Кейс-технологии в ДОУ

Кейс-технологии показали хороший результат в высшем и среднем образовании. В последние годы методы кейс-технологий начали применять в дошкольном обучении. Практическая направленность кейсов способствует реализации воспитательных целей.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 20.03.2023

Нестерова И.А. Кейс-технологии в ДОУ // Энциклопедия Нестеровых


Понятие и виды кейс технологий

Современное образование широко использует кейс технологии не только в ВУЗах, но и в школьном образовании. В последние годы кейс технологии привлекли внимание воспитателей и методистов в учреждениях ДОУ.

Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, формирующая у обучающихся знания, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса.

В чем состоит особенность кейс технологии?- В том что благодаря ей ребенок может на практике принимать решения и видеть их последствия. Кейс технологии относят к интерактивным методам обучения.

В современной дидактике выделяют следующие преимущества использования кейс технологий в обучении:

  • кейс технологии способствуют развитию навыков слушать, понимать других людей и продуктивно работать в команде;
  • кейс технологии развивают логическое мышление;
  • кейс технологии развивают умение формулировать вопросы, аргументировать ответы, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Местом зарождения кейс-технологии в образовательном процессе принято считать Гарвардскую школу бизнеса. Там её начали использовать в начале XX столетия для подготовки специалистов в сфере бизнеса и управления.

Существует несколько классификаций кейс-технологий. Одна из них предполагает деление на две большие группы: учебные кейсы и исследовательские кейсы.

Учебные кейсы создаются для того, чтобы проанализировать собой детальное описание реальных событий, которые имели место в прошлом. К ключевым видам учебных кейсов относят:

  1. Мини-кейсы;
  2. Средние кейсы;
  3. Классические кейсы.

Существует еще одна классификация учебных кейсов, согласно которой они бывают:

  • одиночные кейсы;
  • составные кейсы;
  • требующие решения, т.е. дилемма;
  • оценочные кейсы;
  • иллюстративные.

Исследовательский кейс направлен на изучение определенного явления и представляет собой описательный анализ реальной ситуации, которая отражает определенную теоретическую концепцию.

Помимо приведенной выше классификации кейсов, существует разделение по типу подачи информации:

  • Печатный кейс;
  • Видео кейс;
  • Мультимедиа – кейс.

Кейсы имеют стандартную структуру, которая представлена на рисунке ниже.

Структура кейса

Структура кейса

Основой кейс-технологии является практический опыт, который сопровождается анализом принятых решений, выявлением плюсов и минусов и выработкой навыков принятия быстрых и оптимальных самостоятельных решений.

В основе кейс технологий лежит системно-деятельностный подход.

Методы кейс технологии

Методы кейс технологий

Где применяются кейс-технологии в обучении представлено ниже:

  • Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.
  • Развитие способности детей научиться работать с информацией.
  • Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.
  • Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.
  • Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

Кейс-технологии пришли в российское образование в начале двухтысячных вместе с новомодными веяниями типа MBA. Кейс-технологии не задержались в узких рамках высшего и средне-специального образования, и шагнули в школьное образование, а в последние годы стали уверенно проникать в дошкольное обучение.

Особенности кейсов в ДОУ

Кейс технологии шагнули из вузовского и школьного обучения в дошкольное. Современные реалии требуют новых подходов к обучению и воспитанию детей уже начиная с детского сада.

В чем состоит особенность использования кейс-технологии в условиях дошкольного учебного заведения? – В том, что ребенок с раннего возраста учится логически мыслить и анализировать конкретные практические ситуации, что способствует лучшей адаптации к школьному обучению. Кейс-технологии хорошо показали себя в старших группах детского сада.

Еще советский психолог А.Н. Леонтьев доказал взаимосвязь развития восприятия, мышления и речи: при назывании ребенком вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, появляется возможность закрепить и активизировать словарь. Отсюда и актуальность использования кейс-технологий. Они позволят ребенку осваивая актуальные кейсы получать практический опыт, который ему недоступен в силу возраста или обстоятельств.

Основу кейс-технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения являет создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Основные подходы к использованию кейс-технологий в ДОУ строятся на соответствии кейсов требованиям образовательных стандартов и интересам детей в дошкольном образовательном заведении. Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  1. соответствовать чётко поставленной цели;
  2. иметь соответствующий уровень трудности;
  3. быть актуальным;
  4. иллюстрировать типичные ситуации;
  5. развивать аналитическое мышление;
  6. провоцировать дискуссию.

Кейсы в ДОУ направлены на воспитание детей ответственными, мыслящими и сообразительными. При помощи кейс технологий можно с большим успехом воспитать у детей ответственность и дисциплину. Для этого кейсы рекомендуется использовать в режимных моментах, под которыми понимаются распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

режимные моменты в доу

Режимные моменты в ДОУ

В ДОУ хорошую эффективность показывает практический кейс, демонстрирующий определенную жизненную ситуацию, которая распространена в повседневности и ребенок сталкивается с ней регулярно.

Учебное назначение подобного кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения в данной ситуации. Для того, чтобы кейс принес хороший результат в условиях ДОУ, он должен быть максимально детализированным и наглядным. Суть подобного кейса сводится к познанию жизни. В дошкольном возрасте подобные кейсы эффективны, так как мышление ребенка приближено к практике. Предметом обучения являются знания, которые возможно и необходимо применить сразу и в конкретной жизненной ситуации.

В качестве примера приведем фото-кейс с комнатой. На фото 1представлена комната не убранная, а на фото 2 после наведения порядка.

фотокейс

Фото-кейс "Порядок в моей комнате"

Задачи:

  • Приучать детей аккуратно убирать вещи.
  • Воспитывать стремление быть аккуратными бережно относится к своим вещам.

Текст кейса:

Ребенок пришел из детского сада домой и небрежно разбросав вещи, лег спать. На утро его мама была расстроена так как вещи ребенка оказались мятыми, а домашний питомец выспался на курточке ребенка.

Почему огорчилась мама? Что ребенок сделал неправильно.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)