Ключевые методы обучения ИЗО
Современный ФГОС регламентирует и методы обучения изобразительному искусству(ИЗО) в условиях школы и в условиях ДОУ. Однако в данной статье мы остановимся на методах обучения ИЗО в школах.
Все методы обучения ИЗО принято делить на две группы: общие и частные. При этом существует разделение методов на наглядные и словесные. В современной педагогике к общим методам относя все те, которые подходят почти для всех направлений и отраслей знаний.
К числу словесных относят:
- Метод беседы,
- Объяснение,
- Вопросы,
- Метод поощрения,
- Совет,
- Художественное слово.
К наглядным методам, которые используют при обучении ИЗО, причислены следующие:
- Обследование,
- Рассматривание,
- Наблюдение.
Ключевые методы обучения ИЗО
Рассмотрим каждый метод отдельно. Различные методы применяются в зависимости от типа урока. Например, в сюжетном рисовании, когда детей учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь детям представить содержание изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, то есть продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Педагог уточняет с детьми некоторые технические приемы работы, последовательность создания изображения. В зависимости от содержания изображения: по литературному произведению, на темы из окружающей действительности, на свободную тему – методика бесед имеет свою специфику.
На уроках ИЗО где необходимо рисовать на тему литературного произведения используют и словесные и наглядные методы. На такого рода уроке ИЗО важно вспомнить основную мысль произведения и идею. Необходимо эмоционально оживить образ, прочитать строчки стихотворения, сказки, дать характеристику внешнего облика персонажей. Нужно вспомнить их взаимоотношения и уточнить композицию, приемы и последовательность работы.
№ |
Метод обучения ИЗО |
Описание метода обучения ИЗО |
---|---|---|
1 |
Беседа |
Беседа как метод преподавания ИЗО используется с целью развития навыков общения и раскрытия творческого потенциала учащихся |
2 |
Метод объяснения |
Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Использование метода объяснения требует: 1.точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; 2. последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; 3. использования сравнения, сопоставления, аналогии; 4. привлечения ярких примеров; 5. безукоризненной логики изложения. |
3 |
Метод вопросов |
Данный метод часто используется как вспомогательный. Он направлен на расширение возможностей других методов преподавания ИЗО. |
4 |
Метод поощрения |
Метод поощрения направлена возбуждение интереса школьника к предмету путем одобрения, похвалы, выражения доверия и педагогического воздействие, рассчитанного на стимулирование положительных эмоций воспитанника. |
5 |
Метод совета |
Метод совета состоит в том, что педагог корректно формулирует рекомендации учащимся с целью повышения их уровня знания предмета. |
6 |
Метод художественного слова |
Метод художественного слова призван повысить интерес учащихся к теме, содержанию изображения. Кроме того, данный метод направлен на повышение внимания к работам учеников. Корректное использование на уроке ИЗО метода художественного слова создает нужный эмоциональный настрой, оживляет образ. |
7 |
Метод обследования |
Данный метод направлен на формирование у детей представления о предмете, которое ложится в основу изображения. Как правило, обследование используется при затруднениях в изображении отдельных предметов. Обследование – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать. |
8 |
Метод рассматривания |
Данный метод используют на уроках рисования с целью изучения композиции и особенностей картин. |
9 |
Метод демонстрации и наблюдения |
Данный метод представляет собой совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с соответствующим объяснением их существенных признаков. При демонстрации (показе) у учащихся формируется конкретный образец изобразительных действий, которому они подражают и с которым сравнивают свои действия. |
Значение методов обучения изобразительному искусству
Современные методики по обучению ИЗО направлены не только на умственную и творческую стороны личности, но и на физическую. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков.
Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как:
- внимание,
- упорство,
- выдержка.
У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. Методы обучения ИЗО не имеют прямого отношению к данному факту, но все же в практике работы часто вся подготовка к занятию возлагается на дежурных. Это неверно. В школе каждый ребенок должен сам готовить свое рабочее место, и важно, чтобы он к этому был приучен. Нужно уже в детском саду развивать у каждого трудовые навыки, приучать начинать работу лишь тогда, когда все приготовил.
Основное значение методов обучения изобразительному искусству заключается в том, что ИЗО является средством эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик – стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.д. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Следовательно, при использование методов обучения на уроках ИЗО нужно учитывать этот факт. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще недостаточно для создания изображения. Знакомство с предметом, который будет затем изображен, должно иметь особый характер.
После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Например, внимательно рассмотрев березку, толщину ствола, направление веток, цвет того и другого, следует вновь подчеркнуть ее стройность, тонкость ветвей, плавный изгиб их. При этом снова возникает эстетическое чувство.