Методы мозговой атаки
Мозговая атака – это метод экспертного оценивания, при котором несколько участников предлагают большое количество вариантов идей, в том числе достаточно фантастичных, из них впоследствии отбираются наиболее удачные, которые могут быть применены на практике.
Мозговая атака применяется для разработки и принятия управленческих решений, связанных с необходимостью решить какую-либо проблему, выработки нестандартных идей и т.п. Метод отличается оперативностью и оптимальным подходом к решению проблем управления.
В целом, данный метод предполагает, что в работе участвует две группы экспертов, часть занимается выработкой различных вариантов идей, а другая часть по заранее определенному порядку обрабатывает сгенерированные идеи.
Характерной особенностью мозговой атаки является вариативность ее использования и наличия разновидностей методов ее проведения.
Основной метод мозговой атаки – это мозговой штурм, такой классический подход к генерации идей.
Другие разновидности методов мозговой атаки рассмотрим подробно.
К мозговым атакам привлекаются специалисты предприятия: маркетологи, финансисты, экономисты, менеджеры и т.д. Т.е. сотрудники, обладающие специальным образованием и способные предлагать решения для решения проблем управления.
Отметим, что все мозговые атаки в компании начинаются с разложения проблемы на части. В соответствии с этим ставятся задачи для генерации идей и решений. В процессе подготовки мозговой атаки проблема раскладывается на компоненты, а затем для каждого компонента определяется необходимость проведения мозговой атаки. В общем виде для каждой отобранной проблемы управления предлагается круг решений. Затем варианты решений комбинируются в различных вариантах. Затем проводится отбор наиболее перспективного сочетания.
Теперь рассмотрим основные разновидности мозговой атаки, которые применяются в современных условиях:
Мозговая атака по методу аналогий
Суть в решении проблемы заключается в использовании аналогий из других сфер деятельности человека.
Последовательность проведения мозговой атаки следующая:
- Выделить проблему управления.
- Формализовать проблему управления для восприятия её другими специалистами.
- Определить цель и ограничения решения проблемы управления.
- Определить сферы деятельности, в которых могут быть применены близкие решения (литература, биология, музыка, кино и т. п.).
- Провести мозговую атаку с использованием заимствованных знаний.
- Интерпретировать для исходной проблемы управления полученные идеи и варианты решений.
- Провести отбор реализуемых и наиболее эффективных решений проблемы управления.
Преимущество метода – комбинирование идей из различных сфер человеческой деятельности и областей знаний. Это превращает мозговую атаку в интенсивное научно-прикладное исследование.
Мозговая атака по принципу случайного импульса
Метод заключается не в работе группы как таковой: сбор людей в определённом месте и в определённое время. Для получения идей, сгенерированных случайным импульсом, членам рабочей группы выдаётся техническое задание "на дом". Координатор рабочей группы объясняет суть задания и отвечает на возникшие сразу вопросы, но коллективная работа не ведётся, а все члены группы генерируют идеи, не находясь на работе, где случайные и неожиданные идеи – редкость.
Идеи возникают при посещении случайных мест: магазинов, театров, библиотек, зоопарков и т.д. Все идеи должны быть чётко зафиксированы и после истечения определённого периода времени отданы координатору рабочей группы.
В результате возникают несвязанные между собой идеи, из которых затем отбираются наиболее эффективные. После этого собирается рабочая группа и начинается "шлифовка" сгенерированных идей.
Плюсы данного метода мозговой атаки в том, что большее количество спонтанных идей и нет зависимости от мыслей других членов рабочей группы.
Минусы:
- длительный срок проведения;
- возможности для несоблюдения принципов генерации идей, так как члены группы не контролируются координатором.
Мозговая атака по принципу прямо-обратного мозгового штурма
Процесс прямо-обратного мозгового штурма включает в себя три стадии:
- Прямое формулирование проблемы
- Затем сразу процесс генерации идей для решения проблемы классическим методом
- Собственно обратный мозговой штурм, который является основой данного принципа мозговой атаки
Обратный мозговой штурм проводится после генерации идей. Суть обратного мозгового штурма в рамках мозговой атаки в том, чтобы выявить все возможные недостатки сгенерированных идей. Фактически, это групповая критика идей, выдвинутых этой же группой. Для успешного проведения такой мозговой атаки, перед началом обратного мозгового штурма все идеи необходимо ранжировать по их важности для проекта.
