Метод в дидактике
Термин "метод" характерен для всех областей знаний. Метод меняется в соответствии с особенностями учебного предмета. Есть ряд методов, которые используются независимо от того русский язык это, дидактика, педагогика или математика. Такие методы называют общими. Методы, которые используются только в конкретной области – частные.
В дидактике используют общие и частные методы для реализации успешного обучения в условиях школы. Дидактика занимается анализом и изучением методов обучения.
Метод обучения – система последовательных действий учителя и ученика в процессе овладения последним знаниями, умениями и навыками [1].
Дидактика занимается совершенствованием и подбором методов обучения школьников в зависимости от того, какие цели поставлены перед процессом. Сейчас подходы к методу, как к дидактической единице стремительно меняется в связи с расширением влияния развивающего обучения и интернет технологий.
В специальной литературе метод рассматривается как проблемный элемент, который подвержен изменениям по причине эволюции педагогики. Метод эффективен только тогда, когда направлен на достижение учебных целей, а содержание усваиваемых знаний в совокупности соспособами действия по их усвоению.
Метод бесполезен, если действия учителя не направлены на формирование у школьников интереса к предмету и внутренней мотивации к знаниям.
Мотивация в учебно-познавательной деятельности – психическое состояние, в котором проявляется отношение школьников к учебе.
Поддержание мотивации важно для педагогического процесса, так как её функции направлены на совершенствование учебного процесса.
Функции мотивации учебно-познавательной деятельности
Действия учителя и учащегося зависят от следующего:
- над каким учебным материалом проводится работа;
- источник знаний, из которого черпается информация.
В дидактике используют не только термин "метод", но и термин "приём".
Приём – частное проявление, реализация метода в рамках определенной учебной задачи по предмету.
В различных методах возможно использование одних и тех же приёмов.
На примере обучения русскому языку следует выделить следующие приемы:
- приём "предметных действий";
- приём составления плана;
- обучающий диктант;
- постановка проблемы.
Классификация методов обучения
Современная методика преподавания русского языка допускает несколько классификаций методов преподавания языка. Так, А.В. Дудников предлагает рассматривать методы, как способы мышления. Согласно его классификации существуют индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дидуктивный и дидуктивно-индуктивный методы преподавания русского языка.
Индуктивный метод представляет собой наблюдение над конкретными языковыми фактами, которое позволяет учащимся сформулировать определенный вывод касаемо языкового явления.
Дедуктивный метод направлен на анализ от общего вывода к конкретному факту. На примере преподавания русского языка можно рассмотреть процесс изучения типов односоставных предложений. Сначала педагог пхарактеризует общие аспекты односоставных предложений, затем говорит о том, что они бывают глагольные и именные.
Дедуктивно-индуктивный метод основан на обратном порядке рядке работы от общего правила к конкретному языковому факту.
Индуктивно-дедуктивный метод направлен на применение сперва индукции, а затем дедукции.
А.К. Бабанский предлагает следующую классификацию методов обучения русскому языку:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. К ним относят рассказ, беседу, лекцию, демонстрацию, проблемно-поисковые методы.
- Методы стимулирования и мотивации учения, а именно: мотивация, формирование познавательного интереса, дидактическая игра.
- Методы контроля и самоконтроля.
Классификация А.В. Текучева строиться на определенных признаках. Так, методы делятся по источнику получения знаний, по степени участия обучаемых в учебном процессе и по характеру и месту выполнения заданий.
Важное место занимает разделение методов на теоретические, практические и теоретико-практические. Данная классификация строится на трудах Л.П. Федоренко, который предположил, что основой классификации методов обучения русскому языку являются источники знаний.
Источники знаний
На основе источников знаний, отраженных на рисунке выше. Л.П. Федоренко выделил группы методов обучения русскому языку. Каждую группу методов, предложенных Л.П. Федоренко, рассмотрим отдельно.
Теоретические методы изучения русского языка
Использование теоретических методов наблюдается преимущественно при объяснении нового материала. Именно на данном этапе обучения происходит введение новых понятий. К числу теоретических методов относят:
- сообщение учителя
- беседа;
Сообщение учителя как метод используется при изучении нового материала в качестве дополнения или пояснения к материалам учебника. Сообщение может занимать от 5 до 20 мину, в зависимости от возраста учащихся.
