Понятие корпоративной культуры
Существует два основных подхода к определению понятия корпоративной культуры, что напрямую влияет на определение ее роли в управлении поведением организации.
Корпоративная культура, являясь одним из факторов внутренней среды организации, характеризует общие принципы поведения организации, ценности организации, ее философию, а также символику.
Корпоративная культура – совокупность различных элементов, включающих ценности, нормы и правила поведения, философские убеждения, знаково-символическую систему [1].
Другой подход:
Корпоративная культура – процесс постановки и ведения дел, способ их реализации. В этом случае раскрывающим понятием является культура постановки и разработки целей, задач и стратегии развития организации, а также способы их достижения [2].
Представляется целесообразным учитывать оба подхода в их содержательной части, чтобы наиболее полно охарактеризовать роль корпоративной культуры в управлении поведением организации. В целом, корпоративная культура направлена на то, чтобы отличать одну организацию от другой. Однако ее предназначение также в том, чтобы за счет постановки и разработки целевых установок и развития комплексного подхода к поведению организации. Следовательно, поведение организации в контексте ее эффективного развития обусловлено соответствующим уровнем культуры, который формируется в результате продуманных управленческих действий по его созданию с целью обеспечения возможности рационального управления поведением организации в условиях, определяемых этапом развития организации и факторами внешней и внутренней среды организации.
Таким образом, корпоративная культура может быть представлена как система ценностей, позволяющая управлять поведением организации.
Системный подход к корпоративной культуре
Корпоративная культура включает совокупность материальных и духовных ценностей, которые разделяют в организации, при этом эти ценности должны отражать определенную индивидуальность компании. С учетом характера деятельности любого предприятия, она распространяется на культуру внутрикорпоративных взаимоотношений персонала, корпоративные стандарты, символику организации, культуру управления, а также на продукцию и услуги компании в целом.
Формально, принципы и ценности корпоративной культуры могут быть задокументированы в каком-либо виде, например, в виде "внутренней политики", либо оставаться неписанными правилами, но, в любом случае, они будут отражать конкретные стандарты работы, поведения, внешнего вида и прочие ценности данной фирмы.
Корпоративная культура организации состоит из материальных и духовных ценностей, правил, стандартов, норм и т.п., которые в любых проявлениях взаимодействуют между собой. В результате таких взаимодействий индивидуальность данной компании однозначно воспринимается во внутренней и внешней среде среди различных социальных групп.
Признаки корпоративной культуры организации
Организационная культура характеризуется наличием рядом признаков, которые проявляются во внутренней и внешней среде компании.
№ |
Признак |
Характеристика |
Проявление |
---|---|---|---|
1 |
Современная организация |
Обобщенный признак, характерный субъективным восприятием |
Внимание уделяется материальным и духовным факторам. Учет современных достижений социально-экономических наук и технико-технологического прогресса. |
2 |
Гармоничность |
Все элементы корпоративной культуры сочетаются между собой |
Все ценности, стандарты, нормы организационной культуры подчиняются целям и задачам компании и соответствуют друг другу. |
3 |
Законность |
Все ценности имеют формальное или негласное выражение, все сотрудники прекрасно осведомлены о них. |
Нарушение корпоративной культуры сотрудниками организации наказуемо (штрафы, увольнение) |
4 |
Человечность |
Люди воспринимаются как главная ценность, реализуются достижения социальной психологии и психологии малых групп. |
Взаимодействие между отдельными сотрудниками, группами, отделами организуется в том числе на психологическом уровне. Много внимания уделяют психологическому климату в организации. |
5 |
Развитие |
Организация ориентирована на развитие, прогресс в отношениях с субъектами внешней и внутренней среды |
В корпоративной культуре организации предусматривается системный подход во взаимоотношениях с персоналом и внешними организациями. Ориентация на нужды сотрудников и деловых партнеров. |
Формальное проявление всех признаков корпоративной культуры организация воплощает в виде миссии, стратегии развития, видении. Нормы и ценности организации должны разделять если не все, то абсолютное большинство работников. С точки зрения внутренней составляющей, корпоративная культура имеет пять компонентов, которыми должна обладать организация:
- Принятая система лидерства;
- Стили разрешения конфликтов;
- Действующая система коммуникации;
- Положение индивида в организации;
- Принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.
Уровни корпоративной культуры организации
Управление поведением организации через формирование корпоративной культуры выражается через три уровня.
Уровни корпоративной культуры
На верхнем уровне корпоративной культуры организация имеет дело с артефактами, которые включают все явления, которые каждый индивид в организации чувствует, видит, слышит, сталкиваясь с незнакомой для себя культурой. Артефактами могут выступать также видимые результаты деятельности подразделений организации: язык, манера общения, ритуалы, церемонии и т.п. Они имеют возможность неоднозначного толкования, поэтому усвоенные ценности могут отличаться у разных подразделений в организации.
Результатом является формирование базовых предположений о том, как должна себя вести организация при контактах с внутренними и внешними субъектами. Если такое предположение формируется, то каждый индивид способен проверить, что могло бы значить то или иное явление. Для этого он обращается к усвоенным ценностям и сопоставляет с ними возможные действия и прогнозируемые последствия для организации.
При совпадении ожиданий с ценностями организации, индивид осознает корпоративную культуру и специфику поведения организации на более высоком уровне, т.е. полностью погружается в корпоративную культуру.
