Понятие и структура налоговой системы
Налоговая система составляет важнейший механизм функционирования государства. Эффективное государственное управление налоговой системы в Российской Федерации позволяет контролировать ее функционирование на национальном и региональном уровне, регулировать развитие национальной экономической системы, в том числе с использованием механизмов фискальной политики.
В действующих нормативных актах законодательно не определено понятие налоговой системы, однако действовавший до 2004 года Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" содержал такое определение: "совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему".
С учетом содержания налоговой системы представляется более объективным сущностный подход к определению понятия налоговой системы:
Налоговая система – это урегулированная нормами налогового законодательства и построенная на определенных принципах система общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов и сборов.
С точки зрения такого подхода, налоги и сборы являются основой налоговой системы, с помощью которой в государстве исполняются функции по регулированию, распределению и перераспределению финансовых потоков, при этом порядок уплаты налогов и сборов устанавливается законодательно.
В соответствии с этим структура налоговой системы состоит из трех элементов:
- налоги и сборы;
- налоговое законодательство;
- налоговые органы.
Структура налоговой системы Российской Федерации
Налоги, сборы и страховые взносы включают весь перечень платежей, подлежащих уплате на территории Российской Федерации.
Система принципов построения и функционирования налоговой системы описывается в налоговом законодательстве. Основополагающим источником регулирования налогов и сборов в Российской Федерации выступает Налоговый кодекс. Налоговый кодекс также содержит нормы, касающиеся налогоплательщиков, плательщиков сборов и плательщиков страховых взносов.
Налоговые органы в Российской Федерации представлены Федеральной налоговой службой, находящейся в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Налоговая система РФ в настоящее время представляет собой централизованную модель, регулирующую все общественные отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и сборов.
Налоговая система – это эффективный инструмент влияния на социально-экономическое развитие, особенно в условиях реализации антикризисных мер, направленных на структурные реформы и устойчивый экономический рост.
Налоговая система, основанная на правовом урегулировании общественных отношений, связанных с установлением и взиманием налогов и сборов, затрагивает все аспекты хозяйственной жизни. Налоги выступают важнейшим инструментом воздействия государства на экономическую жизнь общества, с одной стороны, а с другой, представляют собой сложную систему распределительных отношений, связанных с налоговыми поступлениями в бюджет и последующим использованием бюджетных ресурсов. Посредством налоговой системы, совокупности налогов и сборов государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.
Понятия налога, сбора и страховых взносов закреплены в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации.
Понятия налога, сбора и страховых взносов согласно Налоговому кодексу Российской Федерации
Соответственно, добровольные выплаты и взносы и не являются налоговыми отчислениями. При этом налоги обладают тремя обязательными признаками:
- Императивность – требование обязательной уплаты налога со стороны государства, в случае неисполнении требования к налогоплательщику применяются различные санкции;
- Смена собственника – путем уплаты налоговых отчислений доля частной собственности трансформируется в государственную или муниципальную собственность в виде налоговых поступлений в соответствующий бюджет;
- Безвозвратность и безвозмездность – уплаченные налоговые платежи в бюджет обезличиваются и не возвращаются конкретному налогоплательщику, а перераспределяются в рамках бюджетной системы.
С учетом признаков налогов можно судить о том, что налоговые платежи являются законной формой изъятия государством части средств юридических и физических лиц по законодательно установленным нормам в соответствии с действующим порядком и в определенные сроки.
Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет три уровня налогов и сборов в статье 12:
- Федеральные налоги и сборы – обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации;
- Региональные налоги и сборы – обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;
- Местные налоги и сборы – обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Налоговое законодательство является отражением принципов построения налоговой системы и устанавливает:
- нормы, закрепляющие общие принципы построения налоговой системы;
- принципы формирования налогового законодательства;
- порядок налогообложения и деятельности соответствующих исполнительных органов в сфере налоговых отношений;
- основные черты, характеристики, права, обязанности, ответственность участников налоговых отношений;
- конкретные нормы, положения и принципы взимания всех действующих налогов;
- налогоплательщиков каждого из действующих налогов;
- налоговую базу каждого налога;
- порядок исчисления и уплаты налогов;
- порядок и сроки представления декларации по налогу.
Функции налоговой системы
Принципы построения налоговой системы в зависимости от особенностей национальной экономической системы реализуются государствами на основе текущей социально-экономической ситуации, поэтому в различных странах принципы налогообложения могут отличаться. Принципы построения налоговой системы закрепляются законодательно, а наличие в государстве собственной налоговой системы возможно только в суверенных государствах.
