Виды инновационных технологий в преподавании
Современным студентам уже не так интересны банальные лекции, представляющие собой часовые монологи преподавателя. Они быстро пресыщаются и начинают откровенно скучать. Теперь прреподаватель в ВУЗе или колледже должен не только заинтересовать аудиторию, но и удержать её внимание. Именно для этих целей и разрабатываются инновационные технологии в преподавании.
Инновационные технологии стали, пожалуй, величайшим проводником перемен в современном мире. В научной литературе под инновационными технологиями принято понимать новшества которые направлены на внедрение или использование чего-то нового с целью повысить эффективность той или иной деятельности.
Инновационные технологии преподавания в ВУЗе обычно очень хорошо принимаются студентами и повышают эффективность обучения. Новые задания и виды самостоятельной работы отводят студентов от привычного шаблонного выполнения как теоретических так и практических заданий.
В преподавании в высшем учебном заведении используются различные виды инновационных технологий. В данной статье рассмотрены ряд самых распространенных. Именно они регулярно используются ВУЗовскими преподавателями и позиционируются как актуальные новшества.
В силу того, что существует несколько различных классификаций, нами будут сгруппированы и охарактеризованы те инновационные технологии преподавании, с которыми приходилось сталкивать на собственном опыте.
Рисунок 1. Инновационные технологии, используемые в преподавании
Метод кейс-стади
Метод кейс-стади очень интересен с точки зрения инновационного потенциала. Он крайне актуален по причине того, что современным преподавателям необходимо овладевать интенсивными интерактивными технологиями обучения.
Метод кейс-стади, метод кейсов – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.
Прежде чем раскрывать основы метода кейсов, определимся что такое кейс. Слово "кейс" имеет английские корни и переводится как "случай", "ситуация". В настоящее время под кейсом понимается разбор ситуации или конкретного случая. Он может быть назван технологией анализа конкретных ситуаций, "частного случая
В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная подпитка самих участников работы над анализом ситуации. В конечном итоге учащиеся находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений.
Метод кейс-стади в корне интерактивна, так как изначально вводит обучаемых в процесс субъект-субъектных отношений "по горизонтали", дает возможность учащимся проявить активность, инициативу, самостоятельность в согласовании с мнениями со-товарищей, так и право каждого на собственное мнение. Важнейшим плюсом данной инновационной технологии в преподавании является то, что этот подход направлен за пределы учебного пространства. Он выходит в сферу профессиональных решений проблем в данной области знаний, формирует интерес и профильную мотивацию.
Метод дискуссии в преподавании
Инновационной технологии в преподавании зачастую приходят из хорошо забытого старого. В современной педагогике, особенно в её ВУЗовской составляющей назрели перемены и возвращение к теориям и идеям которые в силу тех или иных причин были забыты или обесценены.
Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем.
Проведение дискуссии по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов и рефератов. При подготовке к дискуссии используются электронные библиотеки. Значительная часть электронных библиотек размещена в свободном доступе в сети интернет.
Рисунок 2. Признаки дискуссии как инновационной технологии преподавания
Существенным плюсом дискуссии как инновационной технологии преподавания является то, что общение с преподавателем побуждает студентов искать различные способы для выражения своей мысли. Кроме того, доказано, что использование метода дискуссии повышает восприимчивость обучающихся к новой информации и к принятию и осмыслению новой точки зрения.
Дискуссия проводится в несколько этапов:
- Постановка проблемы
- Разбивка участников на группы
- Обсуждение проблемы в группах
- Представление результатов перед всей группой
- Продолжение обсуждения и подведение итогов
Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.
Использование Интернет технологий: электронная почта
Использование электронной почты в ВУЗОвском образовании очень актуально. Это значительно ускоряет обмен информацией между педагогом и студентом.
Электронная почта – обмен сообщениями между студентами через интернет.
Как известно, электронная почта – одна из первых электронных технологий, изобретенных и освоенных человеком, этот вид связи появился задолго до Интернета с его новыми видами электронно-мобильной связи. Электронная почта в ее классическом виде является асинхронным видом связи, в отличие от новых WEB средств коммуникации.
Рисунок 3. Электронная почта в преподавании
Общение преподавателя и студента по электронной почте базируется на создании электронных сообщений. Сообщения могут содержать конспекты лекций, тексты докладов, задания для контрольных работ и практических занятий. Особую актуальность использование электронной почты приобретает в процессе заочного обучения
Метод выездных школ
Метод выездных школ получил распространение сравнительно недавно. Его основное применение актуально для высшего и среднего профессионального образования. Выездные школы чаще всего организуются в летнее время. Они включают в себя:
- лекции,
- семинары и тренинги,
- интеллектуальные и деловые игры,
- решение задач,
- театральные постановки,
- конкурсы,
- общение с преподавателями, студентами и со сверстниками.
Выездные школы – интенсивные формы коллективного обучения в режиме погружения в профессиональную среду.
Студенты получают возможность упорядочить знания, развить практические навыки групповой работы, обменяться опытом и установить деловые связи. Внезапные занятия проводятся в форме экскурсии на выставки. По результатам экскурсий студенты готовят доклады, эссе, устраиваются дискуссии.
Метод тестирования, инновационная технология преподавания
В современной педагогике в рамках методики преподавания широкое распространение получил метод тестирования. Он позволяет за короткий период времени проверить уровень знаний студентов.
Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из вопросов и вариантов ответа для выбора (все темы курса).
Тестирование студентов организуется как во время лекционных, так и во время семинарских занятий. Тестирование как инновационная технология преподавания в ВУЗе используется давно, но в последние десятилетия получила более широкое распространение. Это связано с изменениями в образовательных стандартах.
Коллоквиум
В современном образовании широкое распространение получил коллоквиум, как один из многосторонних методов проверки и закренпления знаний студентов. Его положительной особенностью является то, что он охватывает всевозможные вопросы и темы из изучаемого курса, не включенные в темы практических и семинарских учебных занятий.
Коллоквиум – одна из форм учебных занятий, в ходе которых преподаватель контролирует усвоение студентами сложного лекционного курса.
Очень часто коллоквиумы становятся разновидностью учебных занятий, где обсуждаются различные работы обучающихся студентов, их учебные проекты и написанные рефераты. По итогам проведения коллоквиумов преподаватели выставляют либо оценки либо оценочные балы, в соответствии с которыми в зачетной книжке ставится зачтено или незачтено.
Метод деловой игры
Метод деловой игры позволит имитировать практические ситуации и решать возможные в определенных ситуациях казусы и проблемы. Данный метод использования инновационных технологий в преподавании в ВУЗе широко применяется в зарубежных странах. В России он распространен при получении образования по курсу МБА.
Метод деловой игры – метод имитации принятие решений специалистами в различных ситуациях.
Дидактическая цель деловой игры заключается в улучшении методических компонентов компетенции действия, в частности при разрешении ситуаций принятия решений при выполнении деятельности.
Функции инновационных технологий в преподавании
Рассмотрев наиболее распространенные в российском образовании инновационные технологии в преподавании можно выделить систему функций, благодаря которым, повышается роль этих самых инноваций.
К числу ключевых функций инновационного преподавания относится следующее:
- интенсивное развитие личности студента и педагога;
- демократизацию их совместной деятельности и общения;
- гуманизацию учебно-воспитательного процесса;
- ориентацию на творческое преподавание и активное обучение, инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала;
- модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.