Изучение синтаксиса в школе

Понятие синтаксиса. Цели и задачи изучения синтаксиса в школе. Каковы основные методы обучения синтаксису в школе. Проблемы при обучении синтаксису. Ключевые принципы обучения синтаксису в школе.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 18.02.2018

Нестерова И.А. Изучение синтаксиса в школе // Энциклопедия Нестеровых


Понятие синтаксиса в русском языке

Синтаксис русского языка

Синтаксис воспринимается как высший уровень языковой системы, на котором используются все ресурсы языка. К трактовке термина обращались многие лингвисты. Слово синтаксис образовано от греческого слова "syntaxis", которое переводится как "порядок, построение". Самой распространенной трактовкой понятия "синтаксис" можно назвать следующую:

Синтаксис представляет собой раздел грамматики, который изучает законы организации связной речи, способы соединения слов в речи и основные единицы связной речи (словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое, текст и др.), их строение, значение, функции [1].

В синтаксисе выделяются две части:

  1. учение о словосочетании
  2. учение о предложении.

В синтаксисе языковые явления рассматриваются с трех сторон:

  • по выражаемым смысловым отношениям,
  • по строению (структурный аспект),
  • по характеристике цели высказывания (коммуникативный аспект).

Цели и задачи обучения синтаксису в школе

Лингвистической основой школьного курса синтаксиса является структурно-семантическое направление: рассмотрение единиц языка в единстве их значения, формы, функции.

Цели обучения синтаксису состоят в следующем:

  • на основе сознательного усвоения синтаксических понятий обогащать грамматический строй речи учащихся с учетом норм русского литературного языка;
  • сформировать речевые умения и навыки школьников;
  • способствовать формированию всех видов компетенций.

Задачи обучения синтаксису [2]:

  • познакомить учащихся с синтаксическими единицами – словосочетанием, предложением, сложным синтаксическим целым и на этой основе обеспечить усвоение школьниками знаний о строе русского языка;
  • совершенствовать речь учащихся на основе усвоения синтаксических связей и отношений;
  • формировать умение использовать синтаксические единицы в соответствии с коммуникативной установкой, развивать речь учащихся.
  • обогащать синтаксический строй речи учащихся, научить их употреблять различные синтаксические конструкции, синтаксические синонимы;
  • создать базу для успешного усвоения правил пунктуации.

Обучение синтаксису в школе

Первые сведения по синтаксису учащиеся получают в начальной школе. Они изучают виды предложений по цели высказывания, по интонации; члены предложения; связь между словами в предложении и др.

В 5 классе изучается пропедевтический курс синтаксиса. Систематический курс синтаксиса изучается в 8-9 классах

Учение о предложении рассматривает состав простого и сложного предложения.

Предложение – синтаксическая коммуникативная единица, минимальная единица общения. "...Это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли" [3].

Предложение имеет две основные сущностные характеристики, выделяющие эту единицу среди других, – предикативность и интонация сообщения.

Предикативность – это отнесенность содержания предложения к действительности, выраженная грамматическими средствами модальности, времени и лица. Предикативность (сказуемость) в школьной практике обычно отождествляется с понятием грамматической основы, которая составляет структурную основу предложения. Основными показателями предикативной связи являются формы слов и интонация: Высокая елка сверкала дутыми стекляшками. С потолка свисали бумажные фонарики. (Д. Гранин).

Предикативность – это категория, которая целым комплексом формальных синтаксических средств соотносит сообщение с тем или иным временным планом действительности и делает его средством формирования и сообщения мысли [].

Поскольку значение предикативности заключается в главных членах предложения, знакомство с этой категорией поможет школьникам лучше усвоить понятие двусоставного и односоставного предложений, явится основой для осознанного усвоения сложного предложения.

Одним из существенных признаков предложения является интонация, которая проявляется в повышении и понижении тона, убыстрении и замедлении речи. Интонация служит основным средством, выражающим коммуникативное намерение говорящего.

