Формы и направления патриотического воспитания
Ключевыми направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях дошкольного и школьного образования являются следующие:
- Духовно – нравственное;
- Гражданско – патриотическое;
- Социально – патриотическое;
- Военно – патриотическое;
- Спортивно – патриотическое;
- Героико – патриотическое.
Рассмотрим каждое направление подробно, выделив особенности.
Духовно-нравственное направление патриотического воспитания направлено на формирование у учащихся приоритета духовных ценностей над материальными, желания быть причастными к социально значимым процессам в России. Кроме того, важна способность руководствоваться этими процессами в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Гражданско-патриотическое направление подразумевает правовую грамотность и умение анализировать происходящие события с точки зрения норм права. Законопослушность и умение понимать природу политических и правовых событий в обществе и государстве – вот основа гражданско-патриотической ветви воспитания молодого поколения. Немаловажным является и готовность служить своей Родине, оставаться преданным народу своей страны.
Историко-краеведческое направление патриотического воспитания представляет собой систему мероприятий, которые стимулируют познание историко-культурных корней и осознание неповторимости родной земли.
Героико-патриотическое направление ориентируется на привлечение внимание молодежи к общественно значимым профессиям и службе в рядах вооруженных сил РФ. Особую важность представляет процесс воспитание понимания значимости труда и подвига на благо Родины.
Военно-патриотическое направление представляет собой многоплановую систематическую и скоординированную деятельность государства, общественных объединений и организаций. Деятельность указанных участников процесса направлено на:
- формирование патриотического сознания у молодёжи;
- формирование возвышенного чувства верности своему Отечеству;
- формирование готовности к его защите как важнейшей конституционной обязанности в отстаивании национальных интересов Российской Федерации;
- обеспечение военной безопасности РФ перед лицом внешних и внутренних угроз.
Объектом военно-патриотического направления воспитания является подрастающее поколение дошкольного и школьного возраста.
Спортивно-патриотическое направление воспитания стимулирует интерес к спорту и здоровому образу жизни, позволяет повысить дисциплину среди детей и молодежи.
Социально-патриотическое направление воспитания должно формировать духовно-нравственную и культурно-историческую преемственность поколений. В процессе воспитания у молодежи должна оформиться активная жизненная позиция, а также проявление благородства и сострадания, проявление заботы о людях с ограниченными возможностями и людях пожилого возраста.
В последние годы оформилась система основополагающих форм патриотического воспитания:
- выпуск стенгазеты или онлайн газеты
- посещение спектаклей, выставок, музеев
- кружки художественного, декоративно-прикладного творчества
- ученический театр
- авто-, мото-, велопробеги
- соревнования по авиационным, техническим и военноприкладным видам спорта
- военно-исторические, военно-технические конкурсы
- конкурсы художественной самодеятельности
- встречи с представителями общественно важных профессий
- встречи с военнослужащими
- тематические классные часы
- экскурсии по родному городу
- помощь ветеранам
Ключевые методы патриотического воспитания
Группы методов патриотического воспитания
Современная система методов патриотического воспитания должна быть подвержена серьезной коррекции по причине низкой эффективности и изменений внешнеполитической и экономической обстановки в стране и мире. Сильно вырос уровень внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации, и появились новые вызовы в сфере патриотического воспитания:
- Рост антироссийской пропаганды в зарубежном и отечественном искусстве (кино, театр и телевидение).
- Сильное влияние на мировосприятие подрастающего поколения Интернета. Проплаченные Европой и США блогеры ведут активную антироссийскую риторику и распространяют фейки о ВСРФ.
- В играх Россия представляется как агрессор.
- Антироссийские службы поддержки в социальных сетях.
Все вышеперечисленное много другое требует использования только актуальных и эффективных методов патриотического воспитания. Пример следует брать с КНР, где патриотизм прививается с раннего детства.
Группа методов |
Методы |
---|---|
Методы формирования сознания личности |
Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера |
Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения |
Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов |
Методы стимулирования деятельности и поведения |
Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха |
Представленные в таблице методы уместно использовать как дошкольном образовании, так и в школе. Внедрение элементов патриотического воспитания в ежедневный педагогический процесс будет способствовать воспитанию поколения патриотов, понимающих важность духовных и культурных ценностей России. Знание истории РФ и родного края поможет адекватно воспринимать происходящее в стране и мире, а также правильно выбирать приоритеты, как для себя, так и для своей страны.