№ |
Принцип |
Характеристика |
---|---|---|
1 |
Обязательность |
Все налоговые платежи должны уплачиваться налогоплательщиками своевременно и в полном объеме |
2 |
Справедливость |
Все налогоплательщики находятся в равных условиях. |
3 |
Определенность |
Законодательное закрепление норм, положений и правил уплаты налогов происходит до начала взимания налогов. |
4 |
Удобство |
Процедура уплаты налогов должна быть простой и удобной для налогоплательщиков. |
5 |
Целесообразность |
Сумма налоговых доходов должна превышать сумму издержек по их сбору, которая должна быть минимальна. |
6 |
Гибкость |
Налоговая система должна быстро меняться в случае изменения социально-экономических условий. |
7 |
Объективность |
Налог уплачивается единожды, налоги не должны часто меняться, налоги должны уплачиваться в денежной форме. |
8 |
Целенаправленность |
Взимание налогов должно преследовать конкретную цель: непосредственно фискальную, природоохранную, распределительную и т.п., – с точки зрения природы объекта налогообложения. |
9 |
Единство |
Налоговая система действует на всей территории государства на одинаковых условиях для всех типов налогоплательщиков. |
С точки зрения функционирования налоговой системы Российской Федерации в целом, налоговые органы – это особого рода федеральный орган исполнительной власти, в чьи полномочия входит контроль и надзор в области налогов и сборов. В настоящее время данные полномочия возложены на Федеральную налоговую службу, которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. В соответствии с этим налоговыми органами Российской Федерации является Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы.
В современных условиях налоговые органы функционируют на принципах единой централизованной системы контроля исполнения законодательства о налогах и сборах. В структуре налоговой системы Российской Федерации действия налоговых органов направлены на реализацию контрольной деятельности: контролируют правильность исчисления, полноту и своевременно уплаты всех отчислений в бюджетную систему Российской Федерации, относимых к компетенции налоговых органов. При этом в своей деятельности налоговые органы руководствуются исключительно действующим законодательством и действуют в пределах своей компетенции.
Деятельность налоговых органов осуществляется во взаимодействии с иными органами исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне, а также с внебюджетными фондами. Налоговые органы действуют в рамках реализации своих полномочий, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами, относимых к налоговому законодательству.
Сложившаяся структура налоговой системы Российской Федерации отвечает потребностям национальной экономической системы и урегулирована в рамках действующего налогового законодательства.
Налоговая система РФ
Система налогов и сборов Российской Федерации состоит из федеральных, региональных и местных налогов, которые устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым кодексом. В Российской Федерации не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом.
На схеме представлены действующие федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Действующие в Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы
№ |
Наименование налогов и сборов |
Характеристика налогов и сборов |
---|---|---|
Федеральные налоги и сборы | ||
1 |
Налог на добавленную стоимость |
косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. |
2 |
Акцизы |
косвенный налог, устанавливаемый преимущественно на товары массового потребления, включается в цену товаров. |
3 |
Налог на доходы физических лиц |
прямой налог, исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц. |
4 |
Налог на прибыль организаций |
прямой налог, взимаемый с прибыли организации, определяемой как сумма доходов, уменьшенная на величину расходов. |
5 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
прямой налог, взимаемый с недропользователей, к которым относятся российские и иностранные организации и индивидуальные предприниматели. |
6 |
Водный налог |
прямой налог, взимаемый с организаций и физических лиц, осуществляющих специальное и (или) особое водопользование. |
7 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
взимаются с организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц за получение в установленном порядке разрешения на добычу объектов животного мира, добычу водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген. |
8 |
Государственная пошлина |
взимается уполномоченными органами при выполнении определенных функций (регистрационные, гербовые сборы, судебные пошлины, таможенные пошлины) |
Региональные налоги и сборы | ||
1 |
Налог на имущество организаций |
прямой налог, устанавливается на имущество организаций, из расчета среднегодовой стоимости имущества, относимого к объектам налогообложения. |
2 |
Налог на игорный бизнес |
прямой налог, взимаемый с организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. |
3 |
Транспортный налог |
прямой налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств. |
Местные налоги и сборы | ||
1 |
Земельный налог |
прямой налог, взимаемый с организаций и физических лиц, обладающих земельными участками. |
2 |
Налог на имущество физических лиц |
прямой налог, устанавливается на имущество физических лиц, из расчета суммарной инвентаризационной стоимости имущества, относимого к объектам налогообложения. |
3 |
Торговый сбор |
фиксированный платеж, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность. |
Для каждого налога определены налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Плательщики сборов и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам.
В статье 18 Налогового кодекса Российской Федерации закреплен перечень специальных налоговых режимов:
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) – Глава 26.1;
- упрощенная система налогообложения – Глава 26.2;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции – Глава 26.4;
- патентная система налогообложения – Глава 26.5.
Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок налогообложения, освобождение от уплаты отдельных налогов и сборов, взамен налогоплательщики уплачивают налог в соответствии со специальным порядком согласно специальному налоговому режиму.
