Понятие информации
У информации в силу присущей ей широты и значимости не существует универсального определения. Информация – это один из самых дискуссионных терминов в научной и прикладной деятельности современного человека.
Информация в переводе с латыни означает "сведения, разъяснения, изложение". Сущность данного понятия:
Информация – это сведения о состоянии, качественных и количественных параметрах объектов, явлений, процессов в форме совокупности звуков, знаков, сигналов, образов, импульсов, которые может воспринимать человек и информационные системы.
Объективные определения термина информация – приведены в законах, словарях и стандартах.
№ | Источник | Определение |
---|---|---|
1 | Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" | Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. |
2 | ГОСТ 7.0-99 | Информация – сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации. |
3 | ГОСТ Р 50922-2006 | Информация – совокупность сведений в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов, количественных характеристик физических величин. |
4 | Толковый словарь Ефремовой | Сообщение о положении дел где-либо, о состоянии чего-либо. |
5 | Толковый словарь Ушакова | Сообщение, осведомляющее о положении дел или о чьей-нибудь деятельности, сведения о чем-нибудь. |
6 | Толковый словарь Ожегова | Сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. |
7 | Экономический словарь | 1. Любое сообщение о чем-либо. 2. Сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи и используемые в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении. 3. Один из видов ресурсов, используемых в экономических процессах, получение которого требует затрат времени и других видов ресурсов, в связи с чем эти затраты следует включать в издержки производства и обращения. 4. Одна из трех фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация), составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности, прежде всего знания, образы. |
В целом, информация может быть представлена в устной речи, текстовых документах, на рисунках, в форме различных типов сигналов, энергетических и электрических импульсов. Следовательно, передача сведений осуществляется в виде сообщений какой-либо формы: устной, письменной, графической, знаковой и др.
Базовые способы передачи информации, представленные на схеме ниже, отражают основные формы, в которых она может существовать.
Формы информации
Каждой форме информации соответствует особый тип сообщений, с помощью которых передаются сведения. Примеры сообщений: рассказ, картина, разговор, жест, знак, показания устройства, оповещение по радио, телеграмма, аудиозапись, видеозапись и т.д.
Формально обмен информацией происходит между людьми и информационными системами в формате сообщений, фактически же происходит передача сведений.
Передается не сама информация, а сведения, которые составляют эту информацию.
В любом случае необходима некая последовательность символов, знаков, звуков, импульсов и т.д., которая имеет определенный смысл и будет понятна реципиенту. Саму процедура передачи информации описывает процесс коммуникации.
Материальные или нематериальные предметы, процессы, явления, сведения о которых передаются, являются информационными объектами. При этом одно и то же сообщение может нести разный объем информации для разных людей (в зависимости от уровня его образования, доступа, интереса и т.д.) и информационных систем (зависит от технических параметров программно-аппаратного комплекса). Простые примеры: фраза на иностранном языке ничего не сообщит человеку, который его не знает; шифрованное сообщение нельзя открыть на компьютере без ключа шифрования. Кроме того, если какая-либо информация уже известна, то повторное получение тех же сведений не имеет смысла.
Получение новой информации и ее осмысление генерирует новые закономерности и взаимосвязи. Вместе с тем объем получаемой информации ежедневно возрастает и простое человеческое восприятие не в силах ее охватить. Коммуникация стала непрерывной, массивы новой информации огромны.
Роль коммуникации в современном обществе
Непосредственный факт передачи информации осуществляется с помощью доступных средств коммуникации. Это вербальные способы (устная и письменная речь) и невербальные средства (жесты, ноты, языки программирования и т.д.).
Информация может не иметь смысла сама по себе, если требует дополнительный контекст или обладание определенными сведениями для ее понимания. Тот же пример с шифрованными сообщениями: без ключа они не имеют ценности, хотя информация в них определенно содержится. Опять же ценность имеют сведения, которые передаются, но они определяются еще дополнительными факторами, которые должны быть уже известны или стать известными позже.
Пример:
- Сообщение содержит знак –:)
- Чтобы понять, что означает данное сообщение, нужно знать значение этого знака.
- Вместе с тем, значение данного знака может варьироваться в зависимости от обстоятельств употребления.
- Всегда существует вероятность абстрактного употребления знака, на самом деле не вкладывая в него какого-либо смысла вообще.
- Трансформация сведений из сообщения может быть ошибочной, если неправильно интерпретировать факт употребления знака.
Виды информации
В процессе своей эволюции человек всегда стремился получать как можно больше информации, которую он мог бы использовать. Виды информации классифицируются по 4 основным признакам:
- Способ восприятия – исторически, это самый первый признак классификации информации, в соответствии с нашими органами чувств.
- Форма представления – этот признак классифицирует информацию по видам ее сохранения.
- Характер содержания – по этому признаку информация классифицирует в зависимости от аудитории, для которой она предназначена.
