Понятие малого предпринимательства
К малому предпринимательству относится деятельность, осуществляемая хозяйствующими субъектами, которые государством определяются как предприятия малого бизнеса в соответствии с условиями, которые установлены действующим законодательством.
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 26.07.2017) содержит условия, выполнение которых означает отнесение предприятия к категории малого бизнеса. Согласно статье 4 данного закона устанавливаются критерии по среднесписочной численности персонала, объему дохода и специальные требования.
С точки зрения содержания и специфики малого предпринимательства данная форма хозяйственных отношений означает работу в условиях полной самостоятельности, имущественной ответственности, риска, а предприниматель является единоличным хозяином своего предприятия. Для малых предприятий часто характерна полная вовлеченность в бизнес как самого предпринимателя, так и членов его семьи, так называемый "семейный бизнес".
Малые предприятия – это одновременно работодатели, производители продукции, услуг, работ, катализаторы научно-технического прогресса, налогоплательщики, экономические агенты. Что в совокупности определяет их роль в экономике.
Критерии субъектов малого предпринимательства
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 26.07.2017) в ст. 4 содержит следующие критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства.
Доля в малом предприятии |
Среднесписочная численность |
Годовой доход |
---|---|---|
Специальные требования подробно указаны в подпункте "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 (должно соблюдаться хотя бы одно из требований). При этом требования касаются ограничения доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, некоммерческих организаций, которая не должна превышать 25%, а доля участия иностранных организаций – не должна превышать 49%. Отдельно оговорено, что данные требования не распространяются на малые предприятия из высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики. Также имеется ограничение по владению голосующими акциями. |
Среднесписочная численность не должна превышать 100 человек, при этом отдельно выделены микропредприятия со среднесписочной численностью до 15 человек (подпункт "а" пункта 2 части 1.1 статьи 4). |
Годовой доход предприятия не превышает 800 млн. рублей и 120 млн. рублей для микропредприятий (пункт 3 части 1.1 статьи 4). При этом предельные значения дохода установлены отдельным актом: Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". |
Роль малого предпринимательства в экономике
Роль малого предпринимательства проявляется на макроуровне и микроуровне экономики, а также в социальном плане.
Направление | Характеристика |
---|---|
Макроуровень экономики. С точки зрения функционирования национальной экономической системы роль и значение малого предпринимательства выражается в следующих показателях: |
Увеличение данных показателей в динамике свидетельствует об увеличении роли малого предпринимательства в экономике страны. |
Микроуровень экономики. Роль малого предпринимательства в народном хозяйстве определяется следующими обстоятельствами: |
|
Социальная роль малого предпринимательства в экономике |
|
Малое предпринимательство в России
С точки зрения содержательной роли малого предпринимательства в экономике Российской Федерации выхода данного сектора национальной экономической системы на траекторию устойчивого роста требуют изменяющиеся условия хозяйствования. Малому предпринимательству уделяется повышенное внимание со стороны государства: в последние годы существенно облегчена процедура регистрации новых предприятий и индивидуальных предпринимателей, включая возможность электронной регистрации бизнеса, реализуются программы поддержки малого бизнеса в целевых и приоритетных отраслях и сферах деятельности, снижены административные барьеры, проверки и т.д.
В последние годы бюрократические операции в государственных учреждениях для малых предприятия стали менее продолжительными, чем в финансово-кредитных учреждениях.
Вместе с тем субъекты малого предпринимательства должны занимать более серьезные позиции в структуре экономики России, улучшая макроэкономические показатели. Соответственно, на данном направлении требуется продолжение реализации государственной политики стимулирования развития малого бизнеса. Сегодня перед государством стоит задача развития производства и поддержки малого предпринимательства. Малый бизнес не должен быть сосредоточен в только крупных городах страны.
Проблемы и перспективы малого предпринимательства в России
Для малого предпринимательства в настоящее время требуется переход в качественно новое состояние и поиск новых точек роста, что обусловлено бурным развитием информационных технологий, политикой импортозамещения, государственным курсом на построение цифровой экономики.
Имеющиеся предпосылки на данный момент позитивно воздействует на малое предпринимательство в основных производственных сферах, это касается, в первую очередь, предприятий, занимающихся производством российских товаров для населения, а также оказанием услуг и выполнением работ.