Специальные налоговые режимы формируют условия для налогоплательщиков, при выполнении которых они не платят налоги по общей системе налогообложения. Специальные налоговые режимы позволяют достичь следующих целей в сфере налогообложения и функционирования налоговой системы Российской Федерации:
- Повышение эффективности регулирования отдельных отраслей национальной экономической системы в рамках определенных сфер деятельности, подпадающих по условия применения специальных налоговых режимов;
- Упрощение налогового учета, налогообложения, уплаты налогов для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы;
- Коррекция и оптимизация налоговой системы на основе выработки индивидуального подхода к определенным категориям предпринимателей, учитывая характер и масштаб их предпринимательской деятельности;
- Повышение эффективности работы малых предприятий за счет упрощения административного, налогового и управленческого учета в сфере налогов, сборов и страховых взносов.
Следует отметить, что общий налоговый режим, являясь основным, применяется хозяйствующими субъектами по умолчанию до тех пор, пока не подано соответствующее заявление в налоговый орган о переходе на один из специальных налоговых режимов.
Таким образом, можно сделать вывод, что специальные налоговые режимы предусмотрены в налоговой системе Российской Федерации с целью максимального облегчения налогообложения субъектам малого предпринимательства. При этом любой специальный налоговый режим позволяет заменить несколько основных налогов одним единым.
В 2016 году в Налоговый кодекс введена глава "2.1 Страховые взносы в Российской Федерации". Страховые взносы являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Порядок установления страховых взносов включает определение плательщиков страховых взносов, объекта обложения, базы для исчисления, расчетного периода, тарифа, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов. При этом объект обложения и база для исчисления страховых взносов могут определяться применительно к отдельным категориям плательщиков страховых взносов. Страховые взносы регулируются Главой 34 Налогового кодекса.
Основные цели реформы передачи функций администрирования страховых взносов Федеральной налоговой службе:
- создание условий для снижения административных издержек предпринимателей;
- сохранение порядка исчисления, уплаты, базы исчисления, тарифов, льгот;
- оптимизация администрирования страховых взносов, сокращение числа проверок, форм отчетности.
В результате, Федеральная налоговая служба помимо администрирования налогов и сборов с 01.01.2017 наделена полномочиями по администрированию следующих страховых взносов:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время система налогов и сборов Российской Федерации включает в себя совокупность действующих налогов, сборов и страховых взносов, обязанности по администрированию которых возложены на Федеральную налоговую службу, в том числе в части проведения мероприятий налогового контроля и применения мер государственного принуждения.
Направления повышения эффективности налоговой системы РФ
Можно выделить четыре объективные предпосылки повышения эффективности налоговой системы Российской Федерации:
- Сложившиеся условия макроэкономической нестабильности и последствия данной ситуации для национальной экономической системы;
- Неблагоприятная геополитическая обстановка и необоснованные русофобские санкции, наложенные западными политиками;
- Необходимость проведения масштабной индустриализации, интенсификации отечественного производства;
- Переход к цифровой экономике.
В условиях макроэкономической нестабильности негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства оказывают риски волатильности экономической среды, что отрицательно сказывается на налоговой системе. В связи с этим требуется согласованность и взаимодействие отдельных подходов к развитию налоговой системы, чтобы соблюсти баланс интересов с учетом необходимости уплаты налоговых платежей. В целом, макроэкономические факторы связаны с состоянием рыночной конъюнктуры, колебаниями процентных ставок и т.д.
Геополитическая и макроэкономическая обстановка в стране прямо влияет на налоговую систему: благоприятное внешнее окружение и общая макроэкономическая ситуация внутри страны создают предпосылки для увеличения объемов хозяйственной деятельности, появлению новых экономических субъектов, увеличению налогооблагаемой базы, налоговых платежей, доходов бюджета. В совокупности, это создает условия для интенсификации экономического развития и повышения темпов экономического роста. В 2015-2017 годах имело место осложнение условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности, обусловленное, в том числе, санкциями против России со стороны ЕС и США и ряда их сателлитов, волатильностью курса рубля в начале 2016 года и прочими факторами. Еще в сентябре 2015 года зам. министра иностранных дел [url=http://www.vesti.ru/doc.html?id=2661968&tid=106434 rel="nofollow" target="_blank" alt="Сергей Рябков заявил[/url]: "Мы должны исходить из того, что санкции – это надолго". Повышение эффективности налоговой системы позволит нивелировать негативные последствия макроэкономической нестабильности и санкций, в том числе за счет привлечения иностранных инвесторов и стимулирования экспорта продукции российского производства.
