Культура Древней Руси IX-XIII веков

История культуры Древней Руси IX-XIII века: Письменность, литература, фольклор, живопись, зодчество и архитектура. Источники формирования, влияние религии.
Рубрика: Прочее
Автор: Андрей Нестеров ✔ 16.04.2019

Нестеров А.К. Культура Древней Руси IX-XIII веков // Энциклопедия Нестеровых


Источники формирования древнерусской культуры

Как самостоятельная этническая группа, восточные славяне выделились в VI веке и рассматривали себя как часть европейского мира. В VII–VIII веках были сформированы основные сферы общественной деятельности:

  • ремесло;
  • сельское хозяйство;
  • ратное дело и военная наука;
  • письменность;
  • литература;
  • иконопись;
  • зодчество.

Тогда же были сформированы практические знания о природе.

В тот период закрепление и передача накопленного опыта, трудовых навыков и полезных наблюдений происходили под влиянием языческой религии древних славян.

Вплоть до конца X века в Древней Руси господствовало язычество.

Культурное взаимодействие Древней Руси с другими странами того периода было различным как по характеру, так по интенсивности. Но наибольшее влияние оказала Византия, культурное взаимодействие было интенсивным и плодотворным, но не отличалось постоянством и не носило всеобъемлющий характер. После принятия христианства, наиболее сильно влияние проявилось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства. Светская культура была затронута слабее, при этом ориентация на Византию сказывалась на ограниченном влиянии эллинизма на культуру Древней Руси, поэтому античное наследие пришло в Россию позднее, через искаженную призму европейского возрождения.

Культурные связи со странами Западной Европы были намного менее интенсивными, отличаясь однако равноценным характером влияния. Древняя Русь перенимала элементы романского стиля в архитектур, в свою очередь, так же оказывая благотворное влияние на западноевропейскую культуру.

источники древнерусской культуры

Таким образом, наиболее значимыми источниками формирования древнерусской культуры выступили:

  1. Самобытные знания, опыт предков, ремесленно-хозяйственный комплекс и ратные подвиги, ставшие основой для формирования уникальных культурных особенностей восточных славян.
  2. Принятие христианства, послужившее основой для вхождения в сообщество европейских народов, а также повлиявшее на развитие письменности, просвещения, литературы, зодчества, искусства, гуманизации нравов народа и духовное возвышение личности.

Влияние религии на развитие культуры Руси

Крещение Руси в 988 году провел князь Владимир Святославович. При этом он долгое время был истинным язычником, что подтверждается словами Соловьева:

"торжество Владимира над Ярополком сопровождалось торжеством язычества над христианством, но это торжество не могло быть продолжительно: русское язычество было так бедно, так бесцветно, что не могло с успехом вести спора ни с одною из религий, имевших место в юго- восточных областях тогдашней Европы, тем более с христианством. Ревность Владимира и Добрыни в начале их власти, устроение изукрашенных кумиров, частые жертвы проистекали из желания поднять сколько-нибудь язычество, дать ему средства, хотя что-нибудь противопоставить другим религиям, подавляющим его своим величием; но эти самые попытки, эта самая ревность и вела прямо к падению язычества, потому что всего лучше показывала его несостоятельность." [Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. – с.47]

Владимир, понимая всю ущербность и упадочность состояния язычества, стремился найти новую религию, способную объединить народ русский. Постепенно Владимир пришел к мысли о замене языческой веры своего народа на одну из религий соседних народов.

