Нейролингвистическое программирование

Нейролингвистическое программирование известно с 70х годов прошлого века. Оно хорошо зарекомендовало себя в деловых кругах, но у ряда психологов вызывает скептическую улыбку. Это обусловлено тем, что в последние годы появилось много мошенников, которые используют «псевдо НЛП». На самом деле нейролингвистическое программирование эффективно и актуально во многих сферах от науки до искусства.
Рубрика: Психология
Теги: НЛП
Автор: Ирина Нестерова ✔ 28.02.2023

Нестерова И.А. Нейролингвистическое программирование // Энциклопедия Нестеровых


Понятие и истоки НЛП

Суть НЛП

Нейролингвистическое программирование (далее НЛП) явление в психологии молодое. Нейролингвистическое программирование появилось как ответ на вызовы коммуникативным моделям, сформированным в 70х годах прошлого столетия. Оно появилось в США. Основателями этого направления в психологии являются математик Ричард Бэндлер и лингвист Джон Гриндер. В 1980 г. группа Р. Бэндлера и Д. Гриндера распалась. Многие участники этой группы пошли своим путем и стали развивать НЛП в разных направлениях. Антрополог Грегори Бейтсон познакомил Бэндлера и Гриндера с Милтоном Эриксоном. Будучи доктором медицины, он разработал модель коммуникации "эриксонианский гипноз". Его эффективность подтвердила в 1958 г. Американская медицинская ассоциация. Р. Бэндлер и Д. Гриндера смоделировали работу Эриксона и обнаружили, что могут получить тот же эффект, но методами НЛП.

Эриксонианскийй гипноз – это неклассический тип гипноза. В этой технике нет гипнотизера как властного и волевого человека, дающего установки и приказы гипнотизируемому. Информация дается в мягкой символической форме, не по схеме или шаблону, а с упором на индивидуальный подход.

Ричард Бэндлер продолжает исследовать измененные состояния сознания, создавая новые технологии DHE и NHR. Джон Гриндер вместе с Кармен Бостик занимаются бизнес-консультированием и изменением организаций. Методология "Нового Кода НЛП", разрабатываемая Джоном Гриндером и Кармен Бостик, ставит вопросы глубинных изменений личности и легкости их достижений. Оба направления НЛП представляют интерес, так как доказали эффективность и широко используются в психологии и маркетинге. В дальнейшем появилось много течений внутри НЛП. Авторы нейролингвистического программирования разругались. в 80-х.

В России НЛП получило популярность только в 90х. Одним из первых сторонников НЛП в России стал психотерапевт и бизнес-консультант Алексей Ситников. В 1995 году он защитил диссертацию по НЛП.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) представляет собой модель обучения навыкам коммуникации, подход к самосовершенствованию, воздействию на других и психотерапии.

Нейролингвистическое программирование основано на воздействии на глубинные психологические процессы, индивидуальные особенности психики. НЛП влияет на восприятие человека и на то, как он понимает и осознает тут или иную информацию.

НЛП воздействует на человека при помощи своих инструментов воздействия, основанных на анализе речи и поведения. Основа нейролингвистического программирования – это пресуппозиции.

Пресуппозиции – это предпосылки, исходные подразумеваемые предположения, которые необходимы для того, чтобы представление информации имело смысл. В языковых системах это те предложения, которые являются истинными, чтобы какие-то другие предложения имели смысл; утверждения, которые должны быть истинны, чтобы коммуникация вообще имела смысл.
Пелехатый М. М., Чекчурин Ю. А.

суть термина НЛП

Суть термина НЛП

Большая часть современных НЛП методик имеют в своей основе приемы, которые использовал Милтон Эриксон. Однако в последние годы НЛП превратилось в псевдонаучное течение с большим количеством мошенников, которые используют приемы, ничего общего с методами Р. Бэндлера и Д. Гриндера не имеющие. Проблема в том, что обилие мошенников дискредитируют НЛП, превращая его в инструмент выуживания денег у тех, кто нуждается в помощи. Хотя классическое НЛП хорошо показало себя как в психологическом консультировании, так и в других сферах деятельности таких как педагогика, деловое общение и политический дискурс.

Методы и механизмы воздействия НЛП

Ценность нейролингвистического программирования состоит в том, оно позволяет человеку полностью управлять своим телом, физическим состоянием и здоровьем, своими мыслями, эмоциями, чувствами, страхами и предрассудками. При помощи НЛП каждый человек способен регулировать свой вес, давление, температуру тела, сердцебиение, общее самочувствие. В психологическом консультировании НЛП используют при борьбе с комплексами, депрессией и иными расстройствами психического здоровья.

Нейролингвистическое программирование функционирует с опорой на базовые методы:

  • Метод моделирования. О нем писал в своих трудах Бэндлер и Гриндер.
  • Метод анализа информации визуальной и эмпирической.
  • Метод опроса и поиска якоря.

