Номинации предметов в семейном общении

Номинации животных, зданий, комнат и неодушевленных предметов в семейном общении.
Рубрика: Филология
Автор: Ирина Нестерова ✔ 21.05.2018

Нестерова И.А. Номинации предметов в семейном общении // Энциклопедия Нестеровых


Номинации животных

Номинации животных

Во многих семьях животным, особенно проживающим в пределах семейного дискурса предписывается ролевое поведение, а именно животным приписываются чувства и эмоции и действия, которые им не присущи:

-Ричик(собака) не ругайся. Ты же добродушный хозяин. Ну Ричка, ну успокойся!

А вот другой пример:

-Белочка а ну марш мышей ловить.

-ленивое урчание

- Так ты любишь свой дом! Мыши пускай пешком ходят!

Байкулова А.Н. отмечает, что "во многих семьях животное воспринимают не только в соответствии с теми ролями, которое оно выполняет на протяжении всей истории своего взаимодействия с человеком (например, собака – сторож, охранник, охотник; кошка – ловец мышей, лекарь, способный успокоить своего хозяина, облегчить боль, и т.д.), но и как члена семьи, наделяя его семейными ролями" [1].

Животное часто воспринимается не просто как член семьи, но как привилегированный член семьи. Иногда ему позволяется даже больше, чем другим [1].

Номинация зданий

Номинация зданий

Опираясь на статью Д.И. Яхиной [2], мы выявили, что в семейном общении часто используется образная номинация. Рассмотрим особенности номинации в семейном общении таких неодушевленных объектов как здания, помещения, которые окружают человека, находятся в его поле зрения. К ним, например, можно отнести здания магазинов, школ, больниц, кинотеатров, здания, построенных недавно торговых центров, учебных заведений (университетов/институтов), квартир (комнат), в которых живет человек. Часто в речи оценивается их форма, размер. Рассмотрим пример обсуждения лицея в кругу семьи:

-Лицей очень интересный скворечник: маленький и уютненький.

-Не сказал, лапа, что скворечник уютненький.

В данном примере (скворечник) говорящий, характеризуя небольшие корпуса одной из школ, одновременно восхищается уютом, домашней обстановкой, которая царит в этом учебном заведении. Возникновение подобной образной номинации связано и с собственными воспоминаниями девушки, проучившейся в свое время в трех школах, располагавшихся в больших и просторных помещениях. Лицей по её мнению, видимо, выходит за рамки современных представлений об обычной школе.

-Ну и здание им конечно отгрохали. Целое футбольное поле! Ничего не скажешь.

-Да уж! Как сынуля будет нужный кабинет искать на перемене?

В этом примере номинация "футбольное поле" определяется тем, что говорящий оценивает большие площади помещений одной из построенных недавно больниц. Его, безусловно, сильно удивили масштабы и размах строительства.

-Слушай, кстати, на вот в здесь в мавзолейчик сходи, хлебушка купи.

- Сейчас.

Образная номинация мавзолейчик ограничена в речи сугубо семейной сферой общения. Все члены данной семьи гастроном, находящийся рядом с их домом, называют мавзолейчик, так как по своей форме магазин напоминает форму мавзолея.

Номинация комнат

номинация комнат

В семейном общении образная номинация может характеризовать как квартиру в целом, так и отдельные её комнаты. Так, в одном из примеров, приведённом Д.И. Яхиной говорящий шутливо сравнивает своё жилище с кораблем [2]:

- Наша квартира, вообще, мы, короче, её называем корабль, кухня / капитанский мостик, там мамка заправляет. Ну зал, а зал, общая кают- кампания. Мы-то всей семье там тусуемся.

-А ванная?

- (смех) Ванну с туалетом можно считать трюмом корабля.

Представляется, что с помощью этих образных номинаций оценивается функциональная принадлежность каждой из комнат, находящихся в доме. Квартира в целом представляется кораблем. Её части сравниваются с внутренними помещениями корабля: капитанский мостик, кают-кампания, трюм корабля. Главенствующая роль в семье принадлежит, видимо, матери: она занимает капитанский мостик (кухню). Кают-кампания (гостиная) – то место, куда собираются все члены семьи. Использование образной номинации для характеристики гостиных, ванных комнат, коридоров, за исключением комнат одного из членов семьи в нашем материале почти не встретилось. Наверное, отдельно в этой связи стоит сказать об образной номинации кухни в речи.

