Конституционное право, будучи уникальной отраслью, не обладает собственными методами. Методологическая основа конституционного права включает в себя методы из других отраслей права.
Понятие метод в правовой науке
Прежде чем приступать к изучению методов, которые используются конституционным правом, следует рассмотреть само понятие метод и его особенности в рамках правовых наук.
Сам термин "метод" понимается как путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности [1].
В правовой науке применяется определенная система методов:
- Общенаучные методы.
- Всеобщие методы.
- Специальные методы.
- Частноправовые методы.
Современное конституционное право стремится расширить свой методологический аппарат путем использования все новых методов, направленных на трактовку правовых явлений.
Актуальная методология конституционного права в РФ
Особенность методов конституционного права основана на публично-правовом характере отрасли. По этой причине ключевой метод конституционного права имеет черты публично-правового метода регулирования общественных отношений, а именно: властный характер, императивность, директивность. Вышеупомянутые свойства метода конституционного регулирования отражаются в следующих средствах:
- он воплощается в конкретных правовых нормах, определяет конкретные государственно-правовые факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений;
- содержит указание на конкретных субъектов, регулируемых отношений;
- вызывает определенные правовые последствия.
Специфика конституционно-правового регулирования заключается в использовании учредительного метода регулирования. Особенность этого метода состоит в том, что помимо универсальных способов правового регулирования он использует специфические способы средства правового воздействия, такие как общее установление и конституционное закрепление.
Общее установление проявляется в наличии в системе конституционного права множества так называемых исходных, отправных установлений, имеющих общерегулятивный характер и выражающихся в первичных нормах права. Такие нормы содержатся в Конституции Российской Федерации, конституционных федеральных законах или в федеральных законах.
Специфика общего установления и конституционного закрепления заключается в том, что они не требуют специфически юридических средств обеспечения закрепляемых норм права, т.е. юридических санкций и имеют статутный характер. Используемые конституционные средства регуляции проявляются как непосредственно, так и опосредованно, через конкретизацию нормативных положений в конкретизирующих законах и иных нормативных правовых актах.
Особенность конституционно-правового регулирования заключается в широком использовании, наряду с типичными директивными, императивными публично-правовыми средствами регуляции, так называемых "мягких" средств регулирования. Это проявляется в привлечении договорных нормативных регуляторов, использовании конституционных обычных норм и конституционного прецедентного права. Отмеченную особенность метода конституционного регулирования следует дополнить указанием на присутствие в системе конституционного права значительного числа диспозитивных норм, что не характерно для публично-правового метода регулирования.
Это обстоятельство дало основание академику О.Е. Кутафину [2] сделать вывод о том, что в системе российского права конституционное право сочетает в себе элементы как частного, так и публичного права. При этом преобладают черты публичного права, поскольку оно в большей мере связано со спецификой общих, государственных интересов, чем со сферой частных, индивидуальных и групповых. Исходя из того, что нормы конституционного права являются базовыми как для публичного, так и для частного права, О.Е. Кутафин [2 ] делает вывод о том, что конституционное право является публично-правовым. В выборе средств правового регулирования важное значение имеет предмет регулирования. Соответственно двум принципиально отличающимся группам отношений используются два типа правового регулирования:
- отношения, связанные с реализацией гражданами принадлежащих им основных прав и свобод, регулируются на основе общедозволительного типа регулирования;
- регулирование властеотношений осуществляется в соответствии с разрешительным принципом правового регулирования.
Исходя из вышесказанного, гражданам и их объединениям предоставляется максимум свободы поведения, деятельность властных структур, их должностных лиц жестко нормируется, ограничивается свобода усмотрения.
Отдельно обратимся к методу государственно-правового регулирования. Он представляет собой способ нормативно-организационного воздействия на соответствующие общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и развития. Обычно государственно-правовое регулирование осуществляется с помощью сопутствующих методов, а именно:
- метод централизованного, императивного регулирования
- метод субординации, при котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах.
- метод координации.
Разграничиваются методы конституционно-правового регулирования в зависимости от характера содержащегося предписания.
Методы конституционно-правового регулирования в зависимости от характера содержащегося предписания
Теперь нужно рассмотреть каждый из отраженных на рисунке методов подробнее. Начать следует с управомочивающего метода.
Управомочивающий метод конституционного права представляет собой наделение участников конституционно-правовых отношений определенными правами.
Метод обязывания представляет собой по большей части позитивное обязывание, которое является способом правового воздействия, при котором в соответствующей правовой норме содержится предписание на совершение определенных обязательных и юридически значимых действий.
Метод дозволения базируется на дозволении.
Дозволение – это способ правового воздействия, который выражается в разрешении совершения определенного действия или бездействия, которые имеют или могут иметь юридические последствия.
В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации [3] осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Этот метод тесно связан с управомочивающим методом. Но предписания, содержащегося в соответствующих нормах, не управомочивают субъекта, не обязывают его действовать определенным способом, а разрешают самому действовать по собственному усмотрению.
Метод запрещения содержит в себе запрет.
Запрет – это способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий [4].
Так, в соответствии со ст.21 Конституции Российской Федерации [3], никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В завершении следует отметить, что с помощью конституционного регулирования реализуется следующее:
- закрепляются главные принципы и положения, определяющие развитие общества и государства, личности;
- обеспечивается защита интересов народа, личности на самом высоком юридическом уровне;
- закрепляются генеральные перспективы развития общества и государства.
Литература
- Философский словарь // URL: http://nenuda.ru/краткий-словарь-философских-терминов.html
- Кутафин О.Е. Предмет Конституционного права – М.: Юрист, 2001
- Конституция Российской Федерации
- Колюшин Е.И.Конституционное право России: Курс лекций. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА – М, 2015.


