Что такое кризис развития личности
Личность человека стремиться развиваться на протяжении всей жизни, но обстоятельства, неурядицы, лень другие причины могут тормозить ее развитие. Кризис личности наступает регулярно от кризиса трех лет, до поздних возрастных кризисов. Лаконичное и ёмкое определения кризиса дает "Психологический словарь" под ред. В.В. Давыдова:
Кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.
В целом развитие личности проистекает поступательно, но не удается обычно избежать промежуточных деформаций и периодов саморазрушения. Кризисы развития личности признают все направления современной психологии. О них писали Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др. Пусть классификации и подходы у авторов отличаются, но одно остается неизменным:
- кризисы есть,
- кризисы имеют определенные последствия для развития личности,
- избежать кризисов нельзя, но можно принять и сгладить.
Кризис развития личности преимущественно воспринимается в психологии как явление неизбежное и нормальное. Любой кризис представляет собой внутренний дисбаланс, который негативно сказывается на психологическом здоровье личности. Обычно кризис вызывают противоречия, которые не могут быть разрешены без определенных последствий. Процесс преодоления противоречий и является развитием личности, переходом ее на другой уровень.
Вовлеченной в кризис оказывается направленность личности. Для кризиса характерно нарушение психологического будущего, смысла и целостности жизни. Отсюда и тяжелые переживания, и депрессивные состояния. Так почему на каждом жизненном этапе личность настигает кризис? – Ответ прост. Противоречия накапливаются и к определенному периоду достигают критической массы. Тогда человеку необходимо переосмыслить свою жизнь, свои действия и принять решение по поводу дальнейшего развития.
Как распознать кризис личности? – По характерным признакам, которые давно выделены в психологической науке. Они представлены на рисунке ниже.
Признаки кризиса личности
Первым признаком кризиса развития личности является нестабильное эмоциональное состояния. Резкие перепады настроения, постоянное недовольство собой и окружающими сопровождают человека постоянно, как темная аура. Человек на пороге кризиса, или уже в него вступивший, редко улыбается, его не радуют позитивные события. Он скупо выражает свои чувства и эмоции.
Второй признак кризиса личности – это отрешенность. Человек становится безразличен не только к окружающим, но и к самому себе. Попытки помочь вызывают лишь раздражение, злобу и агрессию.
Третий признак кризиса личности – это проблемы со сном. Человека преследуют частая бессонница или наоборот излишняя сонливость и апатия. Чаще всего – это бессонница. Человек плохо спит, просыпается больше 2 раз на протяжении ночи, а утром для него очень проблематично проснуться вовремя.
Четвертым признаком кризиса развитии личности можно смело назвать ухудшение здоровья. У человека пропадает аппетит, из-за чего постоянно ощущается слабость. Он часто болеет простудными заболеваниями, поскольку его иммунная система не может в полной мере справляться со своими функциями.
Пятым признаком кризиса развития личности является страх принятия решений. Человек словно запирается в коробочке и боится из нее выглянуть. Проблемы и нерешенные вопросы накапливаются и вызывают сильный стресс вплоть до депрессивных состояний.
Шестым признаком кризиса развития личности является концентрация на собственных комплексах и их взращивание. Родинка над губой, не очень густые волосы, длинный нос, горбинка и т.д. – все эти недостатки превращаются в беды невиданных масштабов. Человек может замкнуться в себе из-за лишней пары килограмм.
Виды и стадии кризиса личности
Проблема кризиса развития личности активно изучалась психологами. Было сформулировано несколько классификаций личностных кризисов.
Все личностные кризисы делятся на две большие группы: внутренние и внешние. Внутренние кризисы обычно бывают возрастными. Через них проходят все, но уровень выраженности кризиса у всех разный. Кто-то легко перешагивает через порок сорокалетия и может недельку погрустить и двигаться дальше. Кто-то погружается в пучину самобичевания и отчаянья и без помощи близких и/или психолога с кризисом справиться не в состоянии.
