация – это один из самых дискуссионных терминов в научной и прикладной деятельности современного человека.

Информация в переводе с латыни означает "сведения, разъяснения, изложение". Сущность данного понятия:

Информация – это сведения о состоянии, качественных и количественных параметрах объектов, явлений, процессов в форме совокупности звуков, знаков, сигналов, образов, импульсов, которые может воспринимать человек и информационные системы.

Объективные определения термина информация – приведены в законах, словарях и стандартах.

Объективные формулировки понятия "информация"

Источник

Определение

1

Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

2

ГОСТ 7.0-99

Информация – сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации.

3

ГОСТ Р 50922-2006

Информация – совокупность сведений в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов, количественных характеристик физических величин.

4

Толковый словарь Ефремовой

Сообщение о положении дел где-либо, о состоянии чего-либо.

5

Толковый словарь Ушакова

Сообщение, осведомляющее о положении дел или о чьей-нибудь деятельности, сведения о чем-нибудь.

6

Толковый словарь Ожегова

Сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

7

Экономический словарь

1. Любое сообщение о чем-либо.

2. Сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи и используемые в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении.

3. Один из видов ресурсов, используемых в экономических процессах, получение которого требует затрат времени и других видов ресурсов, в связи с чем эти затраты следует включать в издержки производства и обращения.

4. Одна из трех фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация), составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности, прежде всего знания, образы.

В целом, информация может быть представлена в устной речи, текстовых документах, на рисунках, в форме различных типов сигналов, энергетических и электрических импульсов. Следовательно, передача сведений осуществляется в виде сообщений какой-либо формы: устной, письменной, графической, знаковой и др.

Базовые способы передачи информации, представленные на схеме ниже, отражают основные формы, в которых она может существовать.

Формы существования информации

Формы информации

Каждой форме информации соответствует особый тип сообщений, с помощью которых передаются сведения. Примеры сообщений: рассказ, картина, разговор, жест, знак, показания устройства, оповещение по радио, телеграмма, аудиозапись, видеозапись и т.д.

Формально обмен информацией происходит между людьми и информационными системами в формате сообщений, фактически же происходит передача сведений.

Передается не сама информация, а сведения, которые составляют эту информацию.

В любом случае необходима некая последовательность символов, знаков, звуков, импульсов и т.д., которая имеет определенный смысл и будет понятна реципиенту. Саму процедура передачи информации описывает процесс коммуникации.

Материальные или нематериальные предметы, процессы, явления, сведения о которых передаются, являются информационными объектами. При этом одно и то же сообщение может нести разный объем информации для разных людей (в зависимости от уровня его образования, доступа, интереса и т.д.) и информационных систем (зависит от технических параметров программно-аппаратного комплекса). Простые примеры: фраза на иностранном языке ничего не сообщит человеку, который его не знает; шифрованное сообщение нельзя открыть на компьютере без ключа шифрования. Кроме того, если какая-либо информация уже известна, то повторное получение тех же сведений не имеет смысла.

Получение новой информации и ее осмысление генерирует новые закономерности и взаимосвязи. Вместе с тем объем получаемой информации ежедневно возрастает и простое человеческое восприятие не в силах ее охватить. Коммуникация стала непрерывной, массивы новой информации огромны.

Непосредственный факт передачи информации осуществляется с помощью доступных средств коммуникации. Это вербальные способы (устная и письменная речь) и невербальные средства (жесты, ноты, языки программирования и т.д.).

Информация может не иметь смысла сама по себе, если требует дополнительный контекст или обладание определенными сведениями для ее понимания. Тот же пример с шифрованными сообщениями: без ключа они не имеют ценности, хотя информация в них определенно содержится. Опять же ценность имеют сведения, которые передаются, но они определяются еще дополнительными факторами, которые должны быть уже известны или стать известными позже.

Пример:

  • Сообщение содержит знак –:)
  • Чтобы понять, что означает данное сообщение, нужно знать значение этого знака.
  • Вместе с тем, значение данного знака может варьироваться в зависимости от обстоятельств употребления.
  • Всегда существует вероятность абстрактного употребления знака, на самом деле не вкладывая в него какого-либо смысла вообще.
  • Трансформация сведений из сообщения может быть ошибочной, если неправильно интерпретировать факт употребления знака.

Виды информации

В процессе своей эволюции человек всегда стремился получать как можно больше информации, которую он мог бы использовать. Виды информации классифицируются по 4 основным признакам:

  1. Способ восприятия – исторически, это самый первый признак классификации информации, в соответствии с нашими органами чувств.
  2. Форма представления – этот признак классифицирует информацию по видам ее сохранения.
  3. Характер содержания – по этому признаку информация классифицирует в зависимости от аудитории, для которой она предназначена.
  4. Значение – информация разделяется на виды в соответствии со смыслом сведений, которые в ней содержатся.
Классификация видов информации

Признак

Виды информации

Характеристика

1

Способ восприятия информации

Визуальная

По данному признаку различают виды информации, которые человек воспринимает своими органами чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

Звуковая

Тактильная

Обонятельная

Вкусовая

2

Форма представления информации

Звуковая

Устная речь, аудиозаписи и трансляции языковых лексем с помощью звуковоспроизводящих устройств.

