Понятие и виды кейс технологий
Современное образование широко использует кейс технологии не только в ВУЗах, но и в школьном образовании. В последние годы кейс технологии привлекли внимание воспитателей и методистов в учреждениях ДОУ.
Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, формирующая у обучающихся знания, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса.
В чем состоит особенность кейс технологии?- В том что благодаря ей ребенок может на практике принимать решения и видеть их последствия. Кейс технологии относят к интерактивным методам обучения.
В современной дидактике выделяют следующие преимущества использования кейс технологий в обучении:
- кейс технологии способствуют развитию навыков слушать, понимать других людей и продуктивно работать в команде;
- кейс технологии развивают логическое мышление;
- кейс технологии развивают умение формулировать вопросы, аргументировать ответы, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
Местом зарождения кейс-технологии в образовательном процессе принято считать Гарвардскую школу бизнеса. Там её начали использовать в начале XX столетия для подготовки специалистов в сфере бизнеса и управления.
Существует несколько классификаций кейс-технологий. Одна из них предполагает деление на две большие группы: учебные кейсы и исследовательские кейсы.
Учебные кейсы создаются для того, чтобы проанализировать собой детальное описание реальных событий, которые имели место в прошлом. К ключевым видам учебных кейсов относят:
- Мини-кейсы;
- Средние кейсы;
- Классические кейсы.
Существует еще одна классификация учебных кейсов, согласно которой они бывают:
- одиночные кейсы;
- составные кейсы;
- требующие решения, т.е. дилемма;
- оценочные кейсы;
- иллюстративные.
Исследовательский кейс направлен на изучение определенного явления и представляет собой описательный анализ реальной ситуации, которая отражает определенную теоретическую концепцию.
Помимо приведенной выше классификации кейсов, существует разделение по типу подачи информации:
- Печатный кейс;
- Видео кейс;
- Мультимедиа – кейс.
Кейсы имеют стандартную структуру, которая представлена на рисунке ниже.
Структура кейса
Основой кейс-технологии является практический опыт, который сопровождается анализом принятых решений, выявлением плюсов и минусов и выработкой навыков принятия быстрых и оптимальных самостоятельных решений.
В основе кейс технологий лежит системно-деятельностный подход.
Методы кейс технологий
Где применяются кейс-технологии в обучении представлено ниже:
- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.
- Развитие способности детей научиться работать с информацией.
- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.
- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.
- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.
Кейс-технологии пришли в российское образование в начале двухтысячных вместе с новомодными веяниями типа MBA. Кейс-технологии не задержались в узких рамках высшего и средне-специального образования, и шагнули в школьное образование, а в последние годы стали уверенно проникать в дошкольное обучение.
Особенности кейсов в ДОУ
Кейс технологии шагнули из вузовского и школьного обучения в дошкольное. Современные реалии требуют новых подходов к обучению и воспитанию детей уже начиная с детского сада.
В чем состоит особенность использования кейс-технологии в условиях дошкольного учебного заведения? – В том, что ребенок с раннего возраста учится логически мыслить и анализировать конкретные практические ситуации, что способствует лучшей адаптации к школьному обучению. Кейс-технологии хорошо показали себя в старших группах детского сада.
Еще советский психолог А.Н. Леонтьев доказал взаимосвязь развития восприятия, мышления и речи: при назывании ребенком вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, появляется возможность закрепить и активизировать словарь. Отсюда и актуальность использования кейс-технологий. Они позволят ребенку осваивая актуальные кейсы получать практический опыт, который ему недоступен в силу возраста или обстоятельств.
Основу кейс-технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения являет создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Основные подходы к использованию кейс-технологий в ДОУ строятся на соответствии кейсов требованиям образовательных стандартов и интересам детей в дошкольном образовательном заведении. Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать чётко поставленной цели;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- быть актуальным;
- иллюстрировать типичные ситуации;
- развивать аналитическое мышление;
- провоцировать дискуссию.
Кейсы в ДОУ направлены на воспитание детей ответственными, мыслящими и сообразительными. При помощи кейс технологий можно с большим успехом воспитать у детей ответственность и дисциплину. Для этого кейсы рекомендуется использовать в режимных моментах, под которыми понимаются распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
Режимные моменты в ДОУ
В ДОУ хорошую эффективность показывает практический кейс, демонстрирующий определенную жизненную ситуацию, которая распространена в повседневности и ребенок сталкивается с ней регулярно.
Учебное назначение подобного кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения в данной ситуации. Для того, чтобы кейс принес хороший результат в условиях ДОУ, он должен быть максимально детализированным и наглядным. Суть подобного кейса сводится к познанию жизни. В дошкольном возрасте подобные кейсы эффективны, так как мышление ребенка приближено к практике. Предметом обучения являются знания, которые возможно и необходимо применить сразу и в конкретной жизненной ситуации.
В качестве примера приведем фото-кейс с комнатой. На фото 1представлена комната не убранная, а на фото 2 после наведения порядка.
Фото-кейс "Порядок в моей комнате"
Задачи:
- Приучать детей аккуратно убирать вещи.
- Воспитывать стремление быть аккуратными бережно относится к своим вещам.
Текст кейса:
Ребенок пришел из детского сада домой и небрежно разбросав вещи, лег спать. На утро его мама была расстроена так как вещи ребенка оказались мятыми, а домашний питомец выспался на курточке ребенка.
Почему огорчилась мама? Что ребенок сделал неправильно.