Понятие и свойства массовых коммуникаций в теории управления
В рамках теории менеджмента массовая коммуникация характеризуется конкретными процессами распространения информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории. В этой связи природа массовых коммуникаций определяется следующими аспектами:
- технические средства, с помощью которых осуществляется тиражирование информации;
- социальная значимость информации;
- массовый характер аудитории;
- многоканальность распространения информации;
- возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.
Массовые коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу. При этом массовая коммуникация выступает в качестве самостоятельного процесса:
Массовая коммуникация регулирует динамические процессы социальной психики, интегрирует восприятие информации множеством адресатов и обеспечивает циркуляцию психоформирующей информации [3].
Основные свойства массовых коммуникаций:
- диахронность – коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;
- диатопность – коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство;
- мультиплицирование – коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;
- симультанность – свойство коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно;
- репликация – свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации [1].
Предметом коммуникаций в рамках управления выступает возможность обмена информацией и его влияние на общественные отношения.
Материальной предпосылкой возникновения массовых коммуникаций в 1-й половине 20 века стало создание технических устройств, позволивших осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объёмов словесной, образной и музыкальной информации. Собирательно комплексы этих устройств, обслуживаемых работниками высокой профессиональной специализации, принято называть "средствами массовой информации и пропаганды" или "средствами массовых коммуникаций".
В рамках науки управления массовая коммуникация определяется следующим образом:
Систематическое распространение сообщений в обществе с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей [5].
Массовые коммуникации представляют собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений. Такими каналами являются: печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты); радио и телевидение – сеть широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио- и телеприёмные устройства; кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью проекционных установок; звукозапись (система производства и распространения грампластинок, магнитофонных роликов или кассет); видеозапись.
Направления массовой коммуникации и коммуникативный процесс
Эффективность массовых коммуникаций определяется не только целями и задачами воздействия на читателей, слушателей, зрителей передаваемых сообщений, но и соответствием их содержания и формы постоянным и текущим информационным нуждам людей. В этом проявляется ключевой фактор дифференциации массовой коммуникации от межличностной коммуникации. Отличия массовой коммуникации от межличностной коммуникации представлены в таблице 1.
Массовая коммуникация |
Межличностная коммуникация |
---|---|
Опосредованность общения техническими средствами |
Непосредованный контакт в общении |
Общение больших социальных групп |
Общение в основном отдельных индивидов |
Ярко выраженная социальная ориентированность общения |
Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения |
Организованный, институциональный характер общения |
Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения |
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения |
Наличие непосредственной обратной связи между обращающимися в процессе коммуникативного акта |
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения |
Более "свободное" отношение к соблюдению принятых норм общения |
Одноправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей |
Переменная смена направленности информации и коммуникативных ролей |
"Коллективный" характер коммуникатора и его публичная индивидуальность |
"Индивидуальный" характер коммуникатора и его "приватная" индивидуальность |
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория |
Реципиент – отдельный конкретный человек |
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений |
Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность |
Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения |
Преобладание непосредственного восприятия сообщения |
Будучи мощным орудием идейно-политической борьбы, социального управления, регулирования отношений социальных групп и распространения культуры, массовые коммуникации стали важным элементом общественных отношений, оказывающих существенное влияние на её содержание и формы, на своеобразие идеологической, политической и иной пропаганды, на передачу распоряжений власти, просвещение различного вида и назначения, коммерческую рекламу и развлечения, осуществляемые с помощью средств массовых коммуникаций.
В рамках оценки массовых коммуникаций в сфере управления сформировалось три основных направления, представленных на рисунке 1.
Рис. 1. Направления массовых коммуникаций
Восприятие коммуникационных сообщений предполагает обязательный характер интерпретации передаваемой информации, чтобы целевая аудитория должным образом понимала смысл информационных сообщений. В случае, если данное направление искажается, либо предполагает иносказательный характер передачи, то информация определенно не будет воспринята должным образом.
Формализация передаваемой информации связана с необходимостью адекватного восприятия массовой коммуникации. Фактически данное направление отвечает за придание должной формы передаваемой информации так, как если бы это происходило при передаче информации от человека к человеку. В этой связи приоритет имеют текстовые данные, графические, визуализированные образы, звуковое представление информации, а также объективное комбинирование данных средств формализации информации.
Эффект воздействия на общество описывает безусловный характер восприятия обществом передаваемой информации по каналам массовой коммуникации. Передача и обмен информацией в обществе в рамках науки управления используется для оказания определенного воздействия на общественные отношения.
Коммуникативный процесс состоит из следующих составляющих:
- производство информации,
- распространение информации,
- прием информации,
- использование информации.