- Значение – информация разделяется на виды в соответствии со смыслом сведений, которые в ней содержатся.
№ |
Признак |
Виды информации |
Характеристика |
---|---|---|---|
1 |
Способ восприятия информации |
Визуальная |
По данному признаку различают виды информации, которые человек воспринимает своими органами чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). |
Звуковая | |||
Тактильная | |||
Обонятельная | |||
Вкусовая | |||
2 |
Форма представления информации |
Звуковая |
Устная речь, аудиозаписи и трансляции языковых лексем с помощью звуковоспроизводящих устройств. |
Текстовая |
Сведения в виде символов и знаков на одном из языков, доступных человеку и информационным системам. | ||
Числовая |
Совокупность цифр, знаков, символов, имеющая определенное значение или обозначающая какие-либо действия. | ||
Графическая |
Любые виды изображений (картины, рисунки, чертежи), схем (логические, математические, конструкционные), графиков (диаграммы, функции, доли). | ||
Комбинированная |
Комбинация двух и более форм информации создает новую форму представления. Например, видеоинформация – это сочетание звуковой и графической информации. | ||
3 |
Характер содержания информации |
Личная |
Сведения об отдельном человеке или социальной группе. |
Массовая |
Сведения, предназначенные для широкой аудитории, понятные большей части общества. | ||
Специальная |
Информация содержит специфические сведения, которые будут понятны ограниченному количеству индивидов, либо требует особых знаний для понимания. | ||
Секретная |
Сведения передаются узкому кругу лиц, при этом канал коммуникации является закрытым. | ||
4 |
Значение информации |
Обыденная |
Сведения, получаемые и передаваемые ежедневно, при этом они не содержат важной информации. Пример: новости. |
Общая |
Совокупность сведений, касающихся базовых сфер человеческой деятельности или окружающей среды. Пример: правила дорожного движения. | ||
Научная |
Информация из конкретной области знаний, касающаяся окружающей среды, явлений, жизнедеятельности человека, процессов и т.д. Пример: учебник. | ||
Прикладная |
Информация практического характера о какой-либо сфере человеческой деятельности. Примеры: - пособие по ремонту; - инструкция по изготовлению стола; - документация по работе на станке. | ||
Специфическая |
Комплекс узконаправленных сведений, максимально возможно конкретизирующих определенные аспекты. Пример: учебное пособие по деревообработке. |
Существование различных видов информации сопряжено с операциями, которые можно с ними выполнять. Базовые операции: создание, хранение, передача, получение, восприятие, обработка. Специальные операции: комбинирование, формализация, детализация, упрощение, преобразование. Прикладные операции: изучение, использование, распространение, аккумулирование, распределение.
Типовой пример цепочки операций с информацией:
- Создание – человек придумал способ сделать стол;
- Хранение – записан способ изготовления стола на бумаге;
- Формализация – способ изготовления стола оформлен в виде инструкции;
- Передача – инструкция передана другому человеку;
- Получение – другой человек получил инструкцию и прочитал ее;
- Восприятие – он разобрался в инструкции;
- Изучение – на основе сведений из инструкции человек понял, как сделать стол;
- Обработка – принято решение изготовить стол по этой инструкции;
- Преобразование – в соответствии с указаниями, содержащимися в инструкции, продуман процесс изготовления стола;
- Использование – изготовлен стол согласно инструкции.
Свойства информации
Информация имеет 8 свойств, которые объединены в последовательность, показанную на схеме ниже.
№ |
Свойство |
Характеристика |
Роль |
---|---|---|---|
1 |
Достоверность |
Отражает истинное положение дел и является актуальной. |
Недостоверная информация приводит к принятию неправильных решений. |
2 |
Полнота |
Достаточность сведений для их понимания и принятия решений. |
Недостаточная информация приводит к ее неправильному пониманию, сдерживает принятие решений, вызывает ошибки. |
3 |
Точность |
Степень близости к реальному состоянию информационного объекта. |
Неточная информация искажает само содержание сведений об объекте. |
4 |
Ценность |
Важность сведений для решения определенных задач или применения в какой-либо человеческой деятельности. |
Информация, не имеющая ценности, не представляет важности или не имеет смысла. |
5 |
Своевременность |
Информация приносит ожидаемую пользу, если передается вовремя. |
Преждевременная или запоздалая передача информации не приносит ожидаемой пользы. |
6 |
Понятность |
Человек или информационная система должны быть в состоянии воспринять информацию. |
Непонятная информация является бесполезной. |
7 |
Доступность |
Форма представления информации должна быть доступной для человека или информационной системы. |
Уровень доступности информации определяется ее содержанием. Чем сложнее информация, тем она менее доступна. |
8 |
Краткость |
Информация представляется в объеме, достаточном для ее восприятия. |
Пространная подача информации приводит к невозможности её восприятия. |