Внешние кризисы – это кризисы которые являются следствие травмирующих событий. Данная группа кризисов имеет вероятностный характер, время наступления, жизненные обстоятельства, сценарии. Участники такого кризиса, как правило, случайны. Выход из внешнего кризиса обычно требует больше сил для преодоления, чем выход из возрастного кризиса. Внешние кризисы имеют затяжной характер.
Психологические травмы
В настоящее время в отечественной психологии выделяются следующие кризисы возрастного развития: "кризис новорожденности", "кризис первого года жизни", "кризис трех лет", "кризис 6-7 лет", "подростковый кризис". Эти кризисы нашли отражение в работах Л. И. Божович, Т. В. Драгуновой, А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина. У человека периодически наступают кризисы развития личности, которые необходимо пережить и преодолеть.
Дэниел Левинсон выделяет 4 этапа жизни человека, в которые возможны самые тяжелые кризисы:
- До 17-22 лет – "предвзрослость".
- До 40-45 лет – этап "ранней" взрослости.
- До 60-65 лет – этап "средней" взрослости.
- После 60-65 лет – этап "поздней" взрослости.
Возрастной кризис |
Характеристика |
---|---|
Кризис новорожденности |
Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги. |
Кризис первого года жизни |
У ребенка появляются новые потребности. В данный период имеет место всплеск самостоятельности. |
Кризис трех лет |
В этот период меняются отношения со взрослыми. Этот кризис возникает по причине того, что ребенок начинает отделять себя от других людей, осознавать свои возможности, ощущать себя источником воли. |
Кризис семи лет |
Кризис вызван новым статусом школьника, который связан с выполнением, столь высоко ценимой взрослыми, учебной работой. |
Кризис подросткового возраста (12-15 лет) |
Данный кризис является одним из самых продолжительных и сложных. Данный кризис способен вызвать грубость, агрессию. Он обусловлен изменениями во внешности и психике ребенка. Подросток предъявляет повышенные требования к себе и ко взрослым. Они протестуют против обращения "как с маленькими". |
Кризис юности (17-20 лет) |
Покидая школу перед человеком во всей красе раскрывается неопределенность. Неуверенность и страх сопутствуют важным переменам, которые способны координально изменить жизнь и мироощущения. |
Кризис среднего возраста (30 лет) |
В 30 лет приходит осознание того, что пора подводить промежуточные итоги жизни. Чего достиг человек? Какие ошибки совершил? Что дальше делать? |
Кризис зрелости (40-45 лет) |
В этот период человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. Нередко кризис 40 лет вызывается обострением семейных отношений. Если человека настигает кризис 40 лет, то для выхода из него необходимо полностью пересмотреть "Я-концепцию". |
Кризис ухода на пенсию |
Основа данного кризиса – состояние ненужности, чувство того, что жизнь кончилась. Человек начинает ощущать себя везде лишним. Жизнь считается завершенной и радости ничего больше не приносит. Данный кризис сопровождается резким снижением социальной активности. |
Основные кризисы развития личности приходится преодолевать в одиночестве, но помощь специалиста может облегчить процесс перехода от одного этапа жизни к другому. Каждый кризис развития личности включает в себя несколько стадий. Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса:
- первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;
- дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;
- еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;
- если все оказывается тщетным, повышение тревоги и депрессии, чувства беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности.
Выявление кризиса развития личности и методы преодоления
В современной психологии существует множество способов определения того, на каком этапе находится кризис развития личности, есть ли вообще кризис, и как лучше с ним бороться. Помимо очевидных признаков кризиса есть и скрытые, на которые человек может не обращать внимания. Для диагностики наличия личностного кризиса, выявления стадии и уровня затянутости в психологии используют различные тесты и опросы. Например, "Личностный профиль кризиса" за авторством А.Е. Тараса. Он включает в себя 60 утверждений. Необходимо прочитать предложенные утверждения и либо с ними не согласиться, либо согласиться. Данный тест помогает выявить самые уязвимые места в человеческой психике в период кризиса. Результаты теста приведены ниже в виде скриншота.