Стоит отметить, что в сознании говорящих кухня занимает особое положение в доме, если не сказать главное. В России она является не только помещением для готовки и приема пищи, но может заменить и гостиную, так как здесь, например, часто слушают музыку, смотрят телевизор, шьют (у некоторых женщин швейные машинки, за неимением места в квартире, стоят прямо на кухне), встречают друзей, обсуждают последние новости, решают семейные проблемы. Можно сказать, что кухня – это особый для человека мир. Возможно, поэтому для некоторых людей до сих пор кажется не совсем понятным объединение в одно пространство кухни и гостиной, ставшее в последнее время в России атрибутом современного европейского дизайна.

Считается, что кухня – женская прерогатива. И в том и в другом случае свою кухню хозяйки характеризуют в момент летних заготовок. Посредством подобной образной номинации женщины характеризуют и свой собственный труд, считая его не из легких.

Образная номинация помещения в семейном общении может возникнуть на основании впечатлений, возникших от прочитанной недавно книги:

-Пошли в склеп зайдем.

-Пошли. Дракула мимо не прошел.

-Не-а скоро в замок поедем.

-На дачу?

-В замок. Там же башенка как у Стокера.

-Все с тобой ясно, сначала в склеп, потом в замок.

Образная номинация может быть откликом на произошедшее недавно событие. Так например, негодование вызвал тот факт, что только после теракта в Москве на вокзалах стали следить особенно тщательно за безопасностью:

- Это всё показуха.

- Точно сейчас премьер приедет, Шапкой Мономаха потрясёт и снова все службы безопасности на вокзалах будут в потолок плевать да дань с торгашей собирать.

Возможно, прецедентное Шапка Мономаха выступает в речи как оценка деятельности премьера, не уделявшего раньше должного внимания проблеме охраны железнодорожных вокзалов.

Нередко образная номинация употребляется в том, случае когда говорящий сам оценивает собственное жилище, например, называет его норкой:

- У нас сегодня в норке праздник! Пирожками то как запахло!

-Весь день пекла.

В норке, подобно лесному зверьку, человек чувствует себя в безопасности. Итак, в семейном общении образной характеристике подвергаются так же и номинации зданий и помещений, которые являются одной из составляющих жизни членов семьи. В таких образных номинациях отражена ценностная картина жизни человека.

Одушевление неодушевленных предметов обихода

Одушевление неодушевленных предметов обихода

Важным аспектом в семейном общении является одушевление неодушевленных предметов обихода. Это могут быть семейные реликвии, связанные с историей существования семьи, ценные или очень важные в быту вещи. Приведём несколько примеров:

- Бедолага, совсем нагрелся и расшумелся. Сутки не отдыхал. Ничего сейчас тебе новый кулер поставлю и всё будешь как новенький.

В данном примере мы видим, что человек (в нашей ситуации системный администратор) разговаривает со своим компьютером, как с живым существом. Тот факт, что и дома и на работе компьютер является неотъемлемой частью жизни, позволяет человеку воспринимать машину как капризное живое существо.

Или вот еще один интересный пример, отражающий специфику номинаций неодушевлённых предметов в семейном общении:

- Максим подай мне вон ту рыжую красавицу.

- Сейчас, вставать лень а дотянуться сидя не могу.

-Поторопись а то она устроит забастовку.

В данном диалоге мы видим, как в рамках одной семьи автоматическая кофемолка коричневого цвета наделена чертами живого человека. При этом плохое обращение с данным предметом быта может привести к сбою в работе, который в диалоге обозначен недвусмысленным словом "забастовка".

А вот очень интересные примеры приводит А. Н. Байкулова. Эти примеры отражают роль автоматической стиральной машины в быту

-Машинюшечка ты моя. Что бы мы без тебя делали.

В данном примере говорящий выражает благодарность неодушивлённому предмет, а именно стиральной машинке.

- Я её благодарю. Спасибо моя помощница. Моя умница. Ты уж меня не подводи.

Из данной фразы очевидно, что стиральная машина не в очень хорошем состоянии.

- Вообще стараюсь с ней как-то вот ласково обращаться так. Когда её протираю вот ей так говорю.

