Понятие неологизма
Неологизмы как явление знакомы лингвистике достаточно давно. Сам термин неологизм имеет греческие корни νέος – новый + λόγος – слово. Он используется в истории языка и в языкознании.
Неологизм как термин имеет устоявшееся определение.
Неологизм представляет собой слово/словосочетание, которое недавно появилось в языке.
Неологизмы очень часто появляются в языке как заимствования из других языков. Неологизмы долго не задерживаются в пассивном пласте лексики. Многие из них переходят в пласт общеупотребимой лексики. Однако неологизмы не всегда понятны обывателю. По этой причине они не всегда попадают в общеупотребимую лексику.
Неологизмы являются признаком живых языков, так как в мертвые языки проникновение новых слов невозможно. Многие неологизмы устаревают и постепенно уходят из употребления в пласт пассивной лексики. Соответственно неологизмы проходят круговой цикл эволюции.
Давно замечено, что язык больше всего насыщается неологизмами в определенных условиях:
- Во времена кардинальных социально-экономических потрясений;
- В периоды технологических скачков.
В качестве примера периода роста числа неологизмов можно привести 90-е годы двадцатого столетия. Именно тогда в лексикон граждан бывшего СССР стремительно ворвались такие слова как: чипсы, флаер, понты, борода, доставать, челнок и др.
Виды неологизмов
В лингвистики признаны несколько групп неологизмов:
- авторские неологизмы;
- общеязыковые неологизмы.
Авторские неологизмы – это слово или значение слова, созданное писателем, поэтом, публицистом для обозначения новых или выдуманных явлений действительности, новых или выдуманных предметов или понятий [1].
Авторские неологизмы не всегда переходят в категорию общеупотребимой лексики. Чаще всего они сохраняются на уровне цикла произведений или творчества одного автора и коммуникации поклонников его таланта.
К числу авторских неологизмов причисляют и окказионализмы. Что же такое окказионализмы? Этот термин появился при помощи латинского слова "occasionalis" – "случайный". Под окказионализмами принято понимать такие авторские неологизмы, которые созданные по необычным моделям. Они не существуют вне конкретного контекста [2]. Яркими примерами окказионализмов можно считать заклинания в романах о Гарри Поттере под авторством Джоан Роуллинг. В качестве примера в научных исследованиях приводят окказионализм А. Блока в стихотворении "На островах" (1909). Там он употребил окказиональное определение оснеженные: "Вновь оснежённые колонны, Елагин мост и два огня [3]".
Авторский неологизм должен восприниматься как нормальное языковое явление. Примерами авторских неологизмов являются следующие слова:
- Благоглупость => М. Салтыков-Щедрин
- Злопыхатель, злопыхательство => М. Салтыков-Щедрин
- Дрыгоножество => В. Маяковский
Методы образования авторских неологизмов
Общеязыковые неологизмы представляют собой те неологизмы, которые появляются вследствие естественных изменений в общественной и политической жизни. Также на появление неологизмов общеязыкового характера оказывают влияние изменения в укладе и технологический прогресс. Общеязыковые неологизмы бывают лексические и синтаксические.
Лексические неологизмы появляются в языке с возникновением новых реалий в жизни людей. Например: хайп, лайк, трэнд, трэш, киберспорт
Семантические неологизмы представляют собой широко известные старые слова из активного запаса лексики русского языка, которые получили новое значение или оттенок значения. Например: зебра (в значении полосы на проезжей части улицы).
Помимо представленной классификации неологизмов существует также разделение их в зависимости от целей создания новых слов, их назначения в речи. Так все неологизмы условно можно разделить на две группы:
- номинативные неологизмы,
- стилистические неологизмы.
Рассмотрим каждую группу отдельно. Так, номинативные неологизмыпоявляются в речи как следствие успехов науки и техники. Эти неологизмы возникают как названия новых понятий. Особенностью таких слов является отсутствие синонимов, но параллельно могут появиться конкурирующие понятия. Большинство номинативных неологизмов представляют собой узкоспециализированные термины. Например: шатл, ракетоноситель и т.д.
Стилистические неологизмы представляют собой образные наименования уже известных предметов, явлений. В отличие от номинативных, стилистические неологизмы имеют синонимы, уступающие им по интенсивности экспрессивной окраски. Например: звездолет, первопроходец и т.д.
Если рассматривать неологизмы через призму времени, когда они появились, то в русском языке можно выделить два основных типа неологизмов:
- слова относительно старые, актуализировавшиеся в последние годы в связи с изменением политической и экономической системы России;
- слова новые, появившиеся непосредственно в последние годы.
Приведем примеры неологизмов относящихся к первой группе: олигарх, легитимный. Ко второй группе неологизмов можно смело причислить следующие слова: бэнч маркинг, франчайзинг.
Второе десятилетие XXI века богато новыми словами. Неологизмы 21 века в большинстве своем появляются за счет высокого уровня развития интернет-коммуникаций и стремительного развития технологий. Так в наш язык проникли и укоренились следующие слова: хайп, лайк, гаджет, коучинг, кофейное лицо, фейсбук-минута, домашняя слепота, диванный воин, зашквар и т.д. Большинство из перечисленных неологизмов, возможно, перейдут в из общеупотребимой в пассивную лексику.
Литература
- Яковлева Е.С. Перевод авторских неологизмов // ешения: сборник статей и тезисов IX Междунар. науч. практ. конф., Минск, 25 ноября 2015 г./ Редкол.: Н.Н. Нижнева (отв. редактор) [и др.]. – В 6 частях. – Часть 4.– Мн.: БГУ, 2015. С.75-78
- Несветайло Ю.Н. Трактовка понятий "нелогизм" и "окказионализм" в современной научной парадигме // Вестник Ставропольского Государственного Университета 55/2008. С. 144-148
- Александр Блок. Стихотворения. Поэмы – М.: Эксмо, 2017