История рекламы в России

История возникновения и рекламы в России. Анализ развития рекламы в России в XX веке.
Рубрика: Маркетинг
Теги: реклама
Автор: Андрей Нестеров ✔ 04.12.2018

Нестеров А.К. История рекламы в России // Энциклопедия Нестеровых


История возникновения рекламы в России

Рекламное дело в России в период до образования СССР прошло две стадии развития.

Возникновение рекламы в России как особой деятельности начинается в позапрошлом тысячелетии в период X-XI вв. Именно тогда купцы Древней Руси стали использовать различные способы для того, чтобы лучше продавать свои товары.

В тот период купцы сознательно приукрашивали качества своих товаров и умышленно вводили покупателей в заблуждение. Это считалось вполне нормальным, а покупатель сам должен был разбираться в том, что покупает.

В X-XI вв. русские купцы стали пользоваться услугами зазывал, извещавших потенциальных покупателей о достоинствах товаров и самого купца. Зазывалы ходили по улицам вдоль торговых лавок и во весь голос расхваливали лавки и продающиеся в них товары.

Создателями и исполнителями виртуозной устной рекламы были коробейники, которые исполняли частушки и прибаутки, когда рекламировали свои товары.

Коробейник

Коробейник.

Коробейники вписали себя в историю рекламы России как умелых продавцов, которые быстро продавали мелкие товары: кружева, ленточки, платки, гребешки, а также сушки, баранки, пряники и т.п.

Развитие лубочных картинок также являются частью истории рекламы в России: впервые они в XVII веке, ими украшались царские палаты. Эти потешные дощечки представляли собой вначале просто картинки, затем на них стали наносить надписи, которые просто и понятно передавали различную информацию. Оформление лубочные картинки имели очень колоритное и красочное, быстро распространились среди населения, сразу же в них появилась рекламная информация.

Лубочная картинка

Лубочная картинка: Мужик плетет лапти. Лубок из собрания Д. Ровинского, опубликованный в книге: Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. – М.: Наука, 1984–1985. – (Лит. памятники).– Т. 1. – 1984. – С. 224–225.

Чуть позже в России начала развиваться торговля иностранными товарами, которые также рекламировались в лубочных картинках.

В начале XVIII века, ознаменовавшимся масштабными преобразовании в Российском государстве, появляется первая печатная реклама. Средством размещения печатной рекламы были "Ведомости", издаваемые еще при Петре Первом. Но широкого распространения до конца XVIII века она не получила, а темпы развития рекламного дела в России в те времена также несколько снизились.

Второй этап развития отечественной рекламы связан с распространением ярмарочной торговли, когда, начиная с XIX века, стала активно использоваться печатная форма рекламных сообщений. В тот период в Нижнем Новгороде успешно издаются газеты "Коммерческий листок", "Нижегородский ярмарочный справочный листок", "Нижегородская ярмарка". В это же время в Москве издаётся газета "Комиссионер". В прессе начинается широкое распространение рекламных объявлений.

Наиболее сильный дополнительный толчок в развитии реклама в Российской империи получила после Отечественной войны 1812 года. В это время появились городские круглые тумбы для рекламных листов. Позже рекламные листы расклеивали на трамваях и конках.

Тубма для рекламы

Круглая тумба для рекламных листов

На улицах мальчишки раздавали рекламные прейскуранты и календари. Одним из факторов динамичного развития рекламы в России в XIX веке стала медицина, эволюция которой потребовала широкого ознакомления публики с новыми препаратами и их возможностями.

Впоследствии реклама в России активно развивалась вплоть до 1917 года. Российские промышленники и представители торговли интенсивно использовали ее возможности для продвижения своих товаров. Появились также специализированные рекламные конторы и бюро. Одним из определений рекламы того периода было данное в 1899 году в словаре Ф. Ф. Каменкова:

"Реклама – всякая чрезвычайная попытка обращать на себя общее внимание; обыкновенно для этого прибегают к оригинального содержания газетным объявлениям и уличным афишам".

Реклама, Россия, XIX век

Реклама в России XIX век

Следовательно, для того периода было характерным разделение рекламы на две основные составляющие: печатная реклама и наружная реклама.

Реклама того периода была лаконична и информативна, давая четкое представление о рекламируемом объекте. С этим периодом развития рекламы в России связано появление одного из самого известного сегодня во всем мире утверждения о рекламе, принадлежащее российскому предпринимателю конца XIX века Л.X. Метцелю: "Реклама – двигатель торговли!" Можно судить о том, что в то время значение рекламы как необходимого инструмента экономической системы было особенно глубоким.