Разговаривать с вещами в семье могут и мужчины (мужчина 52 лет водонагревателю)

- А тебя мой родной я никуда отсюда не уберу. (жене) Ой, что б мы без него делали?

– Жена, напевая, о водонагревателе Любиимай (намеренно искажённое произношение) "мой родной".

– Муж (поглаживает рукой водонагреватель) Родно-ой… Подобного рода примеры [1].

Или вот еще пример разговора с вещами:

-Трудяжка ты моя. Двое суток без передыху.

(говорит программист компьютеру)

-Ничего сейчас крылышки почистим(почистить вентилятор) и снова в бой. Ты уж не подведи еще часа четыре, и программка будет готова.

(поглаживает корпус компьютера)

-Ну давай родной, не подведи.

Трудно ответить на вопрос, существует ли обратная связь, но главное, что человек гипотетически надеется на существование этой связи, он в неё верит, а значит, происходит двустороннее общение, которое условно можно назвать общением с иллюзорным партнёром по классификации М.С. Кагана [3]. В меньшей степени термин "иллюзорный партнёр" подходит к высокоорганизованным животным (собакам, кошкам, лошадям и др.) О.П. Ермакова, О.Б. Сиротинина, например, рассматривают общение с собаками как с истинными партнёрами коммуникации.

Если регулярные номинации домашних помещений характеризуют семейные устои, традиции, несут информацию об истории семьи, изменении её состава, межличностных отношениях, семейном микроклимате, то разовые номинации предметов очень ярко отражают разнообразные бытовые ситуации, психологическое состояние личности в этих ситуациях, содержат сему субъективной оценки. Вот например в данной ситуации (сын 24 лет компьютеру)

-Блин! Да что ты глючишь! Вот дурень!

– (мать) А что ты нервничаешь-то?

Пути пополнения семейного словаря представлены в работе Е.Ю. Кукушкиной [4] и более полно в работе А.В. Занадворовой и соавторов [5]. Отмечая динамизм языка в семье, А.В. Занадворова выделяет два основных источника пополнения семейного лексикона: внутрисемейные источники (создание новых слов по различным словообразовательным моделям и переосмысление уже известных; детская речь; случайные оговорки, описки, ослышки; слова, "передающиеся по наследству" от старшего поколения к младшему) и заимствования из речи других социальных групп, из других языков, из художественной литературы, кино, СМИ [1].

В заключении параграфа подчеркнём, что специфика лексикона каждой отдельной семьи определяется особенностями быта, семейными речевыми традициями, семейным речетворчеством, неповторимостью и своеобразием языковых личностей членов семьи (большую роль играет личностный, психологический и социальный фактор), поэтому даже в одной семье её члены используют разные номинации одного и того же, а не только единый семейный лексикон/

Особенности номинаций лиц в семье позволяют выявить общую атмосферу в малой ячейке общества и выделить особенности характерные для речевой картины каждой отдельной семьи.

Специфика лексикона каждой отдельной семьи определяется особенностями быта, семейными речевыми традициями, семейным речетворчеством, неповторимостью и своеобразием языковых личностей членов семьи (большую роль играет личностный, психологический и социальный фактор), поэтому даже в одной семье её члены используют разные номинации одного и того же, а не только единый семейный лексикон.

Литература

  1. Байкулова, А. Н. Речевое общение в семье: роль в нем животных, растений и предметов вещного мира // Известия Саратовского университета. Новая серия, Сер.: Филология. Журналистика. – 2008. – Вып. 2. – С. 14-19
  2. Яхина Д.И. Образная номинация зданий, помещений в русской разговорной речи // Язык и межкультурная коммуникация: сб. статей I международной конференции. Астрахань: Издательский дом "Астраханский университет", 2004.
  3. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъект ных отношений. – М.: Политиздат, 1988
  4. Кукушкина Е.Ю. "Домашний язык" в семье / Е. Ю. Кукушкина // Язык и личность. – М, 1989.
  5. Занадворова А.В., Какорина Е.В., Китайгородская М.В. и др. Отражение социальной дифференциации языка в языковой жизни малых социальных групп (на примере семьи) // Современный русский язык. Социальная и функциональная дифференциация. М.: 2003.

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)