НЛП использует три метода воздействия на человек, как по отдельности, так и вместе:

  • вербальный – внушение при помощи слов, музыки и других звуков;
  • визуальный – внушение при помощи зрительных образов;
  • кинестетический – внушение путем создания у человека так или иных эмоций и ощущений.

Основу НЛП составляет система понятий и терминов:

  • Раппорт – установление доверия между клиентом и коммуникатором. Виды присоединения, калибровка.
  • Метамодель – модель языка. История создания, глубинные и поверхностные структуры, языковая репрезентация опыта, использование метамодели.
  • Постановка цели, субмодальности, якоря.
  • Логические уровни и стратегии работы.
  • Моделирование – создание практической модели поведения, которую любой желающий мог бы использовать для подражания или воспроизведения, чтобы достичь определенного результата или реакции.

Нейролингвистическое программирование основано на ряде механизмов, которые сформулировали еще создатели данного направления в психологии.

  • Поведение человека основано на его личном опыте. Только опыт способен изменить поведение и манеру общаться с людьми. Только на его основе человеком делаются те или иные выводы.
  • Субъективный опыт можно перепрограммировать, чтобы скорректировать выводы из него и изменить поведение, мировосприятие.
  • Предвзятость человека к грядущим событиям можно изменить путем выявление грядущих перспективных или положительных моментов, которые способны заставить его испытать радостное предвкушение или просто позитивные эмоции.
  • НЛП считает, что все мы – те сигналы, которые посылает наше подсознание окружающему миру.
  • Основа НЛП – это смена восприятия человеком тех или иных событий с отрицательного на положительное.
  • Лучше всего воздействию НЛП поддаются те, кто находится в "трясине", застрял в быту или омуте проблем. Они хотят что то изменить, но у них не получается.
  • Любые насильственные воздействия при помощи НЛП – попытки заставить человека сделать то, что он считает недопустимым и неправильным, заканчиваются провалом, который может привести как к болезненному состоянию того, кто подвергся внушению, так и к нескрываемой агрессии с его стороны по отношению к манипулятору.

НЛП в педагогике

Современная педагогика широко использует методы и приемы нейролингвистического программирования, так как это не противоречит актуальным концепциям программного обучения и позволяет донести необходимые знания всем учащимся, вне зависимости от психологических особенностей.

В образовании широко применяется моделирование, которое является основой НЛП. В педагогике моделирование – это один из способов обучения. Педагогами используются успешные стратегии: убеждение, поведенческие паттерны, различные подходы к достижению цели, формирование системного мышления, разные фильтры восприятия, ресурсные состояния, что повышает эффективность обучения.

В педагогике используются три ключевые методики НЛП, а именно:

  • визуализация,
  • якорение,
  • речевые стратегии.

Применение таких методик позволит воспитать у человека личностные качества, развить его логическое мышление, память и другие функции.

Визуализация, как прием нейролингвистического программирования часто используется педагогами для того, чтобы учченики смогли лучше осознать теорию. Учащиеся воспринимают одно и тоже по разному. Умение визуализировать информацию, получаемую от учителя необходимо для развития талантливой и многогранной личности. Однако это получается не у всех. Поэтому педагогу следует развивать навык визуализации путем различных упражнений.

Упражнения на развитие визуализации

Упражнения на развитие визуализации

Метод якорения очень актуален для современного российского образования, потому что это связь между стимулом и мотиваций. Механизм якорения основан на теории условного рефлекса И.П. Павлова.

Использование речевых стратегий в преподавании показывает хорошие результаты. Дело в том, что именно речевые стратегии способствую тому, чтобы учащиеся услышали педагога и усвоили, что он говорит. Использование речевых стратегий – это метод, который включает в себя ряд приемов:

  1. Неполные предложения;
  2. Шепот;
  3. Трюизм;
  4. Ложные выборы;
  5. Положительные отзывы.

Все указанные выше приемы способствуют повышению авторитета педагога в классе и достижению результатов в обучении.

Для того, чтобы современный педагог мог эффективно использовать методы и приемы НЛП он должен уметь результативно управлять своим собственным состоянием, уметь его изменять по своему желанию. Недопустимо, чтобы педагог не мог контролировать свое плохое настроение или низкую самооценку. При работе с детьми необходимо быстро и легко выявлять потребности собеседника, находить точки соприкосновения. Несмотря на сложности квалифицированный педагог обязан уметь выстраивать взаимоотношения с окружающим миром. Отсутствие коммуникативных навыков, неумение адаптироваться к реальности может поставить профессиональную пригодности учителя под сомнение. Педагог должен легко и быстро устранять депрессивное состояние.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)