Направления русской литературы конца XIX начала XX века

Русская литература конца XIX начала XX века развивалась под влиянием перемен в обществе. В этот период развивались реализм и модернизм.
Рубрика: Литература
Автор: Ирина Нестерова ✔ 28.03.2019

Нестерова И.А. Направления русской литературы конца XIX начала XX века // Энциклопедия Нестеровых

Русская литература конца XIX начала XX века представляет собой самостоятельный уникальный пласт в истории литературы и искусства. Именно конце XIX – начале XX века русская литература стала эстетически многослойной.


Особенности литературы конца XIX начала XX века

Литература конца XIX начала XX dtrf

В конце XIX начале XX века русская литература, прежде обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически многослойной. Реализм и модернизм существовали ранее, как единое целое размежевались и породили множество литературных явлений. Новые веяния и споры можно объяснить только тем, что различные литературные школы не могли найти точек соприкосновения и спорили в рамках реализма, создавая противоположные точки зрения на литературу и искусство. Ключевым предметом спора было место человека в искусстве.

Именно разная оценка человеческих возможностей и его предназначения требует совершенствования человека. Это привело к развитию реализма в литературе.

Конец XIX начало XX века ознаменован серьезными социально-экономическими, идеологическими потрясениями. Сильно отразились на литературе Первая Мировая война и Великая Октябрьская Революция. Ослабление царской власти в конце XIX века, быстрое развитие капиталистических отношений в Российской Империи спровоцировало сильные революционных настроения в стране.

Голодное крестьянство и мелкая буржуазия были неудовлетворенны вялой и безвольной политикой царя в начале XX века. Попытки реформ провалились. Кроме того, Россию втянули в ненужную для государства и народа Войну. Все эти трагичные события нашей истории нашли отражение в литературе начала XX столетия.

Модернизм, появившийся в это время, породил четыре перспективных направления: футуризм, символизм, имажинизм и акмеизм. Ярким представителем футуризма был Владимир Маяковский. Его знаменитое стихотворение "Облако в штанах" является эталонным стихотворением в жанре.

В этот период в литературе появились произведения, которые относились к декадансу. Знаковым автором в данном направлении является поэтесса Зинаида Гиппиус. Как и все европейские веянья, декаданс прошел через призму великой русской культуры и породил "русский декаданс". Долгенко А. Н. говорит о нем следующим образом: "Сложный и неоднозначный по природе, он был тесным сплетением философско-эстетических и литературно-художественных черт, которые далеко не всегда, даже условно, можно отделить друг от друга".

В то время, наряду с великим Л.Н. Толстым, творили революционно настроенные писатели. Особого внимания заслуживают поэты, прозаики и философы, которые писали летописи, составили рассказы и "эпизоды" из жизни переселенцев к летописи составили рассказы и "эпизоды" из жизни переселенцев. Литература 90-х гг. 19 столетия еще называют литературой о народном разорении. Именно тогда была написана "Летопись народного разорения", в которую вошли статьи, рассказы и очерки о голоде, написанные Буниным, Короленко, Лесковым, Потапенко, Л. Толстым, Чириковым, Эртелем [1].

В рассматриваемый период на первый план литературного процесса выдвигается поэзия. Её называют поэзией "серебряного века" и акмеизм. В начале двадцатого века развивается символизм. Лидером символистов начала века 20 считается поэт В.Я. Брюсов.

Максим Горький. Соцреализм

В 30-х годах XX столетия зародился социалистический реализм. Родоначальником стал Максим Горький. Его правдивый взгляд на действительность со всеми её изъянами – это летопись эпохи. Соцреализм стал культовым течением и в 1932 году был одобрен Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Социалистический реализм положил начало для многих течений в литературе и искусстве, дав толчок советскому кинематографу, неповторимой живописи и архитектуре.

Характеристика литературных направлений конца XIX начала XX вв.

На фоне изменений в политике и обществе конца XIX начала XX вв. в России сформировались и функционировали 3 ключевых направления в литературе:

  1. Реализм
  2. Позитивизм
  3. Модернизм

Модернизм и декаданс проникли в русскую литературу как протест против позитивизма и реализма, укоренившихся в литературе. И модернизм и декаданс пришли к нам из Европы. Декаданс был широко распространен во Франции.

Декадентство в литературе и искусстве – это ответ на упадок европейской культуры, кризис европейского общества, негативно затронувший духовные и психологические аспекты жизни.

Основным представителем декаданса является Зинаида Гиппиус. Её творчество очень спорно. Её мироощущения балансировала на грани сумасшествия. Она страдала от многих расстройств психики и пыталась все время начать жить полноценной жизнью, но это у неплохо получалось.

О, ночному часу не верьте!
Он исполнен злой красоты.
В этот час люди близки к смерти,
Только странно живы цветы.
Темны, теплы тихие стены,
И давно камин без огня...
И я жду от цветов измены, –
Ненавидят цветы меня.
Среди них мне жарко, тревожно,
Аромат их душен и смел,-
Но уйти от них невозможно,
Но нельзя избежать их стрел.