Свойства корпоративной культуры организации
Корпоративной культуре организации присуща совокупность свойств, позволяющая характеризовать стиль поведения организации и специфику управления этим поведением со стороны менеджмента.
В первую очередь, свойства корпоративной культуры связаны с всеобщностью ее распространения внутри организации, так как она охватывает все отношения в структуре самой организации при внутренних взаимодействиях отдельных сотрудников и подразделений и при внешних контактах с клиентами, партнерами и заинтересованными группами, которые относятся к внешней среде организации.
Вторичным свойством корпоративной культуры является ее неформальность, так как она формируется и впоследствии существует как самостоятельная область вне организационной структуры управления организацией, в отдельных случаях и в чрезвычайно творческих организациях, корпоративная культура может даже подменять собой властные структуры и полномочия внутри организации. Кроме того, следует выделить устойчивость корпоративной культуры, которая, опираясь на традиции внутри организации, не может быть легко исключена из нее административным воздействием.
Формирование корпоративной культуры
Формирование и поддержание организационной культуры и корпоративного духа является одним из мощных инструментов в конкурентной борьбе и достижении целей бизнеса.
Корпоративная культура организации рассматривается не как самоцель, а как весьма практичный инструмент достижения стратегических целей компании. Необходимы регулярные корпоративные мероприятия, капустники, различные турниры и т.п., поскольку формирование корпоративной культуры – одна из приоритетных задач в компании.
Проведение корпоративных мероприятий – это хороший способ создать традиции для каждой компании, пробудить корпоративный дух и воодушевить сотрудников на достижение общей цели. Обычно подобные мероприятия проводятся в ресторанах, в банкетных залах, или просто на работе. Также популярностью корпоративные мероприятия, направленные на создание команды и сплочение коллектива. Командообразование способствует воспитанию и поддержанию командного духа внутри фирмы, демонстрации значимости каждого сотрудника, поощрения лучших из лучших, поднимает корпоративный дух, интегрирует новых членов коллектива, улучшает общение между отделами, обеспечивает стабильные рабочие взаимоотношения с ключевыми клиентами или партнерами.
Командные игры – это азартные, динамичные и увлекательные соревнования, которые быстро и эффективно включают людей в игру, а также позволяют почувствовать преимущества командной работы и дают возможность раскрыть творческий потенциал каждого из участников.
Методы формирования командного духа могут быть разными, выбор определяется спецификой коллектива. Оптимальный вариант – комплексное использование нескольких методов.
Цель формирования корпоративной культуры организации: создание атмосферы заинтересованности, увлеченности и чувства команды. Главное – заинтересовать и вовлечь сотрудников в реализацию тех идей, которые приняты в компании. Ведь невозможно добиться никаких целей, развивать компанию без изменения внутреннего отношения сотрудников к своей работе, без понимания сотрудниками целей компании, без их личной заинтересованности в решении задач телеканала и формирования лояльного отношения сотрудников ко всем начинаниям руководства. Можно построить любую красивую схему, но если человек будет относиться к ней равнодушно, она обречена.
Эффективными формами воздействия на сотрудников организации в контексте формирования корпоративной культуры для реализации возможностей управления поведением организации можно назвать следующие:
- Внутрикорпоративные СМИ, включая внутрикорпоративные социальные сети, информационно-технологические коммуникации и т.п. Если организуется выпуск печатных изданий, то целесообразнее использовать формат корпоративного журнала, так как корпоративные издания нельзя выпускать каждый день по причине довольно высокой стоимости таких выпусков, поэтому оптимальным вариантом будет ежемесячное издание.
- Формирование фирменного стиля организации: уникальный стиль внутреннего устройства офисных помещений, дресс-код, формирование культуры поведения в организации, регламентация стандартов по работе с клиентами, партнерами, определение корпоративные интересов и авторитетных принципов управления.
- Информационная сеть организации. В этом плане создается корпоративный сайт, целесообразно использовать средства неформального общения сотрудников через организацию коммуникаций на форуме через закрытый раздел на корпоративном сайте. Одновременно с этим, на открытом для общего доступа разделе необходимо поддерживать общение с клиентами и партнерами организации.
- Корпоративные мероприятия по поводу значимых достижений в работе организации, а также на праздники. Минимум два раза в год проводятся традиционные корпоративные мероприятия, в которых принимает участие весь персонал, например, день рождения телекомпании и Новый год, когда подводятся итоги года, оглашается список лучших сотрудников, что обеспечивает соревновательный дух. На таких мероприятиях совмещается формальное и неформальное общение: к руководству может подойти любой сотрудник, задать и обсудить любой вопрос. Участие сотрудников не обеспечивается приказным порядком. Это бессмысленно: человека нельзя заставить петь или танцевать.
- Внутрикорпоративное систематическое общение по вертикали и горизонтали. Например, проведение семинара на целый день для представителей всех подразделений, на котором обсуждаются цели, стратегия компании, тактика достижения данных целей. На семинаре присутствуют как рядовые сотрудники, так и представители руководства. Участники выполняют различные задания и высказывают свое видение проблем и вариантов их решений. Это день своеобразной творческой работы, которая позволяет сотрудникам самореализоваться, а руководству получить столь необходимую обратную связь.
Литература
- Томилов В.В. Культура предпринимательства. – СПб: Питер, 2013.
- Кузнецов Ю.В., Мелякова Е.В. Теория организации. – М.: Юрайт, 2013.
- Томилов В.В. Культура предпринимательства. – СПб: Питер, 2013.
- Храброва И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. – М.: Дашков и К, 2011.