1. Цель метода проектов
Родоначальником применения метода проектов в обучении считают философа-идеалиста Джона Дьюи (1859- 1952) [2], который предложил вести обучение через целенаправленную деятельность ученика.
Уильям Килпатрик: "Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно eго сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова".
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Джон Дьюи: "С точки зрения ребёнка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе – и, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе. Никакое число наглядных уроков, скомпонованных как наглядные уроки, не может даже в самой отдалённой степени заменить знакомства с растениями в саду и животными на ферме, знакомства, приобретённого в условиях действительной жизни среди них и выращивания их. Никакое упражнение органов чувств в школе, введённое ради одного этого упражнения, не может выдержать даже и тени соревнования с живостью и полнотой жизни чувств, вытекающих из непосредственного участия в повседневной жизни семьи и в интересах её занятий. Вербальную память можно развить путём соответствующих упражнений, способность логического мышления до некоторой степени может быть приобретена на уроках естествознания и математики; но в конце концов это только отдалённая тень той способности к вниманию и к суждению, которая приобретается, когда имеешь дело с настоящими вещами, позади которых находится реальное основание, а впереди – реальный опыт... Мы должны рассматривать школьные работы по дереву и металлу, ткани, шитьё, приготовление пищи как методы обучения, а не как отдельные самостоятельные предметы изучения" [2].
По мнению Е.Г. Кагарова, "проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества" (Е.Г. Кагаров, "Метод проектов в трудовой школе" (1926).
Сегодня цель применения метода проектов состоит в том, чтобы на современной ступени общественного развития школьные проекты выступали в качестве средства решения задачи личностно-ориентированного подхода в обучении школьников.
2. Концепция использования метода проектов в учебных целях в школе
Проект с точки зрения образовательного процесса представляет собой комплексное задание ученикам который отражает поставленную проблему и ориентирован на на конкретную деятельность школьников, подразумевающую индивидуальную или групповую работу при условии взаимодействия друг с другом. Результатом проекта учеников является непосредственный итог их деятельности и найденный способ решения поставленной проблемы или комплекса задач.
Метод проектов является интегративным дидактическим средством развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
Основным требованием применения метода проектов является конкретизация проблемы, на решение которой направлена работа над определенным проектом. Проблема в рамках обучения может носить исследовательский, информационный или практический характер.
По мнению Е.С. Полат, метод проектов - это "определённым образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата".[4, с 64-68]
3. Виды проектов в учебной деятельности
По классификации Э. Коллингса (Э. Коллингс. Опыт работы американской школы по методу проектов. - М., 1926.) есть четыре вида проектов:
1. "ПРОЕКТЫ ИГР" – детские занятия, непосредственной целью которых являеся участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т.д.
2. "ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОЕКТЫ", которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой общественной жизнью.
3. "ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ", разрабатывая которые, дети имели целью "получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме" – устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.
4. "ИНСТРУКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ", нацеленные на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.
Классификация Е.С. Полат:
1. По методу:
- Исследовательские (есть структура проекта, цели, значимость, методы обработки результатов)
- Творческие (нет структуры, но есть схема и желаемые результаты, сюда относятся творческие работы, видеофильмы, стенгазеты и т.п.)
- Ролево-игровые (нет структуры, есть лишь роли участников, например литературные персонажи в сценке)
- Информационные (проекты направлены на сбор информации, результатом является статья, доклад или иная форма представления результатов)
- Практико-ориентировочные (хорошо продумана структура, возможен сценарий все деятельности в рамках проекта, результатом является, например, газета, документ, спектакль и т.п.)
2. По содержательному аспекту:
- Монопроекты (результат индивидуальная презентация)
- Межпредметные проекты
3. По характеру координации:
- С открытой координацией
- Со скрытой координацией
4. По характеристике контактов:
- Внутренние или региональные (в пределах классов одной школы, школ округа, города).