Позитивизм процветал в России XIX века. Будучи философским течением, он распространил свое влияние и на литературу того времени. Первым романом, написанным в русской литературе под влиянием позитивизма, стал роман Тургенева "Отцы и дети" году. В 80–90-х гг. его влияние ослабевает. Вместе с этим появляется все больше критиков позитивизма.

Позитивизм – философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук

В начале ХХ века позитивизм возрождается на волне социально-экономических потрясений. После революции он не сдает позиции.

Реализм представляет собой художественный метод образного отражения действительности в соответствии с объективной достоверностью [2].

В конце 19 столетия в русской литературе прочно обосновался реализм. Выдающееся место в его развитии отведено А. П. Чехову. Это благодаря тому, что он многопланово отразил жизнь русского общества в период реакции и накануне общедемократического подъема.

Сравним два появившихся в начала XX века произведения, которые можно смело назвать знаковыми. Это рассказ символиста Федора Сологуба "Маленький человек" и поэма представителя реализма М. Горького "Человек".

У Федора Сологуба мы видим классическое представление о маленьком человеке, который обычно унижен, обижен, но при этом сохраняет свое достоинство и человечность. У Максима Горького все несколько иначе. Для него "человек" является творцом своих проблем и успехов. Тут мы видим столкновение двух течений в литературе начала 20 столетия. Однако и у Ф. Сологуба и у М. Горького человеческие качества проявляются или независимо от социально-классовой принадлежности, или же во имя/вопреки окружению.

Поэма М. Горького "Человек" насыщена высокой патетикой и завершается апофеозом человеку-победителю. Максим Горький создает масштабный образ борца идущего вперед. Однако образ настолько многогранен, что читатель начинает задумывать о времени и пространстве в котором находится герой. Как представитель реализма, Максим Горький широко использует пунктуацию. Так, в конце поэмы у Горького много восклицательных знаков. Они служат для передачи веры автора в то, что человек способен распрямиться и вырасти в колоса. Стать человеком с большой буквы.

Горький модернизирует реализм в социалистический реализм. Именно социалистический реализм создал новые возможности для изображения всех сторон действительности.

Однако не только реализм правит балов в литературе конца XIX начала XX вв. Большим влиянием наделены модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм. Особенностью модернистов начала 20 столетия была в том, что они в силу особенностей своего таланта не могли вместить свое творчество в рамки одного какого либо течения.

Символизм являет собой направление в искусстве (в литературе, музыке и живописи), которое возникло во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков. В символизме используют недосказанность, намеки, таинственность, загадочность [2].

Зарождение такого течения как символизм в литературе принято считать началом Серебряного века русской поэзии. Он ассоциируется с появлением статьи Дмитрия Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе" которая увидела свет в 1892 году. Течение "символизм" берет свое начало в Европе. Однако именно в России он достиг своего наивысшего расцвета.

В период с 1900 года по 1910 особенно ярко проявились ориентация символистов на национальную историю и культуру, их внимание к общественному назначению художника. Важнейшим и очень авторитетным представителем символизма является Александр Блок.

Творческое развитие Блока основано происходило под воздействием символизма. Очень сильно на мировоззрение поэта повлиял философа и поэта Владимир Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе, или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане любовь к Л.Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.

Все это нашло отражение в цикле стихов о Прекрасной Даме. Несмотря на мистическую составляющую этот цикл полностью автобиографичен.

Всё отлетают сны земные,
Всё ближе чуждые страны.
Страны холодные, немые,
И без любви, и без весны.
Там – далеко, открыв зеницы,
Виденья близких и родных
Проходят в новые темницы
И равнодушно смотрят в них.

Для творчества сторонников символизма характерна образность, мистическая составляющая и глубокий скрытый смысл каждого произведения.

Очень важен для литературы конца XIX начала XX вв. модернизм.

Модернизм – совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого – середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм [2]

Модернизм как новое направление в искусстве зарождается на рубеже веков. Во Франции – Бодлер, Верлен, Рембо. В Скандинавии – Метерлинк. В Англии – Оскар Уйльд. Позже среди крупнейших писателей модернистов засияли имена Кафки и Фолкнера. Модернизм в русской литературе был представлен такими поэтами и прозаиками как Пастернак, Блок, Бунин, Ахматова. На базе модернизма в начале 20 столетия возникло такое течение как имажинизм.

Литература

  1. Пруцков Н. Литература конца XIX – начала XX века – Л.: Наука 1983
  2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов – М.: Паритет, 2009

Читайте также
Мастерство Пушкина-драматурга. Роль народа в трагедии Пушкина Борис Годунов.
Краткая биография и особенности творчества Ф.М. Достоевского.
История становления, расцвет и угасание имажинизма в России. Основные его представители.
Анализ развития сюжета в произведении Гоголя Мертвые души.
Краткая биография, особенности художественного мира Марины Цветаевой и анализ стихотворений.