"Греческий проповедник и произвел также сильное впечатление на Владимира; после разговора с ним Владимир, по преданию, созывает бояр и городских старцев и говорит им, что приходили проповедники от разных народов, каждый хвалил свою веру; напоследок пришли и греки, хулят все другие законы, хвалят свой, много говорят о начале мира, о бытии его, говорят хитро, любо их слушать, и о другом свете говорят: если кто в их веру вступит, то, умерши, воскреснет и не умрет после вовеки, если же в другой закон вступит, то на том свете будет в огне гореть. Магометанские проповедники также говорили о будущей жизни, но самое чувственное представление ее уже подрывало доверие: в душе самого простого человека есть сознание, что тот свет не может быть похож на этот, причем раздражало противоречие, по которому одно наслаждение допускалось неограниченно, другие совершенно запрещались. Владимиру, по преданию, нравился чувственный рай магометов, но он никак не соглашался допустить обрезание, отказаться от свиного мяса и от вина: "Руси есть веселье пить, говорил он, не можем быть без того"." [Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. – с. 51]

К концу X века христианство было хорошо известно на Руси. Частые контакты с Константинополем позволяли оценить величие христианской религии и гражданственности. Те, кто бывал в Константинополе часто превозносили греческую веру, вернувшись домой. В те времена это были исключительно опытные странники, которые бывали и в странах Западной Европы, и на Востоке, они видели множество разных вер и обычаев. Поэтому их слова имели существенное значение, когда они говорили, что нигде им не нравилось так, как в Константинополе.

Владимиру не нужно было посылать бояр изведывать веры разных народов: не один варяг мог удостоверить его о преимуществах веры греческой перед всеми другими." [Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. – с. 52]

Владимир отправил послов в разные страны, чтобы они узнали какая из вер лучше подходит для Руси. Послов поразила особая красота и пышность богослужения в Византии.

В итоге выбор Владимира пал на христианство. Это определили объективные причины принятия христианства на Руси.

Отметим, что христианство и язычество имеют разные системы ценностных ориентаций:

  1. Язычество у всех народов олицетворяет природные силы и стихии, рождая множество богов – политеизм. При этом отсутствует понятие человеческой личности и ценности его, как индивида. Античная культура и пантеоны древнегреческих и древнеримских богов также не обладали этими качествами.
  2. Христианство дала веру и надежду каждому человеку, что ему поможет Бог, заступник и благодетель. Появилось понятие человеческой личности и ценности его души. Переход к христианству означал переход Руси к более высоким ценным гуманистическим и нравственным идеалам.

При этом для Руси был характерен синтез христианства и некоторых языческих традиций, в результате была сформирована уникальная система описания общественно одобряемых и осуждаемых действий, событий, явлений. Единообразное восприятие стало основой русской культуры и в будущем.

В христианстве заложена идея постоянного развития и совершенствования человека и общества, в православии, т.е. истинной вере, эта идея носит всеобъемлющий характер.

В целом, значение принятия христианства для Руси огромно, а влияние этого эпохального события сказалось на всех сферах жизни древнерусского общества.

В период IX–XIII веков произошла смена языческих верований и установление православных представлений о человеке, его роли, значимости, устройстве мира, жизни и т.д. С христианством появились ограничения, моральные и нравственные нормы, которые также нашли отражение в культуре Древней Руси.

Христианство сформировало основу объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Произошла гуманизация общества. С другой стороны, принятие христианства означало переход к новому уровню цивилизационного развития. Русь стала частью европейского христианского мира и с того момента стремится играть в нем видную роль.

Среди результатов влияния христианства в византийском варианте на культуру Древней Руси IX–XIII веков следует выделить следующие:

  • установление новых политических, культурных и торговых связей со всеми странами христианского мира;
  • толчок в развитии городской культуры;
  • опора власти на религию как на социально-нормативный институт;
  • создание на Руси великолепных образцов архитектуры и искусства;
  • распространение письменности и книжности;
  • появление летописей, школ;
  • церковь стала инструментом централизации государства и создала идейные основы государственного управления (а позднее и самодержавия);
  • установление традиционализма, как основы общественного развития;
  • культурная замкнутость страны вследствие отторжения латинского и античного наследия;
  • ориентация человека на духовные преобразования, самосовершенствование, приближение к христианским идеалам в ущерб ориентации на преобразующую деятельность.

Основные направления в развитии культуры Древней Руси IX–XIII вв.

Письменность в Древней Руси IX–XIII вв.

