Коммуникативные способности в подростковом возрасте

Понятие коммуникации и коммуникативных особенностей. Особенности подросткового возраста. Проблемы в сфере общения у подростков. Причины их возникновения и методы борьбы с ними. Роль психолога в преодолении коммуникативных проблем подростков.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 05.11.2018

Нестерова И.А. Коммуникативные способности в подростковом возрасте // Энциклопедия Нестеровых


Понятие коммуникации

Коммуникативные способности в подростковом возрасте

Особенности коммуникации в подростковом возрасте представляют собой серьезную проблему, решение которой требует понимания терминологической и методологической составляющей проблемы.

Коммуникация – от латинского слова "communicatio". Это путь сообщения, связь одного места с другим. Коммуникация – общение, передача информации от человека к человеку – специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка, реже – при помощи других знаковых систем [1].

В.Н. Панферов говорил о том, что положение личности в той или иной группе определяется коммуникативными особенностями, информационно-коммуникативной активностью. Именно эти особенности отмечаются в свободных характеристиках лидеров и авторитетов. Лидеры и авторитеты чувствуют свою роль в группе и чаще удовлетворены своим положением в ней [1].

Способность к общению и результативность также зависит от склада характера, индивидуальных свойств личности, важнейшими из которых являются организаторские и коммуникативные качества. Уровень развития таких качеств как: деловитость, уверенность в себе, требовательность, стремление к доминированию, уровень притязаний личности, сила воли, позволяют определить насколько грамотно человек способен строить межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности.

Понятие и особенности подросткового возраста

Подростковый возраст имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую он демонстрирует при решении различных задач, побуждает взрослых к обсуждению с ним достаточно серьезных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживаются удивительная инфальтивность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей [2].

Подростковый возраст – это самый ответственный период для развития коммуникативных навыков.

В этом возрасте дети становятся чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально – этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями. Ребята в этот период обмениваются интересной информацией, обсуждают события из жизни класса, выясняют, кто как к кому относится, разговаривают о сугубо личных вопросах, которые не подлежат разглашению: мечтах, планах, о созревании организма, о " странных" изменениях в сознании, о симпатиях.

Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус.

Подростковое общение

В подростковом общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию – другой. Согласно взглядам отечественных психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., общение, как правило, выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей в любом возрасте. Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей [3].

Формирование коммуникативных умений у подростков содействует повышению мотивации, способствует лучшему установлению межличностных взаимоотношений. Это влияет на развитие познавательной инициативности, воображения, саморегуляции, умений коллективной работы.

Коммуникативная компетентность, в соответствии с психолого- педагогическим изучением, содержит следующие элементы:

  • эмоциональный,
  • когнитивный,
  • поведенческий.

Эмоциональный компонент включает в себя психологическую чуткость, эмпатию, умение к сопереживанию и состраданию.

Когнитивный компонент связан с познаванием других людей, включает умение предусматривать поступки иного человека, продуктивно разрешать разные трудности.

Поведенческий компонент отображает умение ребенка вести совместную работу, соответствие в общении, организаторские возможности, адаптированность в конфликтных ситуациях.

В ходе взаимодействия перед детьми появляется потребность достигнуть соглашения, предварительно распланировать собственную деятельность. Формируется индивидуальное отношение к другим.

Способность к общению у подростков заключается в:

  • желание входить в контакт с находящимися вокруг людьми, даже мало знакомыми;
  • умение формировать взаимодействие, содержащее способность выслушивать собеседника, способность чувственно сопереживать,
  • выражать эмпатию, умение выходить из конфликтных ситуаций;
  • знание общепринятых норм и законов, которыми следует руководствоваться во взаимоотношении с другими людьми.

Неумение общаться и нарушения в сфере коммуникаций особенно ярко проявляются у подростков в условиях школы. Так как растет значения общения с противоположным полом, то коммуникативные трудности могут оставить отпечаток на межполовом общении на протяжении всей жизни. В современной психологии большое внимание уделяют вопросу подростковых конфликтов на базе асинхронности развития мальчиков и девочек.

Коммуникативная компетентность важна для дальнейшего развития подростков. Если в подростковом возрасте не заниматься развитием коммуникативной компетенции, то возможны проблемы с социализацией подростка в жизни. Многие педагоги и психологи громко заявляют о том, что адекватное развитие коммуникативных качеств в подростковом возрасте оказывает большое влияние на последующее развитие и становление личности.

Все проблемы в сфере коммуникаций усугубляются в подростковом возрасте. Их уже сложнее решить и скорректировать поведение ребенка. Следствием нерешенных проблем могут стать недоразвитость коммуникативных функций речи, несформированность навыков общения, нарушения в сфере установления эмоциональных контактов с ровесниками и теми, кто старшее.

В связи с этим ставится вопрос о подготовке человека к общению, о развитии у него необходимых коммуникативных качеств, для эффективного вхождения в социальную среду, для самореализации и самосовершенствования. Процесс повышения коммуникативной компетентности будет эффективным только тогда, когда у подростка будет актуализирована внутренняя готовность к саморазвитию, будет сформирована мотивация на совершенствование своих коммуникативных качеств и умений.

В ходе изучения научной литературы были выявлены особенности подросткового возраста и основы консультирования подростков. В психолого-педагогической литературе принято определять подростковый возраст терминами "трудный", "конфликтный", "кризисный", годы сексуального созревания. Данный возраст, являясь самым продолжительным переходным периодом, характеризуется рядом физических и психологических перемен. Данный возраст также называют пубертатным периодом. Имеется множество классификаций, обуславливающие границы подросткового возраста, и в среднем они охватывают период от 11-12 до 16-17 лет. Границы данного периода у девушек и юношей схожи лишь частично и в среднем составляют: от 12 до 16 у девочек и от 13 до 17 у мальчиков.

В процессе становления личности подростка могут возникать серьезные проблеме в коммуникационной сфере. Важно понимать, что именно формирование коммуникативных умений у подростков содействует повышению мотивации, способствует лучшему установлению межличностных взаимоотношений. Это влияет на развитие познавательной инициативности, воображения, саморегуляции, умений коллективной работы. Коммуникативная область весьма значительна для полной социализации подростка.

Одним из основных элементов деятельности психолога с целью развития коммуникативных способностей подростка является создание системы условий, при которых дети обретают знания и умения, соответственные высочайшему, качественному уровню общения.

Литература

  1. Большой энциклопедический словарь // URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/bes.html
  2. Немов Р.С. Психология – М.: ВЛАДОС, 2010.
  3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010.

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)