В условиях интенсивной конкуренции со стороны транснациональных корпораций и западных компаний необходимо проведение масштабной индустриализации, интенсификации отечественного производства, в том числе ориентированного на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью
В связи с переходом к цифровой экономике в 2017 году Правительством Российской Федерации утверждена программа "Цифровая экономика Российской Федерации". По масштабам, кумулятивному эффекту и влиянию на национальную экономику эта программа сравнима с государственным планом электрификации России в 20-х годах ХХ века, который заложил основу индустриализации. Это также требует повышения эффективности налоговой системы.
Следует отметить, что радикальных мер в налоговой системе не планируется, напротив, приоритетные направления сопряжены со следующими аспектами:
- повышение эффективности налоговой системы;
- корректировка отдельных аспектов налогообложения по отдельным налогам и сборам без существенных изменений;
- мораторий на повышение налоговой нагрузки;
- упрощение формальных аспектов налогообложения;
- упрощение уплаты налогов, сборов и страховых взносов;
- развитие электронного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами;
- повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов;
- ликвидация возможностей уклонения от налогов.
С точки зрения комплексного подхода к повышению эффективности налоговой системы Российской Федерации по отношению к субъектам хозяйствования необходимо:
- обеспечение стабильности условий хозяйствования;
- использование бюджетно-налоговых инструментов реализации государственной экономической политики;
- создание единых условий хозяйствования;
- развитие налоговой инфраструктуры для обеспечения функционирования налоговой системы в условиях цифровой экономики.
В целях улучшения условий ведения предпринимательской деятельности в рамках сложившейся налоговой системы необходима реализация следующих направлений:
- упрощение процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- уменьшение стоимости использования ККТ;
- поддержка экспорта промышленной продукции;
- сближение налогового и бухгалтерского учета.
В качестве перспективных мер совершенствования налоговой системы предлагается комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности налоговой системы Российской Федерации с учетом выявленных предпосылок и сложившихся условий.
В бюджетно-налоговой сфере |
На макроэкономическом уровне |
В сфере налогового администрирования |
---|---|---|
Стабилизация налоговой системы в целях обеспечения бюджетной устойчивости |
Создание налоговых стимулов для масштабной индустриализации, интенсификации отечественного производства |
Совершенствование системы специальных налоговых режимов, в том числе, расширение списка видов деятельности для патентной системы, снижение ставок по упрощенной системе |
Финансовая стабилизация и поддержание низких темпов инфляции |
Налоговая поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности |
Упрощение порядка начисления и вычета НДС, уплаченного в составе аванса, упрощение подтверждения обоснованности освобождения от уплаты НДС |
Продолжение политики деофшоризации российской экономики |
Повышение налоговой конкурентоспособности Российской Федерации на мировом уровне |
Введение специальных налоговых льгот вновь создаваемым предприятиям промышленности. |
Сохранение моратория на увеличение налоговой нагрузки до 2020 года. |
Налоговая поддержка отечественных производителей полного цикла |
Повышение акцизов на алкоголь, табачные изделия, электронные сигареты. |
Налоговая поддержка и стимулирование ведения бизнеса на территориях опережающего развития на Дальнем Востоке, Восточной Сибири |
Изменение порядка расчета пеней в зависимости от длительности просрочки до 1/150 от ключевой ставки | |
Налоговая и административная поддержка функционирования свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе |
Освобождение микропредприятий от уплаты налоговых платежей на упрощенной системе налогообложения |
Предложенные меры позволят повысить эффективность функционирования налоговой системы Российской Федерации с учетом глобальных и макроэкономических вызовов, которые стоят в настоящее время и могут возникнуть в ближайшем будущем. Во многом финансовая безопасность и проведение суверенной финансовой политики Российской Федерации зависит от стабильности налогообложения и гибкости налоговой системы. В современных условиях налоговая система должна быть адекватной сложившейся социально-экономической ситуации, способствовать повышению инвестиционной привлекательности.
Выводы
Налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги, сборы, страховые взносы, налоговое законодательство и налоговые органы. Эффективность ее функционирования детерминируется целенаправленной налоговой составляющей установление и взимание налогов, сборов и страховых взносов в бюджет Российской Федерации на основе действующего налогового законодательств.
В Российской Федерации трехуровневая система налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы. Налоговая система выполняет четыре функции: фискальную, регулирующую, контрольную и распределительную.
Предложенные направления повышения эффективности функционирования налоговой системы Российской Федерации определены в соответствии с выявленными предпосылками и с учетом глобальных и макроэкономических вызовов, которые стоят в настоящее время перед Российской Федерацией и могут возникнуть в ближайшем будущем. По итогам проведенного исследования следует отметить, что в настоящее время важнейшей задачей экономики является преодоление замедления экономического роста, что позволит увеличить доходы бюджета Российской Федерации и достичь сбалансированности экономического развития.