Преимущество метода – возможность отобрать действительно эффектные идеи и нетривиальные решения проблемы.
Недостаток в том, что мозговая атака усложняется дополнительными формальностями, а творческий процесс в ходе генерации идей отходит на второй план.
Комплексная мозговая атака
Комплексная мозговая атака основана на принципе группировки идей. Все идеи группируются по определенным группам, признаки для группировки могут быть разные, но один основной критерий должен оставаться неизменным. После чего участниками группы из числа сотрудников обсуждаются уже группы идей, а не каждая в отдельности. Из полученных групп исключаются отдельные идеи или могут добавляться новые.
В результате, после завершения мозговой атаки, сама группа идей становится самостоятельной идеей для решения поставленной проблемы.
Основная особенность данного подхода в том, что для проведения мозговой атаки требуются уже заранее подготовленные идеи, сгруппированные в отдельные группы. Признаки для группировки:
- Особенности идей (несколько идей могут объединяться конкретным фактором);
- Методы решения проблемы;
- Подходы к проблеме.
Основной критерий, остающийся неизменным, например, при генерации названия торговой марки, может быть словом, которое обязательно должно быть в названии.
В результате, мозговая атака позволяет выбрать ту группу идей, в которой несколько идей позволят решить поставленную задачу или управленческую проблему.
На практике, в одну группу, например, группируются идеи, которые позволяют однотипными методами решить одну задачу, но при разной реализации идей.
Преимущество метода в достаточно высоком уровне отбора перспективных идей, которые были придуманы до начала мозговой атаки.
Недостаток метода в повышенном объеме организаторской работы, что может увеличить время, которое потребуется на решение поставленной задачи.
Мозговая атака по методу 635
Это наиболее перспективный метод, который подходит для большого числа сфер управленческой деятельности.
Метод получил такое название из-за своей концепции: 6 человек записывают по 3 идеи за 5 минут.
Порядок проведения мозговой атаки по методу 635:
- Организатор собирает участников, объясняет задачу, указывает основные критерии решения или идеи, раздает листы бумаги и ручки разного цвета.
- Засекается 5 минут. За 5 минут каждый участник должен придумать три оригинальные идеи, а затем списки передаются соседу справа.
- В течение следующих 5 минут каждый участник знакомится с идеями соседа и дорабатывает их: дополняет, изменяет и т.п. Дописывает свои идеи, если они возникли, либо развивает идеи своего соседа.
- В течение следующих 5 минут процедура повторяется снова. Т.е. преследуется цель проработать каждую возникшую идею интеллектуальными усилиями 6 человек.
- Мозговая атака продолжается до тех пор, пока каждый из участников не проработает идеи всех остальных участников.
Таким образом, через 30 минут в наличие имеется минимум 18 проработанных идей. Либо больше, если ставилась цель сгенерировать большое количество идей на основе первоначальных. Это подходит, например, для разработки названия товара.
Следующие полчаса эти идеи коллективно обсуждаются, дорабатываются и отбираются наиболее перспективные.
Основной плюс данного типа мозговой атаки в том, что в процессе мозгового штурма происходит дополнение изначальных идей. Таким образом, каждая изначальная идея в определенной степени совершенствуется и приближается к идеалу.
Однако данный подход имеет существенный минус, который заключается в том, что это в некоторой мере критика выдвинутых идей. Поэтому следует ограничить влияние критики на конечный результат.
Вывод
С точки зрения практического применения, рассмотренные методы мозговой атаки целесообразно применять для различных направлений и областей возникновения проблем:
- Мозговая атака по методу аналогий используется для решения несложных задач, касающихся рекламных и маркетинговых акций, лозунгов и т.п.
- Мозговая атака по методу случайного импульса используется, в основном, для формирования идей по разработке новой продукции.
- Прямо-обратная мозговая атака, а также комплексная мозговая атака применяются для решения финансово-экономических задач.
- Мозговая атака по методу "635" используется для выработки решений широкого круга проблем управления, начиная от проблемы противодействия конкурентам, заканчивая оптимизацией структуры управления.
На основании их особенностей, достоинств и недостатков данные методики мозговой атаки применяются в разных ситуациях для решения проблем управления разной природы.