Малые и средние предприятия

Концепция функционирования малого и среднего бизнеса в национальной экономической системе.
Рубрика: Экономика
Автор: Андрей Нестеров ✔ 17.01.2020

Нестеров А.К. Малые и средние предприятия // Энциклопедия Нестеровых


Малые и средние предприятия в экономике

Экономическая деятельность малых и средних предприятий представляет собой основу развития любой современной экономической системы. Развитие малого и среднего бизнеса в каждой стране формирует средний класс населения, делая его мощным фактором социально-экономического развития государства. Малые и средние предприятия создают рабочие места, что позволяет сократить уровень безработицы в стране, и определяют направления развития отдельных отраслей экономики. В результате, миллионы людей по всему миру работают в сфере малого предпринимательства, создают благосостояние для себя и своих семей.

Фактически в мире существует два типа малых и средних предприятий.

  1. Деятельность первого типа компаний является узконаправленной, они концентрируют свои усилия на определенном товаре или наборе связанных товаров, одной конкретной услуге, небольшом сегменте рынка и т.п.
  2. Другой тип малых и средних предприятий занимается многопрофильной деятельностью. В этом случае малые и средние предприятия осуществляют свою деятельность в соответствии с экономическими потребностями рынка или даже отрасли экономики.

В целом, деятельность малых и средних предприятий способствует развитию свободных рыночных отношений, повышает совокупное общественное производство, воспитывает в населении склонность к бизнесу и реализации своих идей, трудолюбию, рациональному отношению к частной собственности, а также формирует социально-экономические установки в обществе. Данные особенности деятельности малых и средних предприятий позволяют создавать, развивать и поддерживать средний класс, без которого не может быть стабильности в современном обществе. Таким образом, влияние малых и средних предприятий на экономику страны заключается в их исключительной роли в социально-экономическом развитии современной экономики. Сегодня, малый и средний бизнес имеет неизменно огромное значение для экономики любой страны. Правительства стран, заботящиеся о будущем экономическом развитии, прикладывают значительные усилия для формирования максимально благоприятных условий для деятельности малого и среднего бизнеса. Ориентируя их на деятельность в наиболее важных и выгодных для страны направлениях, они добиваются формирования в обществе благоприятного социально-экономического климата.

Малые и средние предприятия способствуют решению проблемы занятости, они заполняют рынки отечественными товарами и услугами, а также создают эффективную конкурентную среду.

Государственная политика в отношении поддержки малых и средних предприятий всегда была направлена на качественный и количественный рост. Осуществляемые экономические реформы стали условием становления и развития малого и среднего бизнеса, которому свойственны цивилизованные черты. Малый и средний бизнес играет весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды бизнеса решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Малый и средний бизнес в ведущих отраслях экономики чутко и оперативно реагирует на запросы локальных рынков и предлагает наукоемкую продукцию высокой степени обработки, ориентируясь на внутренний спрос.

Малый и средний бизнес является сегодня самым перспективным сектором экономики. Он держится на свежих идеях, предприимчивости. Когда правительство страны решает, что может быстро вывести страну из кризиса, обеспечить большое количество рабочих мест, стабильные налоги и экономический рост, предоставить широкие возможности для молодежи, ответ один – это малый и средний бизнес.

Основную долю малых и средних предприятий составляет торговый бизнес, далее по убывающей следуют переработка сельскохозяйственного сырья, услуги всех видов, промышленное производство, строительство, добывающие отрасли и, наконец, наукоемкий бизнес. Учитывая опыт социально-экономического развития можно говорить о том, что в стране есть слой инициативных, предприимчивых, способных к инновациям людей. Задача государства – поддержать их.

В настоящее время государственная поддержка малых и средних предприятий является одной из центральных задач правительства. Одним из направлений социально-экономического развития в отношении места малого и среднего бизнеса в экономике является создание условий, в которых крупные предприятия не будут противостоять и подавлять малый и средний бизнес, а, наоборот, будут заинтересованы в сотрудничестве с малыми и средними предприятиями для реализации научного и инновационного потенциала отраслей промышленности.

Общим направлением является создание социально-предпринимательских корпораций, которые должны привлекать малые и средние предприятия в целях осуществления проектов в различных регионах страны. Таким образом, будет достигаться синергия партнерских отношений между малым, средним и крупным бизнесом. За счет сотрудничества социально-предпринимательских корпораций с правительством будет достигаться мультиплексный эффект от процедур получения и использования земли и минеральных ресурсов в целях повышения эффективности экономики.

Концепция функционирования малых и средних предприятий как экономических агентов

Концептуальные основы функционирования малых и средних предприятий в экономике определяются двумя плоскостями экономической науки: теорией фирмы и микроэкономикой.

Малым бизнесом признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Поэтому определение малого и среднего бизнеса, а также критерии отнесения предприятий к данным совокупностям варьируются в зависимости от государств. Кроме того, отдельные учреждения, например, статистические организации, аналитические агентства, могут выделять свои специфические критерии, обусловленные целями их исследований, сбора данных и иных задач, связанных с обработкой информации по малым и средним предприятиям. Типовые критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу:

  • количество сотрудников,
  • годовой объем продаж,
  • совокупные активы предприятия.

Некоторые зарубежные экономисты выделяют определенные критерии, которые определяют принадлежность предприятия. Один из вариантов такого деления показан в таблице.

Критерии определения принадлежности к малым и средним предприятиям

Type of Enterprise

Definition

Micro Enterprise

Up to 10 employees, total assets of up to $10000 and total annual sales of up to $100000

Small Enterprise

Up to 50 employees, total assets and total sales of up to $3 million

Medium Enterprise

Up to 250 employees, total assets and total sales of up to $15 million

Источник: Ayygari, M., Beck T. and Demirguk-Kunt, A., 2003, Small and Medium Enterprises across the Globe: A New Database, Banco Mundial.

