Цели обучения морфологии
Морфология русского языка – сложный раздел грамматики. Его особенность состоит в изучении грамматических форм слова и их связях. Морфология изучается для формирования правописательных навыков учащихся (орфографических и пунктуационных).
Как любой раздел образовательной программы по русскому языку, морфология имеет цели, которые делают обучение необходимым для полноценного владения русским языком.
Цели обучения морфологии:
- Добиться осознанного усвоения учащимися морфологических понятий;
- Обогащать грамматические знания и навыки учащихся;
- Познакомить учащихся с грамматическими нормами русского литературного языка.
На основе вышеперечисленных целей А.В. Дудников сформулировал четыре основные задачи обучения морфологии русского языка в школе:
- Выработать у школьников представление о морфологии русского языка как о строго организованной системе, в которую входят известные морфологические классы слов и их формы, функционирующие в структуре словосочетаний и предложений;
- Познакомить учащихся с делением слов на части речи, которые в свою очередь, бывают служебные и знаменательные;
- Научить школьников определять части речи, их формы и правильно использовать;
- Выработать орфографические умения с опорой на правила правописания.
Приемы обучения морфологии
Обучение морфологии проходит на основе синтаксиса. Связь синтаксиса и морфологии рассматривается как один из ведущих принципов изучения грамматики. А.В. Дудников рассматривает следующие приемы обучения морфологии русского языка:
- Введение пропедевтический курс синтаксиса должен предшествовать курсу морфологии русского языка;
- Чтобы проводить анализ морфологических категорий, нужно использовать синтаксически и стилистически организованный материал в виде отдельных предложений;
- Для усвоения словоформ необходимо развивать чувство языка у школьников;
- Организация упражнений на уроках, которые стимулируют использование различных форм и категорий частей речи.
Изучение морфологии на основе синтаксиса предполагает осознание учащимися роли частей речи в передаче определенного смысла словосочетаниями и предложениями.
В рамках обучения основам морфологии русского языка учебная программа предполагает изучение обязательного минимума. Его содержание отражено в таблице ниже.
№ |
Содержание курса морфологии |
---|---|
1 |
Система частей речи в русском языке |
2 |
Классификации частей речи: самостоятельные, служебные. Их грамматическое значение |
3 |
Междометья и звукоподражательные слова |
4 |
Морфологические нормы русского литературного языка. |
5 |
Выразительные средства морфологии. |
6 |
Использование на практике знаний и умений из курса морфологии. |
Обучение морфологии основано на системе принципов. Каждый из которых позволяет педагогу строить урок так, чтобы развивать у учащихся навыки владения русским языком.
Принципы обучения морфологии русского языка
Ключевые понятия, используемые при обучении морфологии
Обучение морфологии в школе основано на системе понятий, разъяснение которых позволяет донести до школьников основы морфологического строя русского языка.
Словоформа – это грамматическое значение слова. Все словоформы организованы в части речи.
Все слова в русском языке делятся на словоформы согласно следующим основаниям:
- Что обозначает.
- На какие вопросы отвечает.
- Каким членом предложения является.
Части речи делят на знаменательные и служебные. Также в школьной программе изучается деление на изменяемые части речи и неизменяемые.
Важным понятием в морфологии является междометье.
Междометие – это неизменяемое слово, передающее чувство, призыв к действию или звук.
В трактовке некоторых лексико-грамматических классов нет единства. Это касается причастий и деепричастий. Они рассматриваются как особые глагольные формы. В школьном курсе причастия и деепричастия изучаются как независимые части речи.
Много споров ведется по поводу числительных и местоимений. Они рассматриваются на семантической основе без учета грамматической природы.
Основными понятиями, которые должны усвоить школьники должны быть грамматические признаки частей речи. Нужно уметь различать классификационные признаки и словоизменительные.
В школьном курсе морфологии русского языка необходимо особое внимание уделять условиям и характеру употребления словоформы в разных функциональных стилях.
Умения, формируемые в процессе обучения морфологии
В процессе обучения морфологии русского языка формируются следующие умения:
- Умение распределять слова по частям речи и проводить морфологический разбор.
- Умение находить и анализировать в тексте слова, относящиеся к определенной части речи.
- Правильно образовывать различные словоформы.
- Умение правильно использовать словоформы для построения словосочетаний и предложений.
- Умение анализировать Текстообразующие функции различных частей речи.
- Навыки по применению орфографических правил при написании различных частей речи.
Виды упражнений для обучения морфологии
Морфологический разбор – разбор слова, как части речи. Он может быть письменный и устный.
Часть речи |
План разбора |
---|---|
Имя существительное |
Часть речи. Общее значение. Начальная форма. Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение. Непостоянные признаки: падеж, число. Синтаксическая роль. |
Имя прилагательное |
Часть речи. Общее значение. Начальная форма. Постоянные признаки: качественное, относительное, притяжательное. Непостоянные признаки: у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма. У всех прилагательных: падеж, число, род в единственном числе. Синтаксическая роль. |
Имя числительное |
Часть речи. Общее значение. Начальная форма. Постоянные признаки: простое или составное, количественное или порядковое. Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть). Синтаксическая роль. |
Местоимение |
Часть речи. Общее значение. Начальная форма (именительный падеж, единственное число). Постоянные признаки: разряд, лицо (у личных местоимений). Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть). Синтаксическая роль. |
Глагол |
Часть речи. Общее значение. Начальная форма (неопределённая форма). Постоянные признаки: вид, переходность, спряжение, возвратность. Непостоянные признаки: наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род(если есть). Синтаксическая роль. |
Причастие |
Часть речи. Общее значение. Начальная форма. Постоянные признаки: действительное или страдательное, время, вид. Непостоянные признаки: полная или краткая форма (у страдательных), падеж (у причастий в полной форме), число, род. Синтаксическая роль. |
Деепричастие |
Часть речи. Общее значение. Начальная форма (неопределённая форма глагола). Вид. Неизменяемость. Синтаксическая роль. |
Наречие |
Часть речи. Общее значение. Неизменяемое слово. Степень сравнения. Синтаксическая роль. Категория состояния Категорию состояния выделяют из наречий не так давно, но эту часть речи включают в новые учебники. Категория состояния обозначает состояние предмета: весело, грустно, холодно, мрачно и т.д. Часть речи. Общее значение. Неизменяемое слово. Синтаксическая роль. |
Союз |
Часть речи. Общее значение. Сочинительный или подчинительный, простой или составной. |
Частица |
Часть речи. Общее значение. Разряд. |
Предлог |
Часть речи. Общее значение. Простой или составной, производный или непроизводный. |
Наблюдение за морфологическими понятиями – прочтение текста с последующим выписыванием определенных словоформ, частей речи и выявлением их ключевых особенностей. В процессе наблюдения за словами – омонимами проводится разграничение их в зависимости от части речи, которой они являются. Учащиеся также выявляют роль тольй или иной словоформы в построении текста.
Упражнения в реконструироваровании представляют собой изменения формы, части речи и т.д.
Обучающие диктанты – это разновидность диктантов на уроках русского языка.
Диктант – это один из видов обучения грамотному письму для закрепления навыков и проверки знаний учащихся.
Обучающие диктанты направлены на комплексную проверку знаний учащихся. Они бывают предупредительные, объяснительные, "комментированное" письмо, диктант "Проверяю себя".