Что такое доклад
Доклад – это развернутое устное изложение какой-либо темы, сделанное публично.
Доклад используется в школьном и вузовском обучении как форма контроля усвоения материала учащимися. Доклад формирует навыки четко и лаконично излагать информацию на определенную тему.
Цели доклада:
- Формирование навыков по изложению материала на заданную тему кратко, интересно и доступно для слушателей.
- Формирование научно-исследовательских навыков и умений у студентов.
- Доклад способствует овладению методами научного познания и способствует освоению навыков публичного выступления. Позволяет научиться критически мыслить. При этом главная составляющая – это публичное выступление.
Тезисы доклада – это разновидность научной публикации, представляющая собой текст объемом 2-6 страниц, в котором кратко сформулированы основные положения доклада.
Темы докладов могут быть предложены преподавателем или же учащийся выбирает на свое усмотрение в рамках учебного предмета. В качестве тем для доклада преподаватель предлагает материал учебного курса, выносимый на самостоятельное изучение студентами или школьниками.
Объем доклада варьируется от 5 до 15 страниц. Все зависит от того, сколько времени есть у докладчика. В школьном и вузовском обучении допускается две формы доклада:
- устный доклад;
- письменный доклад.
Структура доклада
Доклад имеет строго регламентированную структуру, в которую входят вступление, основная часть, которая может состоять из нескольких пунктов, заключение, список литературы и приложения.
Структура доклада
Вступление к докладу включает в себя цели и задачи, основные тезисы и название источников, на которые опирается учащийся в докладе. Во вступление обязательно должна быть раскрыта актуальность темы.
Основная часть доклада содержит логичное, последовательное изложение материала. В докладе допустимо высказывать свое мнение по тем или иным аспектам при условии адекватной доказательной базы для собственных рассуждений. Основная часть должна быть объёмнее вступления и заключения: предмет разговора нужно осветить с разных сторон.
В заключении доклада подводятся итоги, формулируются выводы и подчеркивается значение рассмотренной проблемы. Кроме того, в заключительной части доклада выделяются основные проблемы, пути и способы их решения и т.п.
Список литературы должен включать в себя только реальные источники. Недопустимо внесение в список литературы большого количества источников по теме, которые не использовались учащимся.
Приложения чаще всего используются для письменного доклада. Туда выносятся графики, таблицы и рисунки. Если доклад устный, то он сопровождается презентацией или раздаточным материалом.
Как выбрать тему доклада
Тема доклада выбирается исходя из интересов спикера. Прежде чем приступать к выбору темы, проанализируйте уровень свое компетентности в той сфере, в рамках которой собираетесь выступать с докладом. Если нет четко сформулированного списка тем, то лучше сосредоточиться на том, что вы понимаете, о чем можете свободно рассуждать. Не стоит гнаться за темами, которые вам чужды.
Тема должна быть вам близка.
Очень хорошо если имеется практический опыт работы в той или иной сфере, и вы сможете привести актуальные примеры из вашего личного опыта. Это поможет аудитории понять, что вы компетентны в том, о чем говорите. Умение сдабривать адекватными примерами доклад – это большой плюс, по этой причине выбирайте тему так, чтобы вы могли легко отвечать на вопросы в рамках доклада.
Выбирайте тему в которой вы разбираетесь.
Если вы увлечены определенным направлением той отрасли науки в рамках которой ваш доклад, то хорошо будет привести новейшие исследования и актуальные цифры. Выбирайте ту тему в которой вы знакомы с новшествами, следите за посследними исследованиями и можете привести интересные примеры или статистические данные.
Выбор должен быть обусловлен вашей осведомленностью в новейших исследованиях в рамках выбираемой темы.
Никогда не пытайтесь остановить свой выбор на теме"как у друга", "как у предыдущего докладчика" и т.д. Это приведет к тому, что вы не сможете раскрыть все аспекты выбранной темы и не сможете заинтересовать аудиторию. Шаблонный доклад без практических примеров не интересен современной аудитории.
Тема должна быть актуальной и перспективной.
Очень часто при выборе темы доклада душа просит масштабов. Но увы, доклад обычно ограничен по времени и объем информации, которую можно представить ограничен. Масштабные темы хороши для научных статей, дипломов, диссертаций или курсовых работ.
Тема должна быть проработанной, так что не стоит брать масштабную тему.
Выбирать тему доклада следует исходя из своих интересов, актуальности и уровня своей компетентности.
Пошаговое руководство по написанию доклада
Чтобы подготовить доклад на заданную тему необходима усидчивость, терпение и творческий подход. Приветствуется создание дополнительного графического материала, таблиц.
Подготовка доклада состоит из нескольких этапов:
- выбор темы доклада;
- подбор и изучение наиболее важных учебных, научных работ по данной теме, нормативных правовых актов;
- анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений ученых;
- составление плана доклада;
- написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля;
- вычитывание доклада;
- подготовка к выступлению (если доклад устный).
Для того, чтобы доклад получился интересным и информативным необходимо использовать несколько источников информации:
- Научные пособия или публицистика;
- Аналитика;
- Статистика;
- Практические пособия или примеры.
Оформление доклада реализуется в соответствии с требованиями педагога или методического пособия колледжа, вуза и т.д.
Подготовка к выступлению
Если доклад будет представлен преподавателю в устной форме, то следует написать несколько тезисов, чтобы не упустить ничего важного. Подготовка к выступлению с докладом включает в себя:
- Подготовка раздаточного материала и презентации к докладу;
- Прочтение текста доклада вслух;
- Выделение отдельных тезисов;
- Пересказ доклада;
- Повторное прочтение текста доклада вместе с презентацией или раздаточным материалом.
Большое значение имеет подготовка раздаточного материала и презентации. Современный доклад должен сопровождаться красочными и информативными презентациями. Самостоятельно презентацию к докладу можно подготовить в Power Point. Для пользователей Linux хорошо показала себя Libre Office Impress. В данной программе присутствуют все необходимые инструменты: несколько режимов просмотра и редактирования слайдов, анимация, базовая верстка.
Для создания плакатов и раздаточного материала можно использовать различные графические редакторы с помощью которых создаются уникальные рисунки. Однако для этого может потребоваться графический планшет. Простейшие рисунки создаются на любом устройстве, на котором можно установить Paint.NET