Тенденции в культуре XVII века
XVII век в истории России является периодом сложным и во многих аспектах переломным. Это нашло отражение в культуре. Польские и шведские интервенты значительно ухудшили жизнь России. Последствиями интервенции стало полное обновление и поиск собственного пути развития.
XVII век ознаменован снижением роли церковных догм в культуре. Несмотря на серьезное сопротивление духовенства в этот период началось обмирщение всех сфер жизни. Несмотря на то, что догмы из "Домостроя" оставались непререкаемыми, в семейной и общественной жизни стало больше свободы. Это в первую очередь относится к укладу знати. Крестьянский быт при этом оставался крайне религиозно ориентированным и консервативным.
Тяготы постоянных войн и набегов на русские земли отразилась в литературе XVII столетия. Польскими интервентами была захвачена столица государства, разрушено и сожжено полгорода, разорены земли, составлявшие ядро страны. Громадных материальных затрат и множества людских потерь стоили войны с Турцией, Швецией, Польшей, Крымским ханством. Все это не только опустошало, но и закаляло русский дух.
В XVII веке произошла смена правящей династии. Вместо Рюриковичей править стали Романовы. Первым царем стал Михаил Федорович Романов. В период его правления утвердилось самодержавие. Царь считался божьим избранником и простой люд благовел перед ним.
Серьезные изменения в экономической жизни страны были отмечены во второй половине XVII столетия. Отдаленные и изолированные области России вступили в экономические отношения с другими регионами страны. В этот период отмечено зарождение капиталистических отношений, появляются первые мануфактуры.
Литература России XVII века
Литература стремительно менялась в свете исторических событий XVII столетия. Век летописного творчества подходил к концу. Последние летописи обосновывали приход к власти династии Романовых, описывали ужасы Смутного времени.
Большим весом обладало русское устное творчество. В нем отразились основные события 17 столетия. Песни о Стеньке Разине, Минине и Пожарском пользовались большой популярностью в среде крестьянства.
Б. М. Кустодиев. "Степан Разин"
Степан Разин был выдающимся атаманом. В 1670 он возглавил крестьянское восстание. Он рассылал прельстительные письма, в которых призывал на свою сторону всех ищущих воли и желающих служить ему. Главными врагами народа он объявил дьяконов, чиновников, бояр. Царя свергать в его планы не входило.
Многочисленные народные поговорки и пословицы обличали крепостническую действительность, разоблачали бояр, приказных людей, церковников: "В боярский двор ворота широки, а со двора – узки",
Большое распространение получили сатирические произведения. Они вскрывали недостатки судебной системы, коррупцию и беспринципность в среде духовенства. Так "Повесть о Шемякином суде" высмеивала взяточничество и продажность феодального суда. В "Азбуке о голом и небогатом человеке" рассказывалось о горькой доле бедняка и звучал протест против посадских богатеев: "Люди, вижу, что богато живут, а нам, голым, ничего не дают, черт знает их, куда и на что деньги берегут". В повести "Сказание о куре и лисице" бичевалось лицемерие и стяжательство духовенства. Лисице очень захотелось поймать кура – петуха. Для этого она стала обличать его словами из Святого Писания, тем самым лицемеря и используя слово божье в своих корыстных целях.
В период Смутного времени, смены правящей династии и активных войн с поляками в России назрела классовая неравенство, остро встала проблема казнокрадства, взяток. Об этом и говорится во многих фольклорных произведениях.
Развитие литературы было спровоцировано ростом грамотности населения. В XVII веке значительно выросло число школ. Только за вторую половину века московский Печатный двор подготовил более 300 тысяч печатных букварей и около 150 тысяч книг религиозного содержания, которые "использовались при обучении. Однако образование оставалось недоступным для большинства крепостных и бедных слоев населения.
Жанры литературы в XVII веке
С ростом грамотности возросло число поэтических произведений, появились новые жанры литературы, которые впоследствии заняли прочное место в классике русской литературы.