Во второй половине X в. была создана "глаголица" – на ней делались первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. Древнерусские глаголические памятники – это "Киевские листки" и "Зографское евангелие"

Ключевым событием данного периода сало создание славянской азбуки монахами-миссионерами Кириллом и Мефодием. Новая азбука – "кириллица" – вытеснила глаголицу. Кириллица имела гот же алфавитно-буквенный состав, что и глаголица, но отличалась от нее более простой и четкой формой букв и точным соответствием звуковому составу старославянского языка.

На Русь стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появилось множество переводов греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Эти переводы становились достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеско-боярской, купеческой среде, в монастырях, церквях. В XI в. получили распространение переводы сочинений:

  • "Александрия", содержащая легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского,
  • "Девгениево деяние", которое представляло собой перевод византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.

Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в XI–XII вв., наиболее всего, в городской среде и особенно широко среди князей, ремесленников и купцов. В сельской местности население оставалось почти сплошь неграмотным.

В XI веке учить грамоте стали не только мальчиков, но и девочек.

О широком распространении грамотности в городах Древней Руси свидетельствуют найденные берестяные грамоты, первые находки были сделаны в 1951 году в Новгороде. Затем были найдены берестяные грамоты с хорошо сохранившимися буквами в Пскове, Смоленске и других городах Руси.

берестяные грамоты Древней Руси

Содержание берестяных грамот в Древней Руси

Еще один любопытный факт:

На стенах церквей выцарапывали надписи любители излить свою душу. Среди таких любителей – Владимир Мономах. В молодости во время церковной службы он нацарапал на стене Софийского собора в Киеве: "Ох, тяжко мне" – и подписался своим христианским именем "Василий".

Появление бумаги ускорило и облегчило процесс письма, появилось наклонное начертание букв (полууставное) взамен строгого уставного начертания.

Литература в Древней Руси

Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы.

Имена авторов сказаний походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава неизвестны.

Первый известный автор литературного произведения – митрополит Иларион, священник княжеской церкви в Берестове. В 40-х гг. XI в. Он написал "Слово о законе и благодати", в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории. В "Слове" обоснована государственно-идеологическая концепция Руси, роль и значение великокняжеской власти для русских земель, а также полноправное положение Руси среди других народов и государств. Также в произведении объясняется смысл крещения Руси и его роль в истории страны. Масштаб сочинения просто поражает. Иларион утверждает свободу выбора религии со стороны Руси, отмечает значение Владимира как русского апостола, сравнивает его с императором Константином Великим, сделавшим христианство государственной религией, с первыми христианскими апостолами.

Позже появились следующие произведения:

  • "Память и похвала Владимира" монаха Иакова
  • "Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси"
  • "Сказание о Борисе и Глебе"
  • "Чтение о житии Бориса и Глеба"
  • "Повесть временных лет"

В произведениях того времени, особенно в "Повести временных лет" озвучены идеи единства Руси, угрозы государству из-за политической вражды в русских землях. Ясно предугадывается будущая политическая катастрофа.

В XII веке традиции в литературе продолжаются. В начале века Владимир Мономах пишет свое знаменитое "Поучение детям" – одно из популярнейших произведений на Руси в эпоху раннего средневековья. Описывая чисто русские дела и русские политические страсти, бесконечные войны с врагами Руси, Мономах постоянно опирался на христианские общечеловеческие ценности. "Поучение" – это гимн праведникам, неприятие злых и лукавых людей, вера в торжество добра, в бессмысленность и обреченность зла.

Примерно в то же время игумен Даниил создает "Хождение игумена Даниила в святые места". Богомольный русский человек отправился к гробу Господню и проделал длинный и трудный путь – до Константинополя, потом через острова Эгейского моря на остров Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где в это время было основано первое государство крестоносцев во главе с королем Болдуином. Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у гроба Господня, поставил там лампаду от всей Русской земли: около гроба Христа он отпел пятьдесят литургий "за князей русских и за всех христиан".

