Методы круговой тренировки

Метод круговых тренировок, как общедоступный и эффективный метод улучшения физического тонуса. Использование методов круговой тренировки на уроках физической культуры.
Рубрика: Педагогика
Теги: спорт
Автор: Ирина Нестерова ✔ 09.01.2017

Нестерова И.А. Методы круговой тренировки // Энциклопедия Нестеровых


Понятие метода круговой тренировки

С развитием технологий все больше и больше детей и молодых людей отворачиваются от физической активности, перенося свою жизнь на экраны мониторов компьютеров. Кроме того, умственный труд становится значительно популярней физического. А ведь природой предусмотрена необходимость гармоничного сочетания физической и умственной активности.

К настоящему моменту в науке разработано множество актуальных методик, направленных на повышение уровня физического развития детей и подростков. Одним из самых простых и эффективных считается метод круговой тренировки, поскольку он не требует сложного спортивного инвентаря и его можно использовать во всех видах спорта и при любом уровне физической подготовки. Для занятий в школе достаточно минимальной комплектации спортивного зала, а именно, наличие скакалок, скамеек и гантелей.

Метод круговой тренировки был первоначально разработан и предложен английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсоном в 1952-1958 гг. Основы метода круговой тренировки отражены в работах таких специалистов как: М. Шолих, Л. Геркан, X. Муртазин, М. Пейсахов и др.

Популярность метода круговой тренировки обусловлена тем, что данный метод позволяет самостоятельно совершенствовать свою физическую форму и приобретать полезные для развития своего здоровья навыки.

Девушка-боксер

Круговая тренировка это организационно – методическая форма занятий, основу которой составляет серийное повторение упражнений подобранных и объединенных в комплексе, которые выполняются в порядке последовательной смены "станций" по замкнутому кругу [3].

Основной особенностью круговых тренировок является регулярное цикличное повторения системы физических упражнений за определенный интервал времени.

Метод круговых тренировок подчиняется системе правил, следование которым позволяет повысить эффективность занятий.

  1. Каждый круг тренировок можно считать завершенным только после выполнения в заданной последовательности всех упражнений.
  2. В процессе выполнения системы упражнений по методу круговой тренировки допускается отдых не более 10-15 секунд за один круг.
  3. После одного полного круга нужен отдых 2-3 минуты. Интервал отдыха между кругами напрямую зависит от количества упражнений.
  4. При использовании метода круговой тренировки каждое упражнение рекомендуется выполнить не менее 10 раз. В зависимости от сложности упражнения в круговой тренировке количество повторений делается от 10 до 30 раз.
  5. Метод круговой тренировки подразумевает выполнение упражнений не менее чем в три круга.

Круговая тренировка реализуется посредством нескольких методов. Использование того или иного подхода зависит от уровня физической подготовки, целей тренировки и возрастной группы.

Методы круговой тренировки

Методы круговой тренировки

Теперь рассмотрим подробнее каждый из подходов к организации круговой тренировки.

1. Неприрывно-поточный метод круговой тренировки

Неприрывно-поточный метод круговой тренировки направлен на воспитание выносливости. Круговая тренировка по методу непрерывно-поточной работы заключается в выполнении упражнений слитно, чаще всего без перерывов или с небольшим интервалом отдыха. Характерной особенностью данного подхода к тренировке состоит в том, что происходит повышение нагрузки и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах [1].

2. Поточно-интервальный метод.

Поточно-интервальный метод основан на выполнении простых по технике упражнений с минимальным интервалом отдыха. Такой подход к тренировке развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно – сосудистую системы.

3. Интенсивно-интервальный метод.

Интенсивно-интервальный метод круговых тренировок используется после того, как уровень физической подготовки значительно повысится. Уровень сложности и мощности упражнений составляет 75% от максимально возможной нагрузки. Он достигается посредством увеличения интенсивности и сокращения времени работы (10-20 сек.) Цель его – сокращение времени работы при стандартном объеме и сохранении временных параметров отдыха (40-90 сек.). Интенсивно-интервальный метод круговых тренировок направлен на развитие максимальной силы.

Методы круговой тренировки на уроках физической культуры

В рамках новых образовательных стандартов регламентируемых ФГОС последнего поколения, методы круговой тренировки на уроках физической культуры стали еще более востребованными, чем ранее.

задачи учителя на уроке физкультуры

Задачи учителя на уроке физкультуры

На современных уроках физкультуры очень часто можно столкнуться с подменой метода круговой тренировки на иные, похожие, но менее эффективные методики.

Методы круговой тренировки на уроках физической культуры доказали свою эффективность в процессе работы с любыми возрастными группами школьников. Их регулярное использование дает видимые результаты уже на первый месяц регулярного использования педагогом.

Использование круговой тренировки на уроках физической культуры в школе имеет ряд серьезных преимуществ, к числу которых можно отнести следующее:

  1. Позволяет избежать монотонности урока.
  2. Доказанная эффективность во всех возрастных группах.
  3. Позволяет большому количеству учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря.
  4. Быстрая смена физических упражнений дает возможность получить физическую нагрузку на все мышечные группы и избежать при этом местного утомления.
  5. Урок отличается высокой моторной плотностью.

Учитель физической культуры должен очень ответственно подходить к процессу использования метода круговых тренировок на уроках. Регулярно рекомендуется анализ текущей физической подготовки класса и уточнение индивидуальных физических возможностей учеников. Для каждого учащегося устанавливается индивидуальная нагрузка. Её определение основано на результатах максимального теста.

Для оценки функционального состояния организма могут быть использованы различные функциональные пробы.

  1. Пробы с дозированной физической нагрузкой.
  2. Пробы с изменением положения тела в пространстве.
  3. Пробы с изменением внутригрудного и внутрибрюшного давления.
  4. Гипоксемические пробы [2].

Помимо этих функциональных проб используются также специфические пробы с нагрузкой, характерной для каждого вида двигательной деятельности [2].

В завершении необходимо выделить тот факт, метод круговых тренировок на уроках физической культуры не единственный эффективный метод повышения уровня физического развития школьников. Рекомендуется регулярно использовать иные методы тренировок, что позволит развиваться не только педагогу, но и учащимся.

Литература

  1. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика – М.: Издательский центр "Академия", 2009
  2. Гигиенические основы физического воспитания школьников / сост. Л. Л. Артамонова. – Тула, 2002.
  3. Калашникова Р.В. Метод комплексно – круговой тренировки и ее применение на занятиях физической культуры – Иркутск: ИГМУ, 2014.


Материалы по теме

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)