Результаты теста человека находящегося в затяжном кризисе
По итогам теста у клиента имеются функциональные проблемы с вегетативной системой. Отмечен сбой сердечного ритма и повышенное артериальное давление, что скорее всего является следствием постоянного нервного напряжения и тревоги.
Сложности с восприятием в виде проблем с вниманием, человек не может долго воспринимать информацию. Память нарушена. Как следствие появилась регулярная забывчивость и выборочное восприятие окружающего от звуков до увиденного. Появилась легкая дезориентация в прошедших событиях.
Высокий уровень тревожности и максимальный показатель депрессии говорит о подавленном состоянии. В восприятии окружающего мира и людей доминируют депрессивные настроения. Имеются неявные попытки уйти от накопившихся проблем. Клиент погружен в себя, в пережитое. Это стимулирует замедление физической и социальной активности. Проявляются признаки снижения коммуникативных навыков. Клиент переживает второй этап кризиса личностного развития, который был спровоцирован внешними причинами
Существует несколько методов по преодолению кризиса личностного развития. Все они делятся на те, которые помогут справиться с проблемой самостоятельно, и те которые требуют помощи специалиста. Например, адаптивный метод. Он состоит в последовательной реализации следующих компонентов:
- эмоциональная обработка критической ситуации;
- признание, понимание и принятие собственных эмоций как позитивных, так и негативных;
- эмоциональное выражение, вербальное или невербальное.
Этот метод борьбы с кризисом позволяет человеку идентифицировать свои эмоции в связи с наличной критической ситуацией, воспринимать событие как вызов для преодоления, а не как угрозу, а также чувствовать себя более уверенным, способным справиться с возникшей ситуацией.
Правила преодоления кризиса у детей |
Правила преодоления кризиса у взрослых |
---|---|
Давать детям выбор в повседневной жизни |
Обратиться к врачу – терапевту, эндокринологу, неврологу. Часто депрессии, перепады настроения, недовольство жизнью детерминированы проблемами со здоровьем |
Хвалить детей, в том числе за мелкие достижения: нарисовал рисунок, научился завязывать шнурки, выступил на утреннике в детском садике. |
Подвергнуть тщательному анализу окружающую действительность |
Давать детям мелкие поручения: полить цветы, подмести пол, детям постарше выгулять собаку и сходить за хлебом. |
Не винить себя в сложившейся ситуации: просто принять кризис, если он случился, понять, что любой человек имеет право на ошибки, если вы их вдруг обнаружите в своих прежних действиях в ходе анализа и размышлений, научиться самосостраданию. |
Всегда сохранять самообладание и чувство юмора, уметь переводить неудобные ситуации в шутку, но при этом не высмеивать детей. |
Потакать свои желаниям и мелким слабостям: не отказываться от прогулки в угоду генеральной уборке, не отказываться от встречи с друзьями, если вас зовут, сходить в бассейн, если давно хотелось поплавать в свое удовольствие |
Минимизировать запреты: лучше создать для совсем маленьких безопасную домашнюю обстановку, когда нельзя дотянуться до розетки, режущих, колющих и бьющихся предметов. |
Не стесняться обратиться за помощью и моральной поддержкой к близким людям: друзьям, супругу, супруге, родителям. |
Провинность и наказание должны быть тесно связаны, наказание должно быть четким, внятным и справедливым: дернул кошку за хвост – остался без сладостей и т.п. |
Ответить самому себе на вопрос: что вы посоветовали бы своему лучшему другу, если бы он обратился к вам с такой проблемой, как у вас сейчас? Вполне возможно, что совет может пригодиться и вам. |
Давать оценку исключительно делам и поступкам детей, а не самими детям |
Обратиться к психологу, если собственных сил справиться с ситуацией не хватает. |
В любом случае из кризиса личностного развития существует два выхода:
- ничего не делать и упускать шанс на новую жизнь, погружаясь в пучину отчаянья и безнадеги;
- сформулировать проблемы, проанализировать события вокруг человека и составить план выхода из кризиса.
Если человек хочет продолжить полноценную и активную жизнь, то он выберет второй путь. Он сложнее чем первый, но является единственно верным способом преодолеть кризис.