Понятие инклюзивного образования
Инклюзивное образование возникло в 20 столетии. Не секрет, что образование детей с особыми потребностями обучали в специальных интернатах, где помимо общего образования они получали навыки физического труда и межличностного общения. Еще Л.Е. Выгодский высказал заинтересованность в совместном обучении детей с отклонениями и обычных ребят. Полноценная заинтересованность в совместном образовании появилась в России в 90х годах. В тот период Российская Федерация присоединилась к Саламанкской декларации "О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями". В Саламанской декларации приоритетной задачей образовательной политики было объявлено создание инклюзивного образования – как образование для всех детей, несмотря на физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности [1].
Инклюзивное образование представляет собой особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность образования для каждого, независимо от его особых нужд и потребностей [2].
Интегрированное обучение берет свое начало еще в 18 столетии, когда делались попытки выровнять развитие нормальных и проблемных детей при помощи совместного образования Однако большого энтузиазма подобные эксперименты тогда не вызвали.
Особенность инклюзивного образования состоит в том, что дети с проблемами физического или задержкой умственного развития интегрируются в социум посредством совместного обучения с нормальными детьми, тем самым повышая уровень социализации и восприятия новых знаний.
Инклюзивное образование строится на системе принципов, которые отражают его гуманистическую природу:
- каждый человек ценен вне зависимости от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение вне зависимости от особенностей развития;
- человек существо социальное, соответственно должен общаться;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие помогает развитию человека.
Инклюзивное образование в ДОУ
Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях строится на базе действующего ФГОС. Основой является восприятие ребенка как субъекта образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка. Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников.
Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества.
В образовательный процесс в ДОУ включают инклюзивное обучение если предполагается освоение программы дошкольниками с особыми образовательными потребностями. Раздел инклюзивного образования и работы по коррекции содержит способы адаптации образовательной программы для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В ДОУ в рамках инклюзивного обучения дети с различными отклонениями интегрируются по несколько человек в обычную группу. Каждый из таких ребят имеет определенные проблемы. Так ребенок с задержкой психического развития (ЗПР) имеет плохую концентрацию и ему сложно делать что-то самостоятельно. Таким ребятам потихоньку усложняют задания.
Что касается детей у которых повреждения опорно-двигательной системы, то у них часто встречаются нарушения слуха и зрения, интеллекта и речи и наблюдаются судорожные симптомы. При отборе обучающего материала предпочтение отдаётся предметам с выраженной тактильной поверхностью.
Очень сложно работать в условиях ДОУ с детьми у которых нарушения слуха. Такие дети рассеяны, замкнуты и не хотят общаться. Основой работы с такими детьми является наглядность. Воспитатели используют различные яркие макеты игрушки, иллюстрации, учебные фильмы, демонстрация действий, воспроизведение наглядных ситуаций и другие приёмы наглядности.
Не менее проблемными в рамках инклюзивного обучения в условиях ДОУ являются дошкольники с нарушениями зрения. Такие дети рассеяны, им сложно сконцентрировать внимание. Для обучения детей с нарушениями зрения используют контрастные цвета, большие предметы. Для слепых и слабовидящих детей проводятся занятия по ориентированию в пространстве, мимике и пантомимике. Дети которые совершенно слепы либо считаются слабовидящими предусмотрено обучение при помощи предметов с выраженной тактильной поверхностью.
При инклюзивном обучении в условиях ДОУ существует система рекомендаций система рекомендаций, позволяющих оптимизировать процесс и повысить его качество.
Рекомендации по инклюзивному образованию в ДОУ
Несмотря на большой потенциал, существует ряд проблем, мешающих реализации инклюзивного образования в условиях ДОУ. Прежде всего это нехватка квалифицированных воспитателей, психологов и дефектологов.У ряда педагогов на психологическом профессиональном уровнях имеет место неготовность работать с проблемными детьми. Помимо этого, сейчас сложно реализовать полноценную наполняемость групп с учетом инклюзивности. И, наконец, важная проблема состоит в том, что родители чаще всего не готовы включить своего особенного ребенка в систему инклюзивного образования.
Инклюзивное образование в условиях школы
Инклюзивное образование применяется и в современных российских школах. Его особенностью является следующее:
- Общая образовательная среда для всех детей;
- Развитие общения между детьми с ОВЗ и обычными детьми;
- Система партнерства и наставничества при обучении;
- Упор на гуманизм и социализацию;
- Развитие терпимости и взаимопомощи.
Особенность инклюзивного образования в условиях школы состоит в том, что ребенок с ОВЗ адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся.
Для ребенка с ОВЗ принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию его потребностей соответствует образовательная среда, которая является для него минимально ограничивающей и достаточно включающей [3].
Важным этапом на пути формирования инклюзивного подхода в образовании является модель образовательной и социальной интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в систему общего образования.
Литература
- Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 года // URL: http://www.un.org/ russian/documen/ declarat/salamanka.pdf
- Инклюзивное образование / сост.: М. Р. Битянова – М.: "Классное руководство и воспитание школьников", 2015.
- Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании – Психологическая наука и образование – 2011. № 1 // URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2011/n1/39878.shtml