Понятие и предмет экологии
Экология как научный термин была упомянута в XIX столетии немецким ученым Эрнстом Геккелем. Как самостоятельная область знаний экология появилась лишь XX веке. Сам термин состоит из двух греческих слов: "oikos" – дом, жилище, местопребывание и "logos" – учение [1]. На заре своего развития экология занималась взаимодействием флоры и фауны. Современная экология занимается тем, что изучает влияние человека на окружающую среду.
Экология – жизненно важная для человека наука, изучающая его непосредственное природное окружение.
Экология находится в тесной связи с другими науками, такими как биология, геология, география и др. С опорой на эту связь, можно смело сформулировать предмет экологии как науки. Однако существует несколько трактовок как предмета экологии, так и её понятия. Так В.В. Дроздов обозначил классическую формулировку предмета экологии: "Предмет экологии – взаимодействие живых систем (организмов, популяций, биоценозов различного масштаба) с неживой средой обитания и между собой" [2].
Однако существует иной подход к понятию предмета экологии. Он состоит в том, что предмет экологии – это человек и последствия его действий. Важное место в формировании предмета науки экологии отдано предмету экологии человека. Однако он ограничен четким рамками и в этой связи из общей канвы формирования предмета выпадают такие важные аспекты как вопросы общей теории жизни, что чревато отрывом от понимания глобальных процессов и замыканием на относительно узком круге вопросов, не выходящих за пределы типичных потребностей человека [3].
Дело в том, что в восприятии обывателей экология представляет собой науку о проблемах окружающей среды и способах её охраны. Однако экология как наука намного шире.
В настоящее время общая экология включает в себя несколько ключевых разделов. Они представлены на рисунке ниже.
Разделы экологии
Каждый раздел экологии призван изучать выживание живых существ в окружающей среде. Каждый раздел направлен на изучение закономерности адаптации организмов и их сообществ к окружающей среде, саморегуляции, устойчивости экосистем и биосферы и так далее [4].
Науку экологию принято делить на:
- практическую экологию
- теоретическую экологию.
Практическая экология занимается изучением механизмов разрушения биосферы человеком. Её занимают способы предотвращения данного губительного процесса и разработка принципов рационального использования природных ресурсов. Теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни.
Методы экологии
Будучи серьезной наукой, экология оперирует как системой общих, так и специальных методов. В целом существующие методы экологии принято делить на пять групп, представленных на рисунке ниже.
Группы методов исследования экологии как науки
Однако не все авторы придерживаются подобной систематизации методов исследования экологии. Ряд авторов делят методы на: основные и второстепенные. К основным относят наблюдения, эксперименты и моделирование, так как они используются в Национальной системе мониторинга окружающей среды.
В.В. Дроздов выделяет методы исследования в экологии с опорой на особенности решаемых задач, а именно решение прикладных задач и решение теоретических задач. Соответственно методы уделяться на:
- полевые методы;
- дистанционные методы;
- экспериментальные методы;
- методы теоретического обобщения;
- методы моделирования.
Полевые методы составляют основу практических изысканий в области экологии. Одним из важнейших полевых экологических методов является биоиндикация.
К специфическим экологическим методам исследования фитоценозов, представляющих соответствующие ассоциации, относятся закладка и описание пробных площадей и учетных площадок [2].
Дистанционные методы исследования позволяют изучать явления на расстоянии с использованием специального оборудования и привлечением сторонних ресурсов.
Экспериментальные методы экологии сложны и требуют дополнительного обоснования. Они используются в тех случаях, когда полевые методы не эффективны или неприменимы. Эксперимент как метод организуется по заранее подготовленной программе которая включает в себя наблюдения и точную регистрацию параметров жизнедеятельности особей в зависимости от количественных значений одного или нескольких факторов среды.
Методы теоретического обобщения в экологии многогранны. Они распространены на любом этапе изучения того или иного явления.
Моделирование в рамках экологии не может существовать в отрыве от математических методов. Модель представляет собой абстрактное упрощённое подобие реальности. Примером модели может служить географическая карта. Экологические модели строятся на основании теоретических обобщений совокупности сведений, полученных в результате полевых наблюдений и экспериментов [2].
Задачи экологии
Экология как наука имеет перечень специальных задач. Л.В. Передельский предлагает перечень основных задач, которые он делит на теоретические и прикладные. К теоретическим задачам он относит:
- разработка общей теории устойчивости экологических систем;
- изучение экологических механизмов адаптации к среде;
- исследование регуляция численности популяций;
- изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;
- исследование продукционных процессов;
- исследование процессов, протекающих в биосфере с целью поддержания ее устойчивости;
- моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.
Основные прикладные задачи, которые экология должна решать в настоящее время следующие:
- прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека;
- улучшение качества окружающей среды;
- оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных или иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в экологически наиболее угрожаемых районах [4].
Литература
- Дерябин В. А. Экология – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016.
- Дроздов В.В. Общая экология. Учебное пособие. – СПб.: РГГМУ, 2011
- Криксунов Е. А. Экология / Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2002.
- Передельский Л.В., Коробкин В.И., Приходченко О.Е. Экология: электронный учебник. – М.: Издательство: КноРус, 2009