Перечень современных образовательных технологий
В век информационных технологий образование остается одной самых консервативных сфер жизни. К сожалению в России новые веяния в педагогике приживаются медленно и с большим трудом. Современные образовательные технологии необходимы для повышения качества обучения и адаптации выпускников школ к новым реалиям.
В последние годы в российском образовании все чаще зазвучало требование о модернизации не только всей системы, но и методов обучения, воспитания учащихся. Дело в том, что в век цифровых технологий учителя не всегда могут привлечь внимание школьников к их предмету в силу устаревших методов преподавания, которые с молодым поколением попросту не работают. Да и материалы современных учебников актуальными можно назвать либо в редких исключениях, либо с большой натяжкой. Учебники по правым дисциплинам просто напросто из года в год перепечатываются Меняется лишь год издания, а информация продолжает устаревать. Учебники по химии и физике основаны на советских исследованиях, новые открытия в не находят отражения на их страницах.
Тем временем, современная педагогика не стоит на месте. В последние десятилетия отмечают рост числа новых образовательных технологий. Все современные образовательные технологии можно условно разделить следующие виды:
- Информационно – коммуникационные технологии
- Технологии развития критического мышления
- Проектная технология
- Технология развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии
- Проблемное обучение
- Игровые технологии
- Модульные технологии
- Кейс – технология
- Интегрированное (инклюзивное) обучение
- Педагогика сотрудничества
- Технологии уровневой дифференциации
- Групповые технологии.
- Традиционные технологии
Особенности современных образовательных технологий
Каждый вид современной образовательной технологии является отражением эволюции учебного процесса и требует отдельного изучения.
Одной из самых прогрессивных форм образовательных инноваций является применение информационно-коммуникативных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии представляют собой овладение технологией работы в интегрированной среде мультимедиа, реализующей дальнейшее развитие идеи ассоциативно связанной информации, получаемой, обрабатываемой и предъявляемой в различных формах с учётом психолого–педагогических основ использования средств – ИКТ в учебном процессе. [1]
В последние годы все шире стали использовать технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления направлена на:
- Развитие навыков наблюдения
- Становление аналитических навыков
- Умение мыслить с использование синтеза
- Развитие дедукции
- Способность к индукции
- Развивает способность адекватно интерпретировать
- Наблюдательность
- Развитие логического суждения
- Способствует адекватном рассуждениям от абстрактности к конкретике
Технологии развития критического мышления направлены на то, чтобы учащиеся освоили навык объективного восприятия информации, а не принимали увиденное и услышанное на веру. Любая информация после того, как подвергнута анализу может быть оспорена. Учащиеся должны уметь сомневаться, предполагать, воспринимать информацию как гипотезу, требующую доказательств.
Технологии развития критического мышления дает хорошие результаты при использовании в школьном и вузовском образовании.
Положительные результаты дают проектные технологии. Метод проектов не является принципиально новым. Он возник еще в 20х годах прошлого столетия. Новыми являются инновационные подходы к его применению.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы [2].
Для полноценной реализации метода проектов в школе или даже в ДОУ, необходимо создание соответствующей образовательный среды в учебном заведении.
К проектам в условиях образовательного учреждения применяется система требований:
- проект должен быть включен в воспитательную и образовательную системы;
- перед учащимися должны стоять реальные проблемы;
- деятельность учащихся должна быть целесообразной;
- работа учащихся должна быть активной, осмысленной, самостоятельной;
- проект должен быть структурирован.
Технологии развивающего обучения относятся к современным технологиям и требуют отдельного подробного изучения. Дело в том, что они не так новы, как хотелось бы. Однако в российском образовании эти технологии получили распространение только в 21 веке.
Особенностью развивающего обучения является то, что образование и воспитание ребенка проводится без использования принуждения и "без двоек". Задача развивающего обучения состоит в том, чтобы развивать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, потребность к самостоятельному поиску нового и интересного.
В век ухудшения экологии и снижения уровня здоровья учащихся широкое распространение получили здоровьесберегающие технологии .
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка.
Проблемное обучение получило широкое распространение в российских школах. Это обусловлено необходимостью актуализации современного образования.
Проблемное обучение – организация урока, предполагающая создание под руководством учителя проблемных ситуаций, активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Игровые технологии широко применяются в современном образовании. В настоящее время они активно сочетаются с компьютерными технологиями. В нескольких продвинутых школах используются игровые технологии с элементами дополненной реальности. Обучение с использованием компьютерных технологий становится все более и более популярным. Образовательные игры позволяют ребенку не только осваивать компьютер, но и получать необходимые знания. Компьютерные игры становятся помощниками учителей во всем мире, так игра "Kingdom Come" используется в Чехии, как учебное пособие по средневековью. Однако современные компьютерные игры обычно очень далеки от исторической правды. Например, все зарубежные игры о Второй мировой Войне искажают действительность и несоразмерно с реальностью увеличивают роль западных союзников в победе над фашистами. Это приводит к деформации понимания истории молодыми людьми не только в Европе, но и в России.
В начале двухтысячных в образовательный процесс вошло модульное обучение, при котором учебный материал разбит на информационные блоки-модули. Технология построена на самостоятельной деятельности обучающихся, которые осваивают модули в соответствии с поставленной целью обучения.
В настоящее время данный подход используется как в школьном, так и в вузовском образовании. Однако у ряда специалистов он вызывает вопросы, обусловленные низким уровнем развития межпредметных связей.
В последние годы большое распространение получили кейс-технологии или по английски case study. Под данным методом могут подразумевать бизнес-кейсы, метод ситуационного анализа либо метод конкретных ситуаций. Данный метод в основном используется в профессиональном образовании, но в последние годы этот метод стал проникать в школьное обучение. Проблема в том, что кейс-технологии плохо поддаются алгоритмизации и поэтому трудны для восприятия и реализации в школе.
Основным преимуществом метода кейсов является то, что можно сочетать теорию и практику для решения конкретных учебных задач. Процесс решения задач, которые поставлены в кейсах позволяет:
- работать в группах;
- развивать навыки общения;
- развивать умение отстаивать свою точку зрения;
- воспитывать навык слушать собеседника.
Интегрированное или инклюзивное обучение стало очень популярным в современных образовательных учреждения. Но данный метод вызывает громкие споры по поводу его эффективности.
Инклюзивное образование представляет собой особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность образования для каждого, независимо от его особых нужд и потребностей [3].
Особенность инклюзивного образования состоит в том, что дети с проблемами физического или задержкой умственного развития интегрируются в социум посредством совместного обучения с нормальными детьми, тем самым повышая уровень социализации и восприятия новых знаний.
Литература
- Беспёрстова И.В. Организация учебного процесса с использованием информационных компьютерных технологий // URL: http://festival.1september.ru/articles/592048/
- Методика проектной работы на уроках английского языка / под ред. В.В. Копылова. – М.: Дрофа, 2014.
- Инклюзивное образование / сост.: М. Р. Битянова – М.: "Классное руководство и воспитание школьников", 2015.