Самоанализ урока
Рисунок 1. Значение самоанализа урока для учителя
Самоанализ урока представляет собой обязательный элемент педагогической деятельности. Он направлен на профессиональное совершенствование педагогических умений и навыков.
Обязательный характер самоанализа урока закреплен во ФГОС
Самоанализ урока – это разбор проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности посредством сравнения запланированного и осуществленного. При этом учитываются как успехи учащихся так и их неудачи.
В соответствии со стандартами современного педагогического образования студенты, проходящие практику в школах, обязаны проводить самоанализ урока после каждого проведенного занятия. Составление самоанализа урока является сложным и ответственным моментов в процессе прохождения педагогической практики.
План самоанализа урока
Самоанализ урока необходимо делать в соответствии со строго определенным планом. Этот факт как упрощает, так и одновременно усложняет задачу любого педагога. Умение грамотно составить самоанализ урока строится на базе системы пунктов, позволяющих наиболее глубоко изучить проведенный урок и провести анализ каждого этапа с учетом всех существующих требований ФГОС.
Рисунок 2. План самоанализа урока
Теперь необходимо рассмотреть каждый пункт плана самоанализа урока отдельно. Начнем с первого пункта, а именно с характеристики класса.
Рисунок 3. Составляющие характеристики класса.
Затем изучим место урока в изучаемой теме. Данный пункт плана требует досконального изучения связей анализируемого урока с предыдущими и прогноз взаимосвязи с последующими занятиями по определенной теме в рамках учебного плана. В рамках данного аспекта необходимо выделить классификацию уроков по ФГОС.
№ |
Тип урока по ФГОС |
Структура урока |
---|---|---|
1 |
Урок усвоение новых знаний |
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия |
2 |
Урок комплексного применения знаний и умений |
1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия |
3 |
Урок повторения |
1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний по одному из направлений: с целью подготовки к контрольному уроку либо с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
4 |
Урок систематизации и обобщения знаний и умений |
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне. 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу |
5 |
Урок контроля знаний и умений |
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. 4) Рефлексия. |
6 |
Урок коррекции знаний, умений и навыков |
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги контроля знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5) Рефлексия. |
7 |
Комбинированный урок |
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия. |
Следующим пунктом плана самоанализа урока является характеристика цели урока. В процессе составления плана урока учитель в обязательном порядке формулирует цель урока. В современной педагогической науке цели урока бывают трех видов: образовательные, воспитательные, развивающие.
I. Образовательные цели.
Образовательная цель урока предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д.
- Формулировка в процессе урока нового понятия и его трактовки.
- В процессе урока обеспечить учащимся доступное усвоение той или иной информации по теме.
- В течении урока обучить учащихся новому способу действий.
- Устранить пробелы в знаниях по теме.
- Обобщить и систематизировать знания по той или иной теме.
- Отработать навыки.
- Закрепить способы действий.
- Сформировать у учащихся представления об определенных понятиях или явлениях в рамках темы урока.
- Обучить выполнению задания по образцу.
- Научить делать выводы по теме.
- Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений.
- Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.
- Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.
- Научить самостоятельно делать выводы.
II. Воспитательные цели.
Воспитательная цель урока – это цель, направленная на формирование у обучающихся определенных свойств личности, черт характера.
- Формирование интереса к будущему страны.
- Формирование чувства гордости за Родину.
- Воспитание гуманного отношения к людям.
- Формирование ответственности.
- Развитие требовательности к себе и другим.
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
- Воспитание стремления трудиться.
III. Развивающие цели.
Развивающая цель урока – развитие психических и психофизических свойств, таких как: внимание, сенсорно-перцептивные свойства, мнемические и мыслительные свойства, психомоторные свойства, профессиональные задатки и способности.
- Развитие аналитического мышления.
- Развитие познавательных умений.
- Развитие умений учебного труда.
Характеристика плана урока
Затем приступаем к характеристике плана урока. Она включает в себя изучение содержательной стороны учебного материала и его соответствия требованиям к преподаванию предмета и возрасту обучающихся. Затем рассматриваются использованные методы и приемы обучения. Особое внимание уделяется формам организации познавательной деятельности и их актуальности.
На следующем этапе самоанализа урока проводится сравнение реального построения урока и структуры урока зафиксированной в план-конспекте.
Немаловажен и структурный аспект самоанализа урока. В рамках данного пункта плана самоанализа урока проводится пошаговый анализ каждого элемента урока, выявляется его вклад в достижение результата. Также учитель формулирует обоснованные доказательства оптимальности выбора каждого элемента урока.
Функциональный аспект самоанализа урока заключается в изучении уровня соответствия структуры урока и поставленным целям. Также изучается степень соответствия ключевых элементов проведенного урока и возможностям класса. Не упускается из виду и то, какой стиль отношений учителя и учащихся выбран для каждого конкретного занятия.
В заключении самоанализа урока проводится обоснованная оценка конечного результата урока по следующим направлениям:
- формирование универсальных учебных действий на уроке;
- определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
- причины разрыва;
- выводы.
В завершении процесса самоанализа урока учитель должен предложить актуальные пути совершенствования урока по определенному предмету. В педагогической науке существует система направлений совершенствования урока представленная на рисунке ниже.
Рисунок 4. Варианты рекомендаций по итогам самоанализа урока.
Важно понимать, что самоанализ урока – это уверенный шаг, не только к подготовке следующего урока, но и шаг к следующей ступени профессионального роста педагога. Полноценный и глубокий самоанализ урока получается далеко не сразу. Самоанализу урока необходимо учиться на примерах и собственном опыте.