Ранее в Российской Федерации деления на микро и малый бизнес не было, а вся совокупность определялась как малые предприятие. Сейчас принята 3-уровневая градация:

  1. Микропредприятия – не более 15 работников, не более 120 млн. руб. ежегодной выручки.
  2. Малые предприятия – не более 100 работников, не более 800 млн. руб. ежегодной выручки.
  3. Средние предприятия – от 101 до 250 работников, не более 2 млрд. руб. годовой выручки.

Также под малым предпринимательством, в целом, понимается деятельность, осуществляемая хозяйствующими субъектами, которые государством определяются как предприятия малого бизнеса в соответствии с условиями, которые установлены действующим законодательством.

Малые и средние предприятия

Роль малых и средних предприятий в экономике страны

Поскольку малый и средний бизнес накапливает различные ресурсы, включая финансы, информационные технологии, человеческие ресурсы, предпринимательские навыки и общие знания и опыт и т.д., то возможности малых и средних предприятий будут определяться теми ресурсами, которыми они располагают в конкретный момент. Таким образом, достижение малыми и средними предприятиями своей основной цели, которая заключается в получении прибыли, основывается на сформированных преимуществах, полученных за счет владения определенными материальными и нематериальными ресурсами и активами. Фактически, имеющиеся в распоряжении ресурсы будут иметь первостепенное значение для успешной экономической деятельности малых и средних предприятий в качестве экономических агентов.

При этом необходимо указать на существование определенных факторов, оказывающих влияние на малые и средние предприятия в рамках реализации ими экономической деятельности, которые связаны, прежде всего, с обеспечением конкурентной позиции на рынке:

Проблемы малых и средних предприятий

Некоторые экономисты придерживаются мнения, что основными сдерживающими факторами развития малого и среднего бизнеса являются нехватка стартового финансирования и отрицательное воздействие трудового законодательства. Однако, данные факторы имеют объективно общий характер и не раскрывают всю совокупность трудностей, определяемых положение малого и среднего бизнеса. Например, нехватка стартового капитала может не иметь никакого значения в тех отраслях или сегментах рынка, где не требуется значительных финансовых вложений в открытие бизнеса, но первостепенным фактором является наличие необходимых специальных знаний. К таким рынкам относятся рынки услуг специального характера, например, проектирование зданий и сооружений, салоны красоты и т.п. Отрицательное воздействие трудового законодательства, которое часто ставит мелких бизнесменов в сложное положение, также не будет иметь значение в случае организации, например, семейного бизнеса.

Поэтому более реалистичным представляется такой тезис:

В целях повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса необходимо не только понять существующие проблемы, стоящие перед бизнесом в определенном секторе экономики, но и понять, как преодолеть эти проблемы.

Кроме того, некоторые экономисты выделяют систему управления и определенную культуру управления, как наиболее влиятельные факторы в отношении конкурентного преимущества малого и среднего бизнеса. Фактически, обладание определенными деловыми навыками позволяет в большинстве случаев малым и средним предприятиям достичь больших успехов в бизнесе, чем наличие крупного стартового капитала.

Также общеэкономический климат в стране имеет значительно большее значение и оказывает значительное влияние на деятельность малого и среднего бизнеса. На практике, если государство осуществляет продуманную политику поддержки малого и среднего бизнеса, он способен эффективно противостоять всем экономическим угрозам. Таким образом, первостепенное значение имеет общая экономическая обстановка в стране, чем отдельные факторы.

Усиление роли малых и средних предприятий в экономике страны обеспечивается увеличением объемов производства продукции (работ, услуг), количеством занятых работников на предприятиях малого и среднего бизнеса и количеством активно действующих предприятий малого и среднего бизнеса в экономике страны.

Основные проблемы, связанные с функционированием малых и средних предприятий:

  • низкая доля малых и средних предприятий в национальной экономике,
  • относительно небольшое количество малых и средних предприятий, которые выпускают продукцию со значительной добавленной стоимостью,
  • медленное налаживание новых хозяйственных связей,
  • проблемы с кредитным финансированием для малого и среднего бизнеса,
  • слабая информированность населения, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе,
  • низкая платежная дисциплина, слабая правовая и финансовая грамотность индивидуальных предпринимателей.

Большинство предприятий малого и среднего бизнеса работают в сфере торговли и услуг. В результате снижается потенциальная добавочная стоимость, которую могут создавать такие предприятия в других отраслях и сферах деятельности. Высокая концентрация также приводит к медленному налаживанию хозяйственных связей – малым и средним предприятиям сложно найти поставщиков, партнеров, заказчиков для обеспечения бесперебойного хозяйственного процесса, поскольку все основные каналы уже заняты крупными предприятиями отрасли.

Проблема привлечения кредитных ресурсов имеет двойной характер: во-первых, малые и средние предприятия имеют низкий уровень доверия со стороны банков, во-вторых, высокие ставки по кредитам.

Слабая информированность населения и предпринимателей в отношении организационно-экономических и правовых условий ведения бизнеса для деятельности малого и среднего бизнеса ведет к недостатку квалифицированных кадров. В целом в этом плане происходят значительные изменения, образовательная система готовит пласт молодых специалистов, которые и должны будут устранить этот недостаток. Однако, как показывает современное состояние, этот процесс еще только начинается, поэтому быстрых изменений в этом отношении не стоит ожидать.

Низкая платежная дисциплина, слабая правовая и финансовая грамотность индивидуальных предпринимателей повышает их расходы, конечную налоговую нагрузку и непредвиденные траты.



Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)