Нормативы ликвидности банка

Нормативы ликвидности банка, установленные Банком России. Нормативы по Базелю III.
Рубрика: Экономика
Автор: Андрей Нестеров ✔ 04.04.2019

Нестеров А.К. Нормативы ликвидности банка // Энциклопедия Нестеровых


Нормативы ликвидности, установленные Банком России

В настоящее время нормативы ликвидности, установленные Банком России, имеют следующие значения:

Нормативы ликвидности Банка России

Норматив

Название

Описание

На какие активы распространяется

Какие пассивы покрывает

Предельное значение

Н2

норматив мгновенной ликвидности банка

Регулирует риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня

Высоколиквидные активы банка

скорректированные обязательства (пассивы) банка по счетам до востребования

≥ 15 %

Н3

норматив текущей ликвидности банка

Регулирует риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней

Ликвидные активы банка

скорректированные обязательства (пассивы) банка по счетам до востребования и со сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней

≥ 50 %

Н4

норматив долгосрочной ликвидности банка

Регулирует риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы

кредитные требования банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней

собственные средства (капитал) банка и скорректированные обязательства (пассивы) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней

≤ 120 %

В 2015 году Банк России утвердил перечень системно значимых банков, на которые будут распространяться требования по соблюдению показателей достаточности капитала и краткосрочной ликвидности в соответствии с требованиями Базеля III.

Перечень системно значимых кредитных организаций (на 2019 год)

№ п/п

Наименование кредитной организации

Рег. №

1

АО ЮниКредит Банк

1

2

Банк ГПБ (АО)

354

3

Банк ВТБ (ПАО)

1000

4

АО "АЛЬФА-БАНК"

1326

5

ПАО Сбербанк

1481

6

ПАО "Московский Кредитный Банк"

1978

7

ПАО Банк "ФК Открытие"

2209

8

ПАО РОСБАНК

2272

9

ПАО "Промсвязьбанк"

3251

10

АО "Райффайзенбанк"

3292

11

АО "Россельхозбанк"

3349

Системно значимые кредитные организации Российской Федерации имеют стабильные показатели нормативов мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности. В целом, можно считать это положительным результатом. Следует также констатировать, что рассматриваемые банки, являющиеся системно значимыми кредитными организациями, не нарушили ни один из нормативов ликвидности, установленных Банком России. Следовательно, системные банки, выбранные регулятором, являются надежными кредитными организациями в контексте динамики ликвидности. Вместе с тем следует объективно учитывать, что и системно значимые кредитные организации, и прочие коммерческие банки в Российской Федерации функционировали в условиях макроэкономической нестабильности, однако системные кредитные организации получали значительные средства от Банка России. Соответственно, можно судить о том, что ликвидность банковской системы в равной степени зависит как от политики ведения бизнеса самих коммерческих банков, так и от политики ЦБ по отношению к ним.

Нормативы ликвидности банка по Базелю III

Последние несколько лет регуляторы, как в России, так и в других странах, осуществляют поиск и разработку "эффективных инструментов выявления и преодоления кризисов, создания дифференцированных регулятивных норм для системно значимых игроков рынка, являющихся потенциальными источниками системной нестабильности" [1]. Необходимость создания условий для эффективного регулирования банковского сектора актуальна и для регулирования ликвидности банков.

С 2016 года вступил в силу еще один норматив ликвидности. Банк России ввел норматив краткосрочной ликвидности в соответствии с Базелем III с 1 января 2016 года. Минимально допустимое значение норматива Банк России определил в размере 70% с повышением на 10 процентных пунктов ежегодно до достижения величины 100% с 1 января 2019 года:

Минимально допустимое числовое значение норматива Н26 (Н27) устанавливается в размере [2]:

  • 70 процентов с 1 января 2016 года;
  • 80 процентов с 1 января 2017 года;
  • 90 процентов с 1 января 2018 года;
  • 100 процентов с 1 января 2019 года.

В настоящее время норматив краткосрочной ликвидности должны соблюдать только те банки, которые были включены Банком России в список системно значимых кредитных организаций. Следует отметить, что изначально Банк России планировал ввести данный норматив с 2015 года, однако несколько раз переносился из-за трудностей доступа банков к долгосрочным ресурсам.

Норматив краткосрочной ликвидности Н26 (Н27) рассчитывается [3] как отношение суммы высоколиквидных активов, лимита (лимитов) безотзывной кредитной линии (безотзывных кредитных линий) и высоколиквидных активов, номинированных в отдельных иностранных валютах, в части, превышающей чистый ожидаемый отток денежных средств в той же иностранной валюте, уменьшенной на величину корректировки высоколиквидных активов, к величине чистого ожидаемого оттока денежных средств по следующей формуле:

Норматив Н26 (Н27) = (ВЛА + БКЛ + ДАИВ – ВК) / ЧООДС

где ВЛА – высоколиквидные активы банковской группы (кредитной организации);

БКЛ – лимит (лимиты) безотзывной кредитной линии (безотзывных кредитных линий), открытой (открытых) головной кредитной организации (кредитной организации) и (или) участникам банковской группы;

ДАИВ – высоколиквидные активы банковской группы (кредитной организации), номинированные в отдельных иностранных валютах, в части, превышающей чистый ожидаемый отток денежных средств в той же иностранной валюте;

ВК – величина корректировки высоколиквидных активов банковской группы (кредитной организации);

ЧООДС – чистый ожидаемый отток денежных средств банковской группы (кредитной организации).