Среди других произведений того периода:

  • "Послание" священнику Фоме (автор киевский митрополит Климентий Смолятич) – со ссылками на Аристотеля, Платона, Гомера воссоздан образ высоконравственного человека, чуждого властолюбию, сребролюбию и тщеславию.
  • "Притча о человеческой душе" (автор – епископ города Турова Кирилл) – размышления о постоянной связи души и тела; о взаимоотношении церковной и светской власти; национально-патриотической идее единства русской земли.
  • "Слово о полку Игореве" – призыв к единству Русской земли, рассказ о мужестве русских воинов, размышления о месте Руси в мировой истории и ее связи с соседними народами.

Ключевые черты литературных произведений связаны с образом человека и единением государства. Особенно важно это было в период, когда владимиро-суздальские князья начали реализацию политики централизации власти.

Фольклор в Древней Руси IX–XIII вв.

Устное народное творчество оказывало благотворное влияние на общее развитие культуры Древней Руси в IX–XIII вв.

Вообще, фольклор восточных славян уходит корнями в глубины первобытно-общинного строя, благодаря сильным традициям преданий и сказаний, у нас сохранились знания о временах настолько древних, что интерпретация некоторых образов не поддается логической интерпретации и осмыслению.

В фольклоре Руси IX–XIII вв. преобладали былины, в которых главным героем был богатырь – защитник народа. Богатыри наделены огромной физической силой. Например, описание Ильи Муромца:

Куда ни махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет – с переулками

При этом богатыри – это миролюбивые герои, они берут оружие тогда, когда нет другого выхода. Такой богатырь – это выходец из народа, крестьянский сын.

Другой богатырь – Волхв Всеславич. Он мог обернуться сизым соколом, серым волком, мог стать и Туром – Золотые рога

Среди богатырей и боярский сын Добрыня Никитич, и представитель духовенства Алеша Попович.

Каждый из них обладал своим характером, своими особенностями, но все они были как бы выразителями общих народных чаяний, дум, надежд. И главной из них была защита народа от лютых врагов.

В былинах враг – это обобщенный образ внешнеполитических противников Руси. Борьба с ними прочно вошла в сознание народа. Например:

  • Тугарин – образ половцев с их ханом Тугорканом, борьба с ними шла в последней четверти XI века.
  • Жидовин – это образ Хазарии, где государственной религией которой был иудаизм

Русские богатыри всегда верно служат князю Владимиру. Это образ правителя Руси, сформированный из Владимира Святославича – воителя против печенегов, и Владимира Мономаха – защитника Руси от половцев, и облик других князей – смелых, мудрых, хитрых.

В более древних былинах отразились легендарные времена борьбы восточных славян с киммерийцами, сарматами, скифами, которые пытались завоевать земли восточных славян. Это были старые богатыри совсем древних времен, а сами былины сродни эпосу Гомера, эпосу других индоевропейских народов.

Зодчество в культуре Древней Руси IX–XIII вв.

Архитектура – это душа народа, воплощенная в камне.

На Руси долгое время здания и строения возводились из дерева. В дереве выражалось восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках.

Характерные черты деревянного зодчества Руси:

  1. Многоярусность строений
  2. Наличие башенок и теремов
  3. Много типов различных пристроек – клети, переходы, сени
  4. Затейливая художественная резьба по дереву

С развитием христианской культуры появляется каменная архитектура.

От Византии перенято сооружение церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Этот образец применялся к традициям русской деревянной архитектуры.

Первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь конца X в., были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями.

Софийский собор отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма.

Строительство – это тоже политика. Возведение монументальных храмов с толстыми стенами, маленькими оконцами – свидетельства мощи и красоты. В XI в. выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси – Новгороде, Полоцке, и каждый из них претендовал на свой престол. В Чернигове сооружен монументальный Спасо-Преображенский собор. Каждый такой собор – вызов Византии.

В XII в. было возведено много однокупольных храмов, сменивших прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате. Таким стал Дмитровский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском.

Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского во Владимире-на-Клязьме, когда были возведены чудеса русской архитектуры:

  • Успенский собор во Владимире;
  • Белокаменный дворец в Боголюбове;
  • Золотые ворота во Владимире;
  • Храм Покрова на Нерли.

