Технология подбора персонала
Технология подбора персонала – одна из важнейших и сложнейших задач управления человеческими ресурсами. В зависимости от того, какой и какого качества персонал будет нанят, в итоге зависит успех организации. В современных условиях качество персонала стало главнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность российских предприятий.
Если ранее конкурентные преимущества во многом определялись технологическими факторами, то в 20-х годах XXI века будет превалировать человеческий капитал предприятия, персонал, обладающий высоким уровнем знаний и профессионализма. Технологии могут быть воспроизведены конкурентами, а люди, создающие новые технологии для предприятия, являются бесценным ресурсом.
В результате, борьба за квалифицированных специалистов обострена до предела, а технология поиска и подбора персонала выходит на первый план.
Технология подбора персонала – это система мер по привлечению работников, специалистов, обладающих нужными знаниями, навыками и умения, которые востребованы в организации. В понятие подбора персонала входит и совокупность мероприятий, направленных на выявление кандидатов, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы.
Технология подбора персонала основана на 5 составляющих
Подбор персонала
Принципы подбора персонала:
- Комплектность – кандидаты должны оцениваться для определения уровня профессиональных знаний, умений, деловых и личных качеств, а также установления биографических сведений, состояния здоровья и т.д.
- Объективность – минимум субъективизма отдела кадров, максимум корректных результатов оценки.
- Непрерывность – подбор персонала должен вестись постоянно, в том числе для формирования кадрового резерва.
- Научность – в процессе подбора необходимо применять научно-обоснованные методики.
Подбор персонала в организации
Таким образом, понятие подбора персонала включает в себя 5 элементов.
Понятие подбора персонала
В процессе подбора персонала сравниваются деловые и другие качества работника и должностные требования. В зависимости от уровня вакантной должности в структуре организации подбор персонала осуществляется по следующим категориям:
- Подбор руководителей,
- Подбор специалистов среднего звена,
- Подбор специалистов низшего звена (рабочие специальности).
Методы подбора персонала
При подборе кандидатов на вакантные должности предприятия могут прибегнуть к одному из нескольких методов.
№ |
Метод подбора персонала |
Описание метода |
---|---|---|
1. |
Поиск внутри организации |
Подбор кандидата на вакантную должность осуществляется из сформированного внутри предприятия кадрового резерва в соответствии с квалификационными требованиями. |
2. |
Подбор с помощью сотрудников |
Неформальный поиск среди родственников и знакомых сотрудников организации, с такой просьбой отдел кадров может обратиться к работникам. |
3. |
Самопроявившиеся кандидаты |
Это обращения в организацию от людей, которые ищут работу. Обращения могут быть в виде писем или телефонных звонков. Отдел кадров должен формировать базу данных на таких потенциальных кандидатов: даже если сейчас нет потребности, в будущем их квалификация может оказаться полезной. |
4. |
Объявления в СМИ и Интернете |
Данный метод подбора персонала дает широкий охват среди потенциальных кандидатов, что является преимуществом и недостатком одновременно. При необходимости сфокусировать поиск персонала, объявления дают в специализированных изданиях. |
5. |
Выезд в вузы |
Это своеобразная презентация предприятия, когда имеется возможность привлечь будущих выпускников к работе в организации. |
6. |
Службы занятости |
Позволяет осуществить сфокусированный поиск персонала при незначительных издержках, однако охват потенциальных кандидатов при данном методе не является широким. |
7. |
Агентства по поиску персонала |
Поиск ведется по базе данных агентства либо на основе специального поиска. Обычно удается достичь высокого уровня соответствия квалификационным требованиям предприятия. |
8. |
Проектный поиск и лизинг персонала |
Персонала привлекается на временной основе на достаточно длительный срок на период реализации проекта, либо для решения конкретных задач предприятия. |
9. |
Удаленный подбор персонала |
Данный метод подбора персонала предполагает поиск, прежде всего, через Интернет, а сотрудники будут выполнять свои обязанности удаленно. |
10. |
Аутсорсинг |
Предприятие может передать часть своих непрофильных процессов на выполнение специализированным организациям. Например, доставка продукции. |
Очевидно, что единственно оптимального метода подбора персонала не существует, отдел кадров должен применять комплекс доступных ему методов для поиска персонала.
Этапы подбора персонала
В рамках работы по подбору персонала выделяют следующие этапы:
- Анализ потребности в персонале;
- Формулировка требований к кандидату;
- Анализ и выбор источников подбора персонала;
- Поиск персонала и отбор кандидатов;
- Введение в должность и адаптация.
Анализ потребности в персонале включает в себя прогноз количественной и качественной потребности в кадрах, оценку фактического наличия кадров и определение соотношения плановых и фактических показателей наличия кадров. Сюда же относится и плановое замещение штатных должностей.
Определение требований к кандидату представляет собой точное определение профессиональных и личных качеств человека, который требуется на вакантную должность. В первую очередь, сюда относится анализ выполняемой работы, подготовка описания этой работы, т.е. должностной инструкции, во вторую очередь – определение сроков и условий найма. Соответственно, необходимо сформулировать и перечень необходимых качеств работника.
На третьем этапе подбора персонала оцениваются доступные внешние и внутренние источники привлечения кандидатов с учетом рассмотренных выше методов. Источники подбора персонала выбираются на основе баланса кадровой политики организации, требований к кандидатам и использования человеческого капитала организации.
На основе выбранных источников производится поиск персонала, затем, с учетом определенных методик отбора персонала, часть кандидатов отсеивается, а остальным назначаются дополнительные собеседования, тестирования. На основе полученных результатов осуществляется непосредственный отбор кандидатов.
Последним этапом подбора персонала является введение в должность и адаптация. Он предусматривает обеспечение органичного включения новых работников в трудовой коллектив и организацию в целом.
На всех этапах подбора персонала в организации должен соблюдаться комплекс условий.
Условия подбора персонала
Отдельно следует отметить и необходимость развития HR-бренда, как метода подбора персонала, когда потенциальные кандидаты сами будут обращаться на предприятие с целью трудоустройства.
Также необходимо соблюдение определенных для данных условий пропорций по квалификации, социальной активности, возрасту, полу, социально-психологических аспектов совместимости сотрудников.
Подбор персонала заключается не в сравнении кандидатов друг с другом, а в сравнении качеств кандидата и требований рабочего места и выявлении их максимального соответствия.