- Международные
5. По количеству участников:
- Личностные (между двумя участниками находящимися в разных учебных заведениях, регионах, странах).
- Парные (между парами участников).
- Групповые (между группами участников).
6. По продолжительности проведения:
- Краткосрочные.
- Средней продолжительности.
- Долгосрочные.
В практике обучения чаще всего применяются смешанные типы проектов.
4. Специфика применения метода проектов в обучении английскому языку
1. Проект чаще всего межтематический и требует знаний из различных образовательных областей;
2. Включение английского языка в другие виды деятельности;
3. Работа над проектом – это сочетание самостоятельной работы с парной или групповой формой проектной деятельности.
В проектной методике формирование языковых и страноведческих знаний, развитие навыков и умений в аудировании, говорении, чтении и письме происходит параллельно.
Работа над проектом не только даёт возможность использовать иностранный язык на уровне реальной коммуникации при обсуждении, но и позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету.
Учащиеся берут интервью, делают аудиозаписи, видеозаписи, собирают печатный материал. При таком подходе используются все четыре вида речевой деятельности: чтение, говорении, письмо и аудирование.
В процессе работы над проектом в рамках изучения английского языка, устраняется разрыв ученика, изучаемого языка и его родного языка. В свою очередь это способствует расширению коммуникативных навыков. При этом в условиях реализации и выполнения проекта ученик определяет как содержание самого проекта, так и его англоязычное содержание.
Учитывая специфику метода проектов, в обучении английскому языку проекты реализуются комплексно, так как язык, в любом случае, лишь часть всего проекта. Следовательно, лишь на уровне оценки уровня английского языка учащегося проект не подлежит анализу, так как следует учесть и содержание проекта, уровень творческой деятельности ученика, так и его способность представить проект.
Проектная работа в обучении английскому языку представляет собой особый вид совместной деятельности учителя и учеников, результатом которой является комплексное развитие способностей учеников в овладении английским языком, а также навыков исследовательской деятельности.
Стадии проектной работы представлены в таблице [3].
Стадии |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
---|---|---|
1. Разработка проектного задания |
||
1.1. Выбор темы проекта |
Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся |
Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме |
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта |
Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения | |
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися |
Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения | |
1.2. Выделение подтем и тем проекта |
Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора |
Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую |
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта |
Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль) | |
1.3. Формирование творческих групп |
Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности |
Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы |
Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу |
Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности |
Учитель принимает участие в обсуждении |
Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. |
2. Разработка проекта |
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
Учащиеся осуществляют поисковую деятельность |
3. Оформление результатов |
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
Учащиеся вначале по группам, в потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами |
4. Презентация |
Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др). |
Докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия |
Оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности учащихся |
Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу |
Т.В. Душеина полагает, что "применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению ИЯ путём развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению ИЯ. Современные подходы у обучению языку подчёркивают важность сотрудничества и взаимодействия между учениками как мотивирующего фактора" [1].
Преимущества метода проектов в обучении английскому языку Т.В. Душеина выделила [1] следующие:
Вариативность деятельности на уроке - предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы.
Решение проблем - процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем ИЯ для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а, думая, они учатся.
Когнитивный подход. - не все ученики легко усваивают правила или структуры, проекты помогают ученикам самостоятельно поработать над ними.
Учение с увлечением - обучающиеся много усваивают, когда им нравиться процесс обучения, поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.
Личностный фактор - ученикам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях.
Адаптация заданий - задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый. Метод проектов в обучении английскому языку может быть использован на любом уровне, в любом возрасте.
Литература
1. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе.-2003.-№5
2. Дьюи Дж. "Школа и общество» // "Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе" / Спец. прилож. к журналу "Лицейское и гимназическое образование", 2003 – № 4.
3. Методика проектной работы на уроках английского языка / под ред. В.В. Копылова. - М.: Дрофа, 2004.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. - М.: ИЦ "Академия", 1999