ЧООДС рассчитывается по формуле:

ЧООДС = ООДС – min(ОПДС; 0,75 х ООДС),

где ООДС – ожидаемый отток денежных средств банковской группы (кредитной организации);

ОПДС – ожидаемый приток денежных средств банковской группы (кредитной организации).

Нормативы ликвидности банка

В соответствии с Базелем III Банк России планирует введение с 01.01.2018 года норматива чистого стабильного фондирования. Данный показатель, установленный Базелем III, предусматривает более высокую процентную ставку и включает большее число активов различных категорий.

Норматив чистого стабильного фондирования Н28 (Н29) рассчитывается [4] как отношение величины имеющегося стабильного фондирования к величине требуемого стабильного фондирования по формуле:

Норматив Н28 (Н29) = ИСФ / NCA

где:

ИСФ – имеющееся стабильное фондирование банковской группы (кредитной организации);

ТСФ – требуемое стабильное фондирование банковской группы (кредитной организации).

Минимально допустимое числовое значение норматива Н28 (Н29) устанавливается в размере 100 процентов.

Нормативы ликвидности Банка России и Базельского комитета

Действующие нормативы ликвидности, установленные Банком России

Нормативы ликвидности в соответствии с Базелем III

Норматив мгновенной ликвидности

(Н2) ≥15%

Норматив текущей ликвидности

(Н3) ≥50%

Показатель краткосрочной ликвидности

(НКЛ) ≥100%

Норматив долгосрочной ликвидности

(Н4) ≥120%

Показатель чистого стабильного фондирования

(НЧСФ) >100%

Норматив чистого стабильного фондирования вводится с целью ограничить чрезмерное использование краткосрочного финансирования в периоды роста рыночной ликвидности, а также совершенствования оценки риска потери ликвидности по всем балансовым и внебалансовым позициям.

В ноябре 2015 года Банк России принял решение о возобновлении аукциона валютных РЕПО с 14 декабря 2015 года, при этом ставки по валютным РЕПО выросли на 0,5 процентных пункта. Банк России предоставил банкам еще один механизм пополнения валютной ликвидности, однако первые аукционы показали невысокий спрос на валюту, тогда как в последующие месяцы сложилась ситуация, которая привела к тому, что сейчас банки поддерживают ликвидность посредством операций РЕПО в значительно большей степени [5].

С учетом данного аспекта, возрастает значение ответственности Банка России, как регулятора банковского сектора, в контексте дальнейшего развития сбалансированного регулятивного механизма, основанного на положениях Базеля III, в том числе с учетом сжатия рыночных источников пополнения капитала, обострения системных рисков и в условиях макроэкономической нестабильности [6].

В условиях дефицита ликвидности процессы консолидации в банковской сфере могли бы быть активизированы посредством регулятивных стимулов. Вместе с тем, наблюдаемый профицит ликвидности не способствует интенсификации процессов консолидации. Однако, в современных условиях актуализируется вопрос повышения объективности и прозрачности принятия управленческих решений всеми банками в условиях макроэкономической нестабильности, что в перспективе должно расширить возможности кредитных организаций по использованию источников ликвидности.

Выводы

Введение предложенных Базельским комитетом новых стандартов ликвидности, хотя и может привести к замедлению экономического роста, снижению объемов активных операций финансово-кредитных организаций, однако разработанные Базелем III показатели будут способствовать решению более важной задачи. Собственно, введение новых стандартов ликвидности Банком России уже ведется и, несмотря на возможное снижение эффективности работы банковского сектора, они будут обеспечивать повышение устойчивости банковской системы России в будущем. В совокупности с реализацией Банком России политики по выявлению неблагонадежных банков и отзыву лицензий данные новации способствуют повышению качества работы коммерческих банков и совершенствованию практики управления ликвидностью.

Литература

  1. Ларионова И.В. Методология исследования эффективности модели регулирования банковского сектора в интересах национальной экономики [Текст] // И.В. Ларионова // Банковские услуги. – 2014. – №1. – С. 4-9.
  2. Положение о порядке расчета норматива краткосрочной ликвидности ("Базель III") системно значимыми кредитными организациями (утв. Банком России 03.12.2015 N 510-П).
  3. Положение о порядке расчета норматива краткосрочной ликвидности ("Базель III") системно значимыми кредитными организациями (утв. Банком России 03.12.2015 N 510-П)
  4. Проект Положения "О порядке расчета норматива чистого стабильного фондирования ("Базель III") системно значимыми кредитными организациями"
  5. Банковское дело [Текст] / Под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 687 c.
  6. Джагитян Э.П. Базель III в России: синхронизация реформы регулирования на фоне системных рисков? [Текст] / Э.П. Джагитян. // Деньги и кредит. – 2016. – №7. – С. 47-58

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)