Вместе с тем, было бы наивным считать, что малое предпринимательство может стать основой экономики страны: на то оно и малое, чтобы и вклад его в экономику был достаточно малым. Для крупных предприятий малый бизнес может выполнять функцию связующего звена, а для населения – функцию расширения ассортимента товаров, услуг, работ. Отрасли и сферы деятельности, в которых субъекты малого предпринимательства могут играть ключевую роль, определяются традиционными для данного сектора направлениями: производство товаров народного потребления широкого спроса, сфера услуг, торговля, общественное питание, пищевая промышленность.
Проблемы малого предпринимательства в России определяются факторами, которые затрудняют его развитие:
- наличие несоответствий в нормативно-правовом обеспечении деятельности субъектов малого предпринимательства;
- трудности в доступе к финансовым, имущественным и информационным ресурсам;
- слабая роль объединений предпринимателей в развитии малого бизнеса в целом;
- низкая степень социально-экономической и организационной дифференциации в среде малых предприятий (создание типовых предприятий, производящих типовую продукцию и услуги);
- отсутствие комплексной системы подготовки предпринимателей в учебных заведениях, в частности, по отдельным направлениям управления, финансов, правового обеспечения, организации производства, деловой этики, ценообразования, маркетинга и т.д.
- как следствие, у начинающих предпринимателей низкий уровень финансовой и правовой грамотности, сложности с организацией управления, производства, что ведет к большим проблемам в бизнесе, замедлению развития малого предприятия, вплоть до разорения.
Решению данных проблем способствует государственная политика поддержки малого предпринимательства и стимулирования его развития. Государственная политика поддержки малого предпринимательства включает в себя следующие направления: нормативно-правовое, финансово-кредитное, информационно-техническое, организационное, кадровое и консультационное обеспечение, отдельным направлением выделяется внешнеэкономическая деятельность.
Перспективы малого предпринимательства в России связаны со следующими направлениями:
- Организация новых проектов и малых предприятий по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в контексте реализации политики импортозамещения в России.
- Создание инновационных малых предприятий, ориентированных на IT-технологии, внедрение информационных технологий, разработок.
- Продолжение реализации планов по поддержке малого предпринимательства со стороны государства.
- Реализация целевого принципа содействия малому предпринимательству, ориентированного на экспорт продукции, на инновации, на социальную сферу, высокотехнологичную продукцию.
- Налоговые льготы для вновь создаваемых малых предприятий.
- Ликвидация административных барьеров, снижение количества проверок со стороны контролирующих органов, облегчающие работу малых предприятий в организационно-управленческом плане.
Конкретные направления реализации перспектив малого предпринимательства в современных условиях в России:
- совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких направлений и видов деятельности;
- использование инновационного потенциала предприятия, владельца и работников, использование высокого профессионального уровня, образования и квалификации руководителей малых предприятий;
- адаптация малых предприятий к сложной экономической обстановке в короткие сроки в условиях отсутствия полной и достоверной информации о динамике конъюнктуры рынка;
- развитие кооперации с крупными предприятиями, различные варианты работы по выполнению отдельных работ для обеспечения бесперебойного функционирования крупной промышленности;
- развитие кооперации с другими малыми и средними предприятиями.
Выводы
Преимущества малого предпринимательства в России определяются мобильностью малых предприятий, углублением специализации, кооперации субъектов хозяйствования. Это способствует повышению эффективности малого бизнеса, так как он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
Малые предприятия имеют достаточно заметное положение в обеспечении занятости, производстве отдельных категорий товаров, осуществлении исследовательских, научно-производственных и прикладных разработок, а также их внедрении в практику хозяйственной деятельности.
Для России остается актуальным продолжение реализации государственной политики, направленной на расширение и развитие предприятий в сфере малого предпринимательства экономике нашей страны.
В социальном плане малый бизнес, являясь неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, втягивает значительную часть граждан в сферу малого предпринимательства, путем открытия ими собственного дела, обеспечивая достаточную эффективность производства за счет специализации и кооперации производства. Соответственно, развитие малого предпринимательства является одной из основных задач экономической политики Российской Федерации.
Литература
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 26.07.2017)
- Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".