Обучение морфологии

Цели и задачи обучения морфологии. Принципы и подходы к обучению в условиях школы.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 17.06.2021

Нестерова И.А. Обучение морфологии // Энциклопедия Нестеровых


Цели обучения морфологии

Обучение морфологии

Морфология русского языка – сложный раздел грамматики. Его особенность состоит в изучении грамматических форм слова и их связях. Морфология изучается для формирования правописательных навыков учащихся (орфографических и пунктуационных).

Как любой раздел образовательной программы по русскому языку, морфология имеет цели, которые делают обучение необходимым для полноценного владения русским языком.

Цели обучения морфологии:

  1. Добиться осознанного усвоения учащимися морфологических понятий;
  2. Обогащать грамматические знания и навыки учащихся;
  3. Познакомить учащихся с грамматическими нормами русского литературного языка.

На основе вышеперечисленных целей А.В. Дудников сформулировал четыре основные задачи обучения морфологии русского языка в школе:

  • Выработать у школьников представление о морфологии русского языка как о строго организованной системе, в которую входят известные морфологические классы слов и их формы, функционирующие в структуре словосочетаний и предложений;
  • Познакомить учащихся с делением слов на части речи, которые в свою очередь, бывают служебные и знаменательные;
  • Научить школьников определять части речи, их формы и правильно использовать;
  • Выработать орфографические умения с опорой на правила правописания.

Приемы обучения морфологии

Обучение морфологии проходит на основе синтаксиса. Связь синтаксиса и морфологии рассматривается как один из ведущих принципов изучения грамматики. А.В. Дудников рассматривает следующие приемы обучения морфологии русского языка:

  • Введение пропедевтический курс синтаксиса должен предшествовать курсу морфологии русского языка;
  • Чтобы проводить анализ морфологических категорий, нужно использовать синтаксически и стилистически организованный материал в виде отдельных предложений;
  • Для усвоения словоформ необходимо развивать чувство языка у школьников;
  • Организация упражнений на уроках, которые стимулируют использование различных форм и категорий частей речи.

Изучение морфологии на основе синтаксиса предполагает осознание учащимися роли частей речи в передаче определенного смысла словосочетаниями и предложениями.

В рамках обучения основам морфологии русского языка учебная программа предполагает изучение обязательного минимума. Его содержание отражено в таблице ниже.

Изучение морфологии в школе

Содержание курса морфологии

1

Система частей речи в русском языке

2

Классификации частей речи: самостоятельные, служебные. Их грамматическое значение

3

Междометья и звукоподражательные слова

4

Морфологические нормы русского литературного языка.

5

Выразительные средства морфологии.

6

Использование на практике  знаний и умений из курса морфологии.

Обучение морфологии основано на системе принципов. Каждый из которых позволяет педагогу строить урок так, чтобы развивать у учащихся навыки владения русским языком.

Принципы обучения морфологии

Принципы обучения морфологии русского языка

Ключевые понятия, используемые при обучении морфологии

Обучение морфологии в школе основано на системе понятий, разъяснение которых позволяет донести до школьников основы морфологического строя русского языка.

Словоформа – это грамматическое значение слова. Все словоформы организованы в части речи.

Все слова в русском языке делятся на словоформы согласно следующим основаниям:

  1. Что обозначает.
  2. На какие вопросы отвечает.
  3. Каким членом предложения является.

Части речи делят на знаменательные и служебные. Также в школьной программе изучается деление на изменяемые части речи и неизменяемые.

Важным понятием в морфологии является междометье.

Междометие – это неизменяемое слово, передающее чувство, призыв к действию или звук.

В трактовке некоторых лексико-грамматических классов нет единства. Это касается причастий и деепричастий. Они рассматриваются как особые глагольные формы. В школьном курсе причастия и деепричастия изучаются как независимые части речи.

Много споров ведется по поводу числительных и местоимений. Они рассматриваются на семантической основе без учета грамматической природы.

Основными понятиями, которые должны усвоить школьники должны быть грамматические признаки частей речи. Нужно уметь различать классификационные признаки и словоизменительные.