История развития рекламы в России в XX веке

После 1917 года рекламная деятельность в традиционном ее понимании на время прекратила свое существование: государство монополизировало рекламную деятельность первыми декретами советской власти, которые запретили в конечном итоге использование рекламы для продажи товаров. В результате, реклама в первые годы советской власти получила исключительно политическое значение. Возвращение рекламы к своему первоначальному характеру произошло в период НЭПа. Ярким рекламным деятелем можно считать В.В. Маяковского, уделившему рекламе часть своего таланта: его яркие и актуальные выражения неизменно привлекали внимание покупателей к тому или иному товару.

Реклама Маяковского

Реклам-конструктор Маяковский, Родченко

Затем произошло видоизменение содержательной части рекламы в соответствии с социалистическим строем. Рекламные сообщения имели четко выраженную стилистику, активную позицию призыва к конкретному действию, ярко представленную пропагандистскую направленность, олицетворяя, так или иначе, ценности, господствовавшие в те времена в СССР.

Специфическая особенность рекламы в СССР – отсутствие коммерческой ценности и привлечение внимания населения к конкретному продукту или услуге.

Например, рекламные лозунги "Летайте самолётами Аэрофлота", "Храните деньги в сберегательных кассах" – фактически не призывает пользоваться услугами двух монополистов, Аэрофлота и Сбербанка СССР, а управляет спросом населения.

Летайте самолетами аэрофлота

Летайте самолетами Аэрофлота

В случае с Аэрофлотом, перераспределяя спрос между железнодорожным и автомобильным транспортом в пользу авиаперевозок, а в случае со Сбербанком реклама направлена на снижение денежных масс, которое население хранило дома. В результате, прослеживается глубоко продуманная логика управления экономической системой в рамках целого государства. Сегодня многие образцы советских рекламных сообщений, особенно печатная реклама, плакаты, листовки, считаются схожими с произведениями искусства, имея огромный авторитет в рекламной среде.

Плакат, мотивирующий на занятия спортом

Плакат, мотивирующий на занятия спортом. Автор В. Корецкий, 1951 год.

Особое место в развитии рекламы в России занимает кинореклама советского периода. Помимо рекламных роликов, показываемых зрителям в кинотеатрах перед началом фильма, таких как "Шоколад", существовала практика использования самого фильма в качестве рекламной площадки. В популярных советских фильмах, лидерах кинопроката в СССР, начиная со второй половины 60-ых – начала 70-ых годов, активно использовались рекламные технологии, либо абсолютно неприкрыто, как, например, реклама сберегательных касс Сбербанка СССР во многих фильмах, либо скрыто и ненавязчиво демонстрировались продукты отечественного производства. Следует отметить, что технологии скрытой рекламы в западных фильмах стали применяться намного позже.

Начало перестройки сопряжено с появлением в СМИ рекламной информации по европейским и американским образцам. Первая телевизионная реклама также появилась в СССР в период перестройки, когда Первый канал начал транслировать ее в 1988 году.

После введения в стране рыночной экономики и отказа от социалистических форм хозяйствования история рекламы России сделала очередной разворот. Вернулось основное назначение рекламы – информировать население о товарах и услугах.

Реклама в России развивалась очень быстрыми темпами в период до 1995 года, когда происходило становление рекламных каналов, появлялись специализированные рекламные агентства, а также производили рекламной продукции, например, "Премьер СВ", и "Видео Интернешнл", также появились филиалы зарубежных рекламных агентств. В тот период доминировала реклама иностранных производителей с их многомиллионными бюджетами. Российские компании, первыми начавшие активные рекламные кампании, принадлежали, в основном к банковской, финансовой сфере. Во вторую очередь вошли крупные промышленные предприятия, доминирующими были предприятия пищевой промышленности. Серьезным вкладом в развитие рекламы и становление цивилизованного рекламного рынка в России стало принятие в 1995 г. Федерального закона "О рекламе".

С 1995 года началось поступательное развитие рекламного рынка, приостановленное кризисом 1998 года вплоть до 2001 года, когда рынок восстановился до уровня, соответствующего августу 1998 года.

В начале XXI века реклама в России получила широкое распространение, в обиход вошли самые современные на тот период виды: реклама в Интернете, реклама на крупноформатных жидкокристаллических дисплеях на улицах и др. Вновь стала распространяться кинореклама с возрождением кинопроката.

В этот период окончательно укрепились принципы рекламы, по которым функционирует рекламный рынок современной России.

Сегодня в России полностью сложился цивилизованный рынок рекламы, при этом российские дизайнеры учитывают особенности своего национального потребителя, в большинстве случаев стремясь создавать рекламные обращения сообразно российскому менталитету.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)