Технологическая карта урока по ФГОС
Процесс составления технологической карты урока очень ответственный и сложный. Качественная и многофункциональная технологическая карта может быть разработана при наличии высокого уровня знаний в предметной и педагогической сфере.
Каждый студент педагогического ВУЗа сталкивается с необходимостью написания нескольких отчетов по педагогической практике, которые необходимы для получения диплома о педагогическом образовании.
От студента-практиканта в последнее время стали требовать кроме план-конспекта еще и технологическую карту урока. Однако отмечается отсутствие достаточной методической базы в ВУЗАх по данному вопросу.
Важно помнить, что помимо усидчивости и терпения студенту необходим определенный багаж знаний и умений. Отсюда, очень часто встречающийся низкий уровень составления технологической карты урока студентами.
В современной педагогической литературе технологическая карта урока заняла прочное место. ФГОС нового поколения выделяет её как одну из ключевых инноваций в педагогическом процессе. Согласно нормам нового ФГОС технологическая карта урока являет собой одну из прогрессивных форм планирования взаимодействия учителя и учащихся в рамках педагогической деятельности.
Технологическая карта урока по ФГОС – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
В определении технологической карты заложены ключевые аспекты, которые являются необходимостью при конструировании технологической карты урока:
- Весь процесс деятельности и его составные части должны быть подробно расписан;
- Указание операций и их составных частей обязательно.
Основой технологической карты урока является разработка урока направленного на развитие общих (метапредметных) и специальных навыков и умений.
В современной методической литературе под метапредметными умениями подразумевают универсальные учебные действия (УУД). Что касается предметных умений, то они формируются у учащихся только в процессе обучения данному конкретному учебному предмету и применяются, главным образом, в этом предмете и отчасти в смежных предметах.
Метапредметные или общеучебные навыки и умения обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.
Ключевая роль технологической карты урока обусловлена тем фактом, что она направлена на раскрытие общедидактических принципов и алгоритмов организации учебного процесса, которые обеспечивают оптимальные условия для освоения предмета и формирования различных навыков и умений учащихся. Только осознание важности создания технологической карты позволит молодому педагогу освоить её особенности.
Структура технологической карты урока
Структура технологической карты урока четко регламентирована и являет собой систему компонентов, которые образуют урок как целостный организм.
Структура технологической карты урока похожа на структуру план-конспекта урока, однако она содержит больше элементов прогнозирования и планирования. Кроме того, грамотно составленная технологическая карта существенно упрощает процедуру самоанализа урока, так как в ней изначально заложены и систематизированы элементы требующие анализа.
При составлении технологической карты урок структурируется по следующим параметрам:
- Название этапа урока.
- Цели этапа урока.
- Содержание этапа.
- Деятельность учителя.
- Деятельность учащихся.
- Формы работы.
- Результат.
В процессе разработки технологической карты урока необходимо учитывать строгое следование определенным этапам. Так, к числу этапов включенных в структуру технологической карты урока относят:
- Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
- Формулировка цели урока.
- Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
- Формулировка цели каждого этапа урока.
- Определение результатов каждого этапа.
- Выбор формы работы на уроке
Изучив структуру технологичной карты урока, можно утверждать, что она обеспечивает условия для повышения качества обучения в школе. Доказательством сказанного является следующее:
- учебный процесс проектируется от цели до результата;
- в технологической карте прописано использование максимально эффективных методов работы с информацией;
- на уроке организуется самостоятельная учебная, интеллектуально- познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений на практике.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности | |
1-й этап урока | ||||||
|
||||||
2-й этап урока | ||||||
|
Как упоминалось ранее, технологическая карта урока напрямую связана с качеством самоанализа урока. В процессе самоанализа урока молодые педагоги просто пересказывают его ход. У них вызывает затруднение обоснование выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. Технологическая карта урока более глубоко и детально представляет урок со всеми его этапами, проблемными аспектами и т.д. Тем самым, закладывая основу для самоанализа. Что касается традиционного план-конспекта, то в нем расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.
Правильно составленная технологическая карта урока дает возможность:
- детализировать урок еще на стадии подготовки;
- оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных методов обучения, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока;
- оценить каждый этап, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы в их совокупности.