Две главные отличительные черты русской архитектуры того времени:

  1. Резьба по камню
  2. Органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом

Искусство в культуре Древней Руси

Живопись, скульптура, музыка Древней Руси очень изменились с принятием христианства: если раньше эти виды искусства развивались в чисто языческом выражении, то христианская вера наполнила их иным содержанием.

Основные направления искусства в Древней Руси в дохристианский период:

  • Резчики по дереву и камню вырезали скульптуры языческих богов и разных духов.
  • Художники разрисовывали стены языческих капищ, создавали эскизы масок, которые делали ремесленники.
  • Музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, исполняли произведения языческой тематики, народные творения и т.п.

В языческом искусстве плоть торжествовала над духом, основу составляли сюжеты, олицетворяющие природу и всё земное.

В христианском искусстве, напротив, дух превозносился над плотью, основу сюжетов составляли различные подвиги, возвышавшие человека, а также нравственные принципы христианства.

Важный момент:

Византийское искусство в период IX-XIII веков являлось наиболее совершенным в мире. При этом и живопись, и музыка, и скульптуры создавались в основном по церковным канонам, отсекавшими всё, что противоречило нравственным принципам христианства.

В результате, ключевой особенностью искусства Древней Руси после принятия христианства стало преобразование аскетизма, строгости и возвышенности византийского искусства через радостное мировосприятие славян, их представления о добре и зле.

Культура Древней Руси

Мощь русской народной культуры и эстетических представлений трансформировала византийское церковное искусство, в результате, после принятия христианства в Древней Руси живопись становится очень близкой к натуре (кроме икон, которые несли в себе все черты условного иконописного лика), активно развивается фресковая живопись и мозаика. На стенах Софийского собора изображены и святые, и семья Ярослава Мудрого, и изображения русских скоморохов, и животных. Изображения не имеют византийской суровости, формы мягкие и округлые.

Новгородская школа живописи обладает тремя ключевыми чертами:

  1. Ясность идеи.
  2. Реальность изображения.
  3. Доступность.

От XII в. до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев:

  • Икона "Ангел Златые власы", где при всей византийской условности облика Ангела чувствуется трепетная и красивая человеческая душа.
  • На иконе "Спас Нерукотворный" (также XII в.) Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода.
  • В иконе "Успение Богородицы" в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты.
  • Фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (1198 г.).

Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме.

В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. Наиболее яркий образец: "Ярославская Оранта", изображавшая Богородицу.

Резьба по дереву и камню, имея многовековую историю развития, в культуре Древней Руси занимала особое место:

  1. Деревянные резные украшения стали характерны для жилищ горожан, крестьян, купцов, князей.
  2. Каменная резьба ярко выражена в украшениях дворцов, соборов.

Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном.

Подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры: браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны, отделывали золотом, серебром, эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие. Особенно отличаются оклады икон, а также книги того периода.

Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство:

  • В "Слове о полку Игореве" упоминается сказитель-певец Боян
  • На фресках соборов изображены музыканты с лютнями и гуслями
  • В летописях упомянут певец Митус в Галиче
  • Много описаний уличных скоморохов, певцов, танцоров
  • Существовал народный кукольный театр
  • При дворах князей во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах

Выводы

На культуру Древней Руси IX-XIII веков мощное влияние оказало эпическое наследие древних славян и принятие христианства.

Была создана особая национальная культура, в тот период создано множество интереснейших архитектурных памятников, произведений литературы и живописи.

Особо следует отметить рост городов, где активно развивалось декоративно-прикладное искусство.

Культура Древней Руси IX-XIII веков отличается высокими критериями творчества, искусством, чуждым внешним эффектам, и очень глубокой духовной составляющей. В период с IX по XIII век заложен фундамент дальнейшего развития русской национальной культуры.

Мощь культуры Древней Руси была такова, что ее не смогли сломить последующие катастрофы.

Архитектура, литература, живопись и изделия декоративно-прикладного искусства Древней Руси IX-XIII веков – это достойный вклад в мировую культуру.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)