Предложение представляет собой внутреннее единство членов предложения, порядка их расположения и интонации.

В процессе изучения синтаксиса школьники знакомятся с понятием "члены предложения".

Члены предложения – это знаменательные слова (словосочетания) в составе предложения, которые выражают определенные синтаксические отношения и находятся между собой в определенных синтаксических связях.

Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) характеризуются наличием предикативных отношений, являются конструктивным и смысловым центром предложения.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, дополнение, обстоятельство) зависят от главных членов предложения и служат для пояснения, уточнения или дополнения грамматической основы. В процессе усвоения этого материала основное внимание необходимо уделять анализу смысловых отношений в структуре предложения. При работе над второстепенными членами предложения отмечаются их основные свойства.

Свойства второстепенных членов предложения

Свойства второстепенных членов предложения

Важно, чтобы ученики осознавали, что второстепенные члены предложения в смысловом отношении могут быть гораздо более значимыми, чем главные члены. С этой точки зрения существенную роль приобретает коммуникативный аспект, который проявляется в актуальном членении предложения [2].

Актуальное членение предложения зависит от порядка слов, который устанавливает последовательность различных по коммуникативной значимости частей высказывания, что служит более точной передаче смысла высказывания. При разном порядке слов меняется коммуникативное назначение предложения, его смысл.

Различают обычный, прямой порядок слов и обратный (инверсия). При прямом порядке слов каждый член предложения занимает свое определенное место. Так, подлежащее обычно стоит перед сказуемым. Например: Весна наступила.

Согласованное определение занимает место перед определяемым словом (желтые листья, солнечный день), несогласованное определение – после определяемого слова (листья клена, дом на набережной), обстоятельство образа действия стоит перед сказуемым (громко говорил, звонко смеется), другие виды обстоятельств и дополнение – после сказуемого (вернуться вечером, читать книгу, готовиться к занятиям, подойти к дому):

Заря приближалась! Сборы были короткими. Мы вышли в затон на веслах. Там разъехались в разные стороны. (Г. Троепольский)

Обстоятельства времени и места могут стоять в начале предложения, поясняя, конкретизируя его содержание:

В субботу вечером мы уже сидели на берегу Далекого у костра. (Г. Троепольский)

Обратный порядок слов (инверсия) – это выразительное средство языка, которое используется, чтобы обратить внимание читателя на слово, стоящее на необычном месте, подчеркнуть его значение:

Уходит день. В пыли дорожной горят последние лучи. (А. Блок)

Инверсия может использоваться для оформления вопроса в вопросительных предложениях. Слово, которое требует ответа, обычно ставится на первое место:

Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь)

Сведения об актуальном членении предложения, порядке слов и логическом ударении усваиваются школьниками в основном в процессе выполнения упражнений.

Принципы обучения синтаксису в школе

В процессе изучения синтаксиса школьники усваивают, что предложение является основным средством выражения и сообщения мысли, имеет грамматическую основу, состоящую из двух главных членов (двусоставное предложение) или одного главного члена (односоставное предложение), может иметь второстепенные члены.

Они получают сведения об общих признаках и функциональных разновидностях простого и сложного предложений. На этом этапе происходит осмысление предложения как единицы языка, заключающей в себе сообщение, вопрос или побуждение, формируются умения пользоваться в речи различными типами предложений.

Обучение синтаксису в школе базируется на следующих принципах:

  • морфолого-синтаксический принцип – сопоставление члена предложения и части речи;
  • интонационный принцип – сопоставление структуры и интонации;
  • парадигматический принцип – способность словосочетаний изменяться;
  • синтагматический принцип – правила построений словосочетаний и предложений.

Литература

  1. Предмет синтаксиса. Система синтаксических единиц // – URL: https://www.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/2011/02/Синтаксис.pdf
  2. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку- М.: Дрофа 2006
  3. Виноградов В. В. Основные вопросы синтаксиса предложения – М.: Наука, 1958

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)