В школьном курсе морфологии русского языка необходимо особое внимание уделять условиям и характеру употребления словоформы в разных функциональных стилях.

Умения, формируемые в процессе обучения морфологии

В процессе обучения морфологии русского языка формируются следующие умения:

  1. Умение распределять слова по частям речи и проводить морфологический разбор.
  2. Умение находить и анализировать в тексте слова, относящиеся к определенной части речи.
  3. Правильно образовывать различные словоформы.
  4. Умение правильно использовать словоформы для построения словосочетаний и предложений.
  5. Умение анализировать Текстообразующие функции различных частей речи.
  6. Навыки по применению орфографических правил при написании различных частей речи.

Виды упражнений для обучения морфологии

Морфологический разбор – разбор слова, как части речи. Он может быть письменный и устный.

Морфологический разбор

Часть речи

План разбора

Имя существительное

Часть речи. Общее значение.

Начальная форма.

Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение.

Непостоянные признаки: падеж, число.

Синтаксическая роль.

Имя прилагательное

Часть речи. Общее значение.

Начальная форма.

Постоянные признаки: качественное, относительное, притяжательное.

Непостоянные признаки: у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма.

У всех прилагательных: падеж, число, род в единственном числе.

Синтаксическая роль.

Имя числительное

Часть речи. Общее значение.

Начальная форма.

Постоянные признаки: простое или составное, количественное или порядковое.

Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

Синтаксическая роль.

Местоимение

Часть речи. Общее значение.

Начальная форма (именительный падеж, единственное число).

Постоянные признаки: разряд, лицо (у личных местоимений).

Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

Синтаксическая роль.

Глагол

Часть речи. Общее значение.

Начальная форма (неопределённая форма).

Постоянные признаки: вид, переходность, спряжение, возвратность.

Непостоянные признаки: наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род(если есть).

Синтаксическая роль.

Причастие

Часть речи. Общее значение.

Начальная форма.

Постоянные признаки: действительное или страдательное, время, вид.

Непостоянные признаки: полная или краткая форма (у страдательных), падеж (у причастий в полной форме), число, род.

Синтаксическая роль.

Деепричастие

Часть речи. Общее значение.

Начальная форма (неопределённая форма глагола).

Вид.

Неизменяемость.

Синтаксическая роль.

Наречие

Часть речи. Общее значение.

Неизменяемое слово.

Степень сравнения.

Синтаксическая роль.

Категория состояния

Категорию состояния выделяют из наречий не так давно, но эту часть речи включают в новые учебники. Категория состояния обозначает состояние предмета: весело, грустно, холодно, мрачно и т.д.

Часть речи. Общее значение.

Неизменяемое слово.

Синтаксическая роль.

Союз

Часть речи. Общее значение.

Сочинительный или подчинительный, простой или составной.

Частица

Часть речи. Общее значение.

Разряд.

Предлог

Часть речи. Общее значение.

Простой или составной, производный или непроизводный.

Наблюдение за морфологическими понятиями – прочтение текста с последующим выписыванием определенных словоформ, частей речи и выявлением их ключевых особенностей. В процессе наблюдения за словами – омонимами проводится разграничение их в зависимости от части речи, которой они являются. Учащиеся также выявляют роль тольй или иной словоформы в построении текста.

Упражнения в реконструироваровании представляют собой изменения формы, части речи и т.д.

Обучающие диктанты – это разновидность диктантов на уроках русского языка.

Диктант – это один из видов обучения грамотному письму для закрепления навыков и проверки знаний учащихся.

Обучающие диктанты направлены на комплексную проверку знаний учащихся. Они бывают предупредительные, объяснительные, "комментированное" письмо, диктант "Проверяю себя".

Читайте также
Индивидуация в психоанализе и психологическом консультировании, разногласия в теориях Фрейда и Юнга.
Требования к организации, подготовке и проведению урока ИЗО по ФГОС второго поколения.
Образец план-конспект урока английского языка на тему "Города и страны" и его анализ.
Сюжетно-ролевая игра, как способ коррекции задержки психологического развития детей младшего дошкольного возраста.
Психологическое консультирование как одно из прогрессивных направлений психологии. Его трактовка, цели и виды.