Метод сообщения включает в себя наблюдение над языковым материалом, информацию о ключевых особенностях изучаемого языкового явления и образец рассуждения учителя о применении теории на практике.
Приемы, используемые при данных методах обучения русскому языку, отражены на рисунке ниже.
Приемы, используемые при данных методах обучения русскому языку
Другим распространенным теоретическим методом является беседа.
Беседа в дидактике – диалог между учителем и учеником.
При обучении русскому языку деятельность учителя сводится к постановке вопросов по теме и контролю за деятельностью учащихся. Беседа активизирует мыслительный процесс у школьников, заставляет проявить коммуникативные навыки и позволяет выявить уровень восприятия информации учащимися.
Беседа состоит из наблюдения за языковым материалом, ответов на вопросы педагога, ответы на которые приводят учащихся к определенным умозаключениям и образец применения правил на практике.
Приемы беседы
Метод чтения учебника в обучении русскому языку не менее важен, чем все предыдущие. Этот метод направлен на знакомство учащихся с новым материалом. Он применяется, когда учащиеся уже знакомы с материалом и он не представляет для них трудности.
Теоретико-практические методы обучения русскому языку
Теоретико-практические методы – ещё один серьезный инструмент в руках знающего педагога на пути обучения школьников родному языку. К числу теоретико-практических методов обучения русскому языку в дидактике относят:
- диктант
- языковой разбор
- наблюдение
- реконструирование
- конструирование.
Диктант – учитель диктует текст, а школьники записывают его слова полностью или выборочно в зависимости от задач обучения. Метод эффективен при изучении норм орфографии и пунктуации.
Виды диктантов
Основные группы диктантов представлены на рисунке выше. Каждый вид диктанта включает в себя несколько разновидностей. Например, к числу контрольных диктантов относят предупредительный, объяснительный, комментированный, выборочный и графический.
Обучающие диктанты могут проводиться практически на каждом занятии по материалу изучаемой темы
Еще одним теоретико-практическим методом обучения русскому языку называется языковой разбор. Суть этого метода состоит в том, что на уроке проводится анализ определенных языковых явлений. Он может быть частичным и полным. Языковой разбор проводится как в устной, так и в письменной форме. Каждый вид разбора имеет определенный порядок, согласно которому анализируют грамматические категории.
Использование данного метода направлено на обучение школьников умению различать грамматические и лексические значения слов. Языковой разбор стимулирует развитие логического мышления, языковой интуиции. Кроме того, метод языкового разбора формирует у учащихся умение строить суждения в процессе наблюдения за конкретной языковой единицей и воспитывает навыки самостоятельной работы.
Метод наблюдения используется для развития логического мышления и внимательности. Данный метод сочетается с беседой, сообщением учителя и выполнением упражнений. В процессе использования данного метода учитель помогает ученикам выяснять значения определений, анализировать и понимать тексты.
Метод реконструирования состоит в изменении словоформ, синтаксических конструкций для того, чтобы учащимся было понятно, как строить предложения и тексты с использованием данных слов.
Метод конструирования направлен на развитие навыков самостоятельной работы у учащихся по составлению словосочетаний и предложений.
Практические методы обучения русскому языку включают в себя меды творческих заданий, упражнения по русскому язык у и метод проблемного обучения. Система практических методов включает в себя группу приемов, способствующих повышения эффективности обучения русскому языку.
Практические приемы
Теоретико-практические и практические методы, так или иначе, реализуются путем выполнения учащимися упражнений. Именно метод упражнений – основа формирования речемыслительных навыков при обучении русскому языку.
Упражнения бывают нескольких видов:
- рецептивные;
- репродуктивные;
- продуктивные.
В последние годы особую популярность получил метод проблемного обучения. Основа метода состоит в постановке перед учащимся проблемы в виде проблемной ситуации или проблемной задачи.
Проблемная задача всегда содержит проблемную ситуацию. Это побуждает учащихся рассуждать и логически мыслить.