Архитектура России в XVII веке
Архитектура в России в XVII веке знаменита возникновением неподражаемого уникального стиля русское узорочье, который сравнивали с архитектурными веяниями Эпохи Возрождения.
Русское узорочье – архитектурный стиль, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.
Русское узорочье стиль динамично меняющийся на протяжении всего периода своего существования русское узорочье претерпевает значительную эволюцию. Так, в первой половине XVII века для него характерна сложная пространственная композиция. Архитектурные шедевры того периода представлены бесстолпными храмами с сомкнутым сводом, на высоком подклете, с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников поверх сводов. Наос в плане имеет поперечную ориентацию, таким образом увеличивается степень индивидуального в молении и литургии.
Для второй половины XVII века больше характерны ясные и уравновешенные, нередко симметричные, композиции. Декор фасадов становится более сдержанным. Он теперь строго регламентирован определенными нормами.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652) годы, фото конца XIX в.
Несмотря на то, что каменное зодчество становилось все более популярным, в XVII веке были созданы шедевры деревянного строительства. Так, в числе светских строений знаменит дворец в селе Коломенском (1667–1668), построенный плотничьим старостой Семеном Петровым и плотником-стрельцом Иваном Михайловым, частично перестроенный в 1681 году Саввой Дементьевым. К сожалению данное строение не дожило до наших дней. Коломенский дворец представлял сложное сочетание больших и малых срубов-клетей, свободно расположенных или сгруппированных вокруг внутренних дворцов, в зависимости от потребностей дворцового обихода. После того как он пришел в негодность, Екатерина II приказала его снести. Дворец был восстановлен уже в наше время.
Деревянный дворец в Коломенском. Гравюра Фридриха Гильфердинга, 1780 год
В XVII веке деревянное зодчество медленно заменяется каменным. Каменные постройки становятся доступными не только церкви, но и боярам и купечеству. В XVII веке появилось много каменных хором преимущественно в Москве и Нижнем Новгороде.
Русское узорочье в конце 17 столетия стало плавно переходить в барокко. На этом фоне особый интерес представляет московское барокко, в котором сочетались национального стиля и заимствованные особенности архитектурных строений Великого княжества Литовского.
Церковь Всех Святых, построенная Д. В. Аксамитовым в Киево-Печерской лавре 1698–1699 гг. Стиль – московское барокко
В архитектуре XVII века отмечено стремление к динамичному силуэту храма. Это привело к появлению ярусных храмов. Они представляли собой нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков. Примером такого храма может служить церковь Ширкова погоста от 1697 года, которая находится в Калининской области. Её высота равна почти 45 метрам. Она подчеркнута сокращением четвериков и остротой "клинчатых" восьмискатных кровель.
В XVII веке в основном заканчивается формирование крупных городских и монастырских ансамблей древнерусского зодчества, являющихся подлинной гордостью нашего народа. Они складывались на протяжении столетий и включали постройки разных эпох и назначения, сохраняя, однако, поразительную целостность и единство.
Живопись в России XVII века
Живопись в России в XVII веке во многом формировалась под влиянием церковного раскола, ослабления догматики и сложным политическим и экономическим положением страны. Это нашло отражение в том, что композиции стали смелее, сложная символика стала встречаться гораздо реже. XVII век нельзя назвать веком расцвета живописи. В некотором роде отмечается даже угасание. Однако в этом столетии были созданы монументальные росписи в Ростовском и Московском Кремле, храмах Ярославля, Вологды, и других русских городах.
Фрагмент росписи Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666
К числу признанных шедевров относят росись Успенского собора. Не меньший интерес представляют фрески в Оружейной палате Кремля. Мастерам Оружейной палаты поручали подновлять и расписывать заново дворцовые палаты и церкви, писать иконы и миниатюры.
В начале XVII века больших успехов добился иконописец Прокопий Чирин. Он был уроженцем Новгорода. Его иконы выполнены в неярких красках, фигуры по контуру очерчены золотой каймой, пробелены тончайшим ассистом. Большинство подписных икон Прокопия Чирина написано по заказам Строгановых