Стандартная модель коммуникативного процесса представляет собой взаимосвязь следующих объектов: коммуникатор – сообщение – канал передачи – коммуникант. Таким образом, "для успешной коммуникации необходимо правильно закодировать и декодировать сообщение" [3]. Эффективной коммуникация будет тогда, когда получатель правильно расшифрует все компоненты сообщения. Если же коммуникант не способен правильно декодировать сообщение, то возникает непонимание.
Цели массовых коммуникаций и типы передаваемой информации
Цели массовых коммуникаций с точки зрения своего содержания в рамках науки управления можно определить следующим образом:
- Обеспечение эффективного обмена информацией между участниками коммуникации.
- Совершенствование общественных отношений в процессе обмена информацией.
- Создание информационных каналов для обмена информацией между общественными группами и координации их задач и действий.
- Регулирование и рационализация информационных потоков при воздействии на общественные отношения [4].
Следует отметить, что реализации данных целей могут препятствовать определенные барьеры, представленные в таблице 2.
Тип барьеров |
Характеристика |
---|---|
Личностные |
коммуникативные помехи, обусловленные личностными характеристиками отправителя или получателя |
Физические |
коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций |
Семантические |
коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного понимания значения символов, используемых в коммуникациях |
Языковые |
коммуникативные помехи, возникающие вследствие, языковых различий отправителя и получателя |
Внутриязыковые |
помехи, возникающие вследствие появления жаргона групп внутри одного общества |
Организационные |
коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: числом звеньев и ступеней управления, типом взаимосвязей между ними, распределением прав, обязанностей и ответственности в системе управления |
Культурные |
коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя |
Временные |
коммуникативные помехи, возникающие вследствие недостатка времени для осуществления полной коммуникации |
Любые коммуникативные перегрузки препятствуют эффективному общению и возникают, когда объем информации существенно превышает возможности ее обработки или реальные потребности общества в информации. Проявлением перегрузок является и нежелание делиться информацией. |
Важным элементом массовых коммуникаций в контексте организационно-культурного развития выступает собственно информация, которая является предметом информационного обмена внутри общества. Информация, которая может быть использована в рамках массовых коммуникаций, можно разделить на следующие типы:
- Базовая информация – формируется независимо от существующих условий, поддается высокой степени объективизации, основана на фактологических изысканиях или на конкретных фактах;
- Текущая информация – собирается и представляется специально для решения в рамках коммуникативного процесса конкретных задач, связанных с информированием общества;
- Регулярная информация – содержит конкретные сведения относительно повторяющихся событий или постоянно протекающих процессах, в информации о которых заинтересовано общество;
- Разовая информация – схожа с базовой, однако поддается низкой степени объективизации, так как основана на субъективной интерпретации фактов коммуникатором;
- Документально-фактологическая информация – представляет собой фиксируемые определенным образом сведения, в первую очередь, числовые, которые характеризуют динамику или статическое состояние определенных процессов или объектов.
В современных условиях все типы информации, передаваемые по каналам массовой коммуникации, могут в разной степени соответствовать интересам коммуникаторов и коммуникантов. В этой связи большое значение приобретают вопросы дезорганизации и стабилизации общественных отношений в интересах коммуникаторов. Учитывая массовый характер распространения информации, ее представление и восприятие должно отличаться критическим подходом коммуникантов к оценке получаемой ими информации, что соответствует интересам стабильного развития национальной общественной системы.
Выводы
Массовые коммуникации в рамках науки управления предполагают обмен информацией при том или ином воздействии на общественные отношения. Массовые коммуникации позволяют осуществлять рациональную организацию информационных потоков в обществе с целью эффективного управления общественными отношениями.
При этом основные направления коммуникационного взаимодействия сосредоточены в следующих областях: определение и планирование потребности в информации, организация информационного воздействия, формирование рациональных способов и процедур передачи информации, координация и контроль общественных отношений при распространении и обмене информацией, разработка и реализация единой системы информационного обмена в рамках существующих общественных отношений.
Эффективность коммуникационных процессов в этой связи определяется уровнем организации, масштабом поставленных задач обмена информацией, реализацией структуры, культуры и механизма воздействия на общественные отношения, а также соответствием общественным запросам.
Литература
- Василик М.А. Теория коммуникации. – М.: Инфра-М, 2011.
- Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации. – М.: Кнорус, 2014.
- Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. – М.:: Флинта, 2013.
- Корнилов Е.А. Массовые коммуникации на рубеже тысячелетий. – М.: Наука, 2013.
- Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация. – М.: МЦСПИК, 2012.
- Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: РЕФЛ-бук, 2005.
- Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. – М.: Дашков и К, 2014.