Классификация методов финансового анализа
Методы финансового анализа позволяют объективно проводить анализ на основе достоверных данных. Применяемые методы при анализе нивелируют субъективное восприятие отдельных показателей характеризующих финансовую деятельность предприятия.
Многообразие методов финансового анализа различается по трём признакам:
- Степень формализации;
- Применяемый инструментарий;
- Используемые модели.
Признак | Группы методов | Методы |
---|---|---|
Степень формализации | Формализованные | Стандартизированные методы финансового и экономического анализа Комплексные методики финансового анализа Методы финансовых вычислений Методы анализа бухгалтерской отчетности |
Неформализованные | Построение систем показателей Метод сравнения Построение аналитических таблиц Метод детализации Методы экспертных оценок (для формулирования выводов) Метод чтения бухгалтерской отчетности | |
Применяемый инструментарий | Экономические методы | Метод абсолютных величин Метод относительных величин Балансовый метод Метод дисконтирования |
Статистические методы | Метод арифметических разниц Факторный анализ Индексный метод Метод сравнений Метод группировки | |
Математико-статистические методы | Корреляционный анализ Регрессионный анализ Факторный анализ | |
Методы оптимального программирования | Системный анализ Линейное и нелинейное программирование | |
Используемые модели | Дескриптивные модели | Вертикальный анализ Горизонтальный анализ Трендовый анализ |
Предикативные модели | Прогнозные методы на основе финансовых показателей за последние 5-10 лет с помощью: - Моделей динамических данных - Факторных моделей - Регрессионных моделей | |
Нормативные модели | Сравнение фактических результатов деятельности предприятия с законодательно установленными, средними по отрасли или внутренними нормативами предприятия. |
Из приведенной классификации очевидно, что какая-либо группа методов не может использоваться обособленно для проведения финансового анализа. На практике в каждом конкретном случае комбинируется несколько методов. Выбор производится исходя из целей, задач и глубины проводимого анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Характер использования методов определяет объем информационной базы финансового анализа.
Формализованные и неформализованные методы
Эти две группы методов являются основными при проведении финансового анализа предприятия. Формализованные методы максимально объективны и опираются на строгие аналитические зависимости, неформализованные – основаны на логическом описании выявленных зависимостей, подвержены субъективному влиянию.
На практике проведение финансового анализа обычно опирается на какую-либо комплексную методику (например, методику Савицкой), в рамках которой необходимо использовать инструментарий экономических и статистических методов. Основу любой комплексной методики финансового анализа составляют дескриптивные модели, с помощью которых анализируется баланс предприятия, динамика показателей, выявляются тенденции изменений и т.д.
Инструментарий применяемых методов финансового анализа
Рассмотрим группу экономических методов:
- Абсолютные и относительные величины составляют основу расчетов финансовых показателей. Данные методы применяются в динамическом (горизонтальном) анализе для выявления динамики показателей и в структурном (вертикальном) анализе для выявлений соотношений между различными показателями. Это основные методы для расчета финансовых коэффициентов в любой методике анализа хозяйственной деятельности предприятия.
- Балансовый метод предназначен для построения сравнительного аналитического баланса-нетто.
- Метод дисконтирования – применяется для приведения различных показателей к единому моменту времени. Пример расчета чистого дисконтированного дохода ЧДД
На практике чаще всего применяются методы абсолютных и относительных величин.
Группа статистических методов финансового анализа отличается разнообразием:
- Метод арифметических разниц – применяется при оценке ликвидности и платежеспособности предприятия, достаточности ресурсов для финансирования экономической деятельности и т.д.
- Факторный анализ – при анализе показателей прибыли позволяет выявить факторы, повлиявшие на финансовый результат предприятия.
- Индексный метод – позволяет оценить отношение текущего конкретного показателя к его уровню в прошлых периодах.
- Метод сравнений – наиболее ранний и распространенный метод финансового анализа. Применяется для сопоставления значения показателей с прошлыми периодами, с плановым значением или с определенным уровнем (среднеотраслевым, конкурентным, по группе предприятий и т.д.)
- Метод группировки – направлен на анализ взаимосвязанных и взаимозависимых показателей, позволяя оценить влияние на результаты финансовой и хозяйственной деятельности наиболее существенных факторов, а также выявить закономерности в изменении показателей.
Весь инструментарий из группы статистических методов используется при проведении финансового анализа любого предприятия.
Математико-статистические методы и методы оптимального программирования в настоящее время применяются в рамках программно-аппаратных комплексах информационно-аналитического обеспечения для автоматического расчета заданных показателей и коэффициентов, построения графиков, формирования стандартизированных выводов и т.д. В информационно-аналитических системах, основанных на применении данных методов, обработка массивов информации для финансового анализа может происходить в непрерывном режиме.
Дескриптивные, предикативные и нормативные модели финансового анализа
Дескриптивные модели финансового анализа – это группа основных методов, используемых при оценке хозяйственной деятельности предприятия на базе бухгалтерской отчетности.
Механизм их применения следующий:
- Бухгалтерская отчетность представляется в нескольких разрезах, различающихся характером представления данных и степенью детализации. Используется табличная форма представления информации.
- Производится вертикальный, горизонтальный и трендовый анализ представленных данных.
- Формулируются аналитические выводы по выявленным закономерностям.
Дескриптивные модели финансового анализа
Предикативные модели финансового анализа – это комплекс методов, основанных на построении моделей-прогнозов финансового отчета, данные для которого формируются на базе результатов динамического анализа за последние 5-10 лет. В основном применяются факторные или регрессионные модели. При разработке прогнозных моделей вне привязки к динамическим данным прошлых лет (например, при формировании финансовой стратегии предприятия) применяются только при использовании экспертных методов оценок будущих показателей, что снижает объективность таких методов.
Нормативные модели финансового анализа – это совокупность методов, основанных на установлении нормативов по каждому показателю и анализу отклонений фактических значений от нормативных. В качестве нормативных значений показателей могут применяться стреднеотраслевые, законодательно установленные, средние по группе предприятий и т.д.