Отличие инновационного менеджмента от традиционного
Инновационный менеджмент отличается ориентацией на постоянное развитие предприятия за счет внедрения нововведений и инноваций.
В принципе, управление функционирует на основе двух моделей менеджмента:
- Первая модель – традиционный, репродуктивный, рутинный менеджмент. Стремление к получению максимальной выгоды от вложения ресурсов, ставка делается на управление производством, его развитием. Основные резервы – внутренние. Ориентация на повышение рентабельности, модернизацию производства и обновление ассортимента производимой продукции, работ, услуг.
- Вторая модель – инновационный менеджмент. Опирается на постоянный поиск путей развития, кардинально отличающихся от существующих. Ставка делается на управления ростом предприятия. Основные резервы – внешние, в том числе внедрение инноваций. Ориентация на внедрение инноваций любых типов.
Концепции инновационного менеджмента ориентируют предприятие на выпуск новых товаров, или товаров товар с принципиально новыми характеристиками или свойствами. При этом, если потенциал продукта исчерпан, требуется отказаться от постоянной модернизации (уже незначительной), а заняться разработкой нового товара.
При этом не следует ограничивать инновационный менеджмент категорией инновационных товаров: традиционные товары могут производиться или поставляться на рынок с помощью новых технологий. Инновации могут быть связаны с организацией производства, техническими элементами производства или же изменениями качественных характеристик производимого товара. Иногда такой подход характеризуют, как привнесение частичной инновации.
Основное отличие инновационного менеджмента от традиционного – поиск новых путей развития действующего предприятия. Это может быть реализовано в виде новой продукции, технологии, рынков, материалов, форм управления. Если концепция инновационного менеджмента реализуется на вновь созданном предприятии, то оно является инновационно-ориентированным.
Концепция инновационного менеджмента
Формирование концепции инновационного менеджмента началось в 60-70-х годах XX века, значительный вклад в нее внес австрийский ученый Йозеф Шумпетер. В концепцию инновационного менеджмента входит инновация, инновационная деятельность, объект и субъект управления.
Согласно данной концепции функциональная реализация инновационного менеджмента включает 6 элементов.
Шумпетер считается основоположником теории инноваций. Инновация – это емкая и многогранная категория, о чем свидетельствуют примеры инновационных проектов.
Инновацию можно рассматривать как определенный результат, конкретное изменение и процесс.
В "Руководстве Фраскати" инновация определяется как "конечный результат инновационной деятельности, как прогрессивное новшество, которое проявляется либо в виде продукта, либо в виде технологических процессов, новых методов организации и управления производством".
Концепция инновационного менеджмента охватывает объекты НИОКР, маркетинга, предпринимательских структур. Их работа направлена на создание инноваций для целей материального производства. В результате этого происходит создание и перераспределение национального дохода, а также осуществляется процесс перехода интеллектуальной собственности в сферу материального производства.
Инновационная деятельность – это использование и коммерциализация результатов научных исследований и разработок в виде их воплощения в выпускаемой продукции, технологии производства, реализацией на рынках.
№ |
Вид инновационной деятельности |
Описание |
---|---|---|
1 |
Подготовка и организация производства |
Это включает в себя закупку производственного оборудования, инструментов, модернизацию этих инструментов и оборудования, также это изменения процедур, методов и стандартов производства и контроля за качеством выпускаемой продукции, т.е. все элементы, которые необходимо затронуть для модификации технологического процесса. |
2 |
Предпроизводственные разработки |
Они включают в себя изменение продукта и процесса изменения технологии его изготовления. Также сюда относят переподготовку персонала, чтобы обеспечить возможность применения новых технологий и оборудования. |
3 |
Маркетинг новых продуктов |
Сюда входят виды деятельности, которые связаны с организацией выпуска продукции на рынок: исследования рынка, апробация продукта, адаптация продукта к различным сегментам рынка, организация рекламных кампаний и т.п. |
4 |
Приобретение неовеществленной технологии |
Суть заключается в покупке патента на технологию, лицензии на осуществление деятельности, покупка технологического секрета или ноу-хау, покупке торговой марки, специальных конструкций, моделей или технологических услуг, оказываемых продавцом. |
5 |
Приобретение овеществленной технологии |
Покупка специального оборудования, машин или машинных комплексов, которые необходимы для внедрения продуктовых или процессных инноваций. |
6 |
Производственное проектирование |
Это включает в себя разработку планов, чертежей, чтобы обосновать и определить использование производственных процедур и технических спецификаций. |
При осуществлении инновационной деятельности различаются объекты и субъекты инновационного менеджмента.
Объекты управления в инновационном менеджменте – разработки, технологии, законченные инновации, продукты, процессы на предприятии, функционирующим на территории России.
Субъекты управления в инновационном менеджменте – юридические лица, физические лица, иностранные организации и граждане, осуществляющие управленческое воздействие на объекты управления, относимые к сфере инноваций.