Принципы методики преподавания русскому языку
Преподавание русского языка в современной школе процесс сложный и многогранный. Он основан на научно обоснованных методиках, которые объединены общедидактическими и общеметодическими принципами. К числу значимых следует отнести:
- Принцип взаимосвязи различных разделов курса русского языка;
- Коммуникативный принцип;
- Контекстный принцип.
Принцип взаимосвязи различных разделов курса русского языка направлен на укрепление процесса обучения языку как цельную единицу. Данный принцип призван подчеркивать, что морфология, синтаксис, пунктуация, и тому подобное – это компоненты одного целого. Тщательное изучение каждого раздела русского языка направлено на повышение эффективности обучения. По мнению В.П. Озерской принцип взаимосвязи различных разделов курса русского языка наибольшее отражение нашел при изучении морфологии на основе синтаксиса.
Коммуникативный принцип направлен на развитие потребности в коммуникации, т.е к полноценному речевому общению педагога и обучаемого как в устной, так и в письменной форме.
Важным принципом методики речевого развития в рамках обучения русскому языку является контекстный принцип. Он предполагает анализ номинативных единиц языка в связной речи. При этом учитываются следующие параметры:
- Стилистические возможности;
- Выразительность;
- Текстообразующие функции.
Помимо представленной ранее классификации, часто используется классификация А.В. Дудникова, согласно которой принципы обучения русскому языку делятся на две категории: стратегические и тактические принципы.
Стратегические принципы связаны с социально-психологическими функциями языка:
- Способность родного языка быть орудием мысли и средством ее материального воплощения;
- Способность языка выступать в качестве средства общения;
- Эстетическая функция языка.
В основе тактических принципов лежат лингвистические особенности русского языка.
Тактические принципы |
Стратегические принципы |
---|---|
Принцип использования индукции в качестве способа мышления в процессе изучения отдельных языковых явлений и процессов. |
Первый стратегический принцип связан с формированием грамматического мышления в процессе усвоения грамматики а также с развитием у школьников общих мыслительных способностей. |
В процессе обучения русскому языку следует учитывать взаимосвязь отдельных уровней языка. |
Систематическая работа по развитию, изучение многообразных форм и жанров речи. |
Нужно опираться на единицы речи при изучении различных уровней языка и на единицы языка в работе с разнообразием жанров речи. |
Принцип раскрытия эстетической функции русского языка реализуется путем анализа изобразительно-выразительных средств в текстах. |
Обучение русскому языку помимо принципов опирается также на лингвистические и психолого-педагогические основы. Это обусловлено тем, что методика преподавания русского языка не изолирована. Она тесно связана с другими науками: педагогикой, психологией и языкознанием.
Лингвистические основы методики преподавания русскому языку
Русский язык являет собой сложную систему, которая состоит из множества уровней, каждый из которых строго структурирован. Использование языковых единиц регламентируется нормами языка.
Норма языка – это совокупность языковых единиц используемых в коммуникативном процессе. Данные единицы языка обязательно соответствуют структуре языка и закреплены традицией употребления.
Изучение русского языка происходит на основе структурно-семантического направления, который отличается многоаспектностью анализа языковых единиц.
Современные методики преподавания русского языка опираются на функциональный подход. В его основе лежит анализ структурных, системных и содержательных характеристик, а именно уровней языка: фонетического, лексического, морфологического и синтаксического.
Текст представляет собой объединяющую единицу для всех уровней языка. Он является основной единицей речи, обеспечивающий гармоничное существование всех уровней языка.
Психолого-педагогические предпосылки обучения русскому языку
Педагогическая наука придерживается трехуровневовое формирование знаний, умений и навыков обучающихся. Первый уровень предполагает сознательное восприятие и запоминание. Второй уровень – применение знаний на основе образца. Третий уровень – творческое применение полученных знаний в процессе формирования речемыслительных умений.
Важность развивающего обучения подчеркивалась многими педагогами и психологами. Так, Л.С. Выгодский концентрировал внимание на зонах ближайшего и актуального развития личности.
Актуальное развитие личности проявляется при самостоятельном решении ребенком интеллектуальных задач. При этом каждый учащийся имеет свой уровень актуального развития. Он зависит от способности адекватно оценивать свои возможности и выполнять различные задания.
Уровень ближайшего развития базируется, по мнению Выгодского, базируется на становлении психических процессов школьников и на их способности безошибочно выполнять задания с помощью учителя. Обучение необходимо ориентировать и корректировать на то, чтобы оно было направлено на зону ближайшего развития ребенка.
Современные методики обучения русскому языку опираются обобщение или образование понятий, под которым подразумевается переход от описания языкового факта к выявлению и классификации языковых явлений.
Научно установлено, что психическое развитие учащихся в каждый период определяется ведущей деятельностью, которая и формирует основу психики и мировосприятия. По этой причине методики обучения русскому языку особое внимание уделяют общению. Именно общение отражает эффективность обучения с применением той или иной методики.