Текстовая

Сведения в виде символов и знаков на одном из языков, доступных человеку и информационным системам.

Числовая

Совокупность цифр, знаков, символов, имеющая определенное значение или обозначающая какие-либо действия.

Графическая

Любые виды изображений (картины, рисунки, чертежи), схем (логические, математические, конструкционные), графиков (диаграммы, функции, доли).

Комбинированная

Комбинация двух и более форм информации создает новую форму представления. Например, видеоинформация – это сочетание звуковой и графической информации.

3

Характер содержания информации

Личная

Сведения об отдельном человеке или социальной группе.

Массовая

Сведения, предназначенные для широкой аудитории, понятные большей части общества.

Специальная

Информация содержит специфические сведения, которые будут понятны ограниченному количеству индивидов, либо требует особых знаний для понимания.

Секретная

Сведения передаются узкому кругу лиц, при этом канал коммуникации является закрытым.

4

Значение информации

Обыденная

Сведения, получаемые и передаваемые ежедневно, при этом они не содержат важной информации. Пример: новости.

Общая

Совокупность сведений, касающихся базовых сфер человеческой деятельности или окружающей среды. Пример: правила дорожного движения.

Научная

Информация из конкретной области знаний, касающаяся окружающей среды, явлений, жизнедеятельности человека, процессов и т.д. Пример: учебник.

Прикладная

Информация практического характера о какой-либо сфере человеческой деятельности.

Примеры:

- пособие по ремонту;

- инструкция по изготовлению стола;

- документация по работе на станке.

Специфическая

Комплекс узконаправленных сведений, максимально возможно конкретизирующих определенные аспекты. Пример: учебное пособие по деревообработке.

Существование различных видов информации сопряжено с операциями, которые можно с ними выполнять. Базовые операции: создание, хранение, передача, получение, восприятие, обработка. Специальные операции: комбинирование, формализация, детализация, упрощение, преобразование. Прикладные операции: изучение, использование, распространение, аккумулирование, распределение.

Типовой пример цепочки операций с информацией:

  1. Создание – человек придумал способ сделать стол;
  2. Хранение – записан способ изготовления стола на бумаге;
  3. Формализация – способ изготовления стола оформлен в виде инструкции;
  4. Передача – инструкция передана другому человеку;
  5. Получение – другой человек получил инструкцию и прочитал ее;
  6. Восприятие – он разобрался в инструкции;
  7. Изучение – на основе сведений из инструкции человек понял, как сделать стол;
  8. Обработка – принято решение изготовить стол по этой инструкции;
  9. Преобразование – в соответствии с указаниями, содержащимися в инструкции, продуман процесс изготовления стола;
  10. Использование – изготовлен стол согласно инструкции.

Свойства информации

Информация имеет 8 свойств, которые объединены в последовательность, показанную на схеме ниже.

Свойства информации

Свойства информации

Свойство

Характеристика

Роль

1

Достоверность

Отражает истинное положение дел и является актуальной.

Недостоверная информация приводит к принятию неправильных решений.

2

Полнота

Достаточность сведений для их понимания и принятия решений.

Недостаточная информация приводит к ее неправильному пониманию, сдерживает принятие решений, вызывает ошибки.

3

Точность

Степень близости к реальному состоянию информационного объекта.

Неточная информация искажает само содержание сведений об объекте.

4

Ценность

Важность сведений для решения определенных задач или применения в какой-либо человеческой деятельности.

Информация, не имеющая ценности, не представляет важности или не имеет смысла.

5

Своевременность

Информация приносит ожидаемую пользу, если передается вовремя.

Преждевременная или запоздалая передача информации не приносит ожидаемой пользы.

6

Понятность

Человек или информационная система должны быть в состоянии воспринять информацию.

Непонятная информация является бесполезной.

7

Доступность

Форма представления информации должна быть доступной для человека или информационной системы.

Уровень доступности информации определяется ее содержанием. Чем сложнее информация, тем она менее доступна.

8

Краткость

Информация представляется в объеме, достаточном для ее восприятия.

Пространная подача информации приводит к невозможности её восприятия.

Читайте также
Создание, разработка и составление анимационных программ. Основные элементы сценографии и процесса подготовки анимационных программ.
История возникновения и рекламы в России. Анализ развития рекламы в России в XX веке.
Роль коммуникации для общества: современность и будущее!
Понятие, система и виды маркетинговых решений на предприятии.
Региональные условия и специфика медиапланирования в регионах.