Нуар

Особенности жанра нуар в литературе и кинематографе.
Рубрика: Прочее
Теги: нуар
Автор: Ирина Нестерова ✔ 04.01.2017

Нестерова И.А. Нуар // Энциклопедия Нестеровых


Понятие "нуар" в современной культуре

В современном мире снова возрождается мода на нуар, как на одно из интереснейших направлений современного искусства. Все больше и больше внимания к нему привлекается посредством игровой индустрии и кинематографа.

Само слово Noir пришел к нам из французского языка и переводится "черный" "мрачный". Из этого собственно и проистекают особенности жанра нуар: нуар темен, мрачен и чаще всего беспросветен. Нет ничего удивительного понятие нуар в современной культуре берет свое начало во Французском искусстве. Особенно популярен нуар в кинематографе. Вспомним хотя бы "Леди в озере", "Мальтийский сокол", "Город грехов", "Макс Пэйн". Несмотря на то, что Франция является родиной нуара, черно-белые фильмы в данном стиле там снимались значительно реже, чем в штатах.

В основе нуара лежит фатализм, безграничный пессимизм и отсутствие надежды. Все это сдабривается циничным настроем персонажей. Не стоит удивляться тому, что основным цветом в произведениях в стиле нуар является черный. В сороковые и пятидесятые годы нуар отличался тем, что черного было слишком много даже для черно-белого кино.

Кроме того, в произведениях в стиле нуар основные герои и антигерои – понятие относительное. Это не два полюса, это скорее "Здесь все сволочи и ублюдки, но вот у этого хотя бы есть совесть". Один из шуточных ответов на вопрос "Как определить, кто в нуар-фильме положительный герой" звучит как "тот, кто в конце остается в живых". И это, стоит признать вполне действенный способ, а как иначе определить – можно ли считать убийцу, вора, проститутку или продажного полицейского главным положительным героем?

События в фильмах нуар нельзя воспринимать напрямую. Здесь нет очевидности. Все относительно. Огромное внимание уделяется глубоким переживанием главных персонажей. Из-за этого простая история об убийстве превращалась в неподражаемый шедевр по причине внесения в него сомнений, фобий и мыслей человека, оказывающегося на грани своих возможностей или в одиночестве против общества. И именно эти штрихи к портрету могут стать еще одним признаком относительно положительного героя.

Типичный в стиле нуар или как его еще называют film noir cityscape – это одновременно небо и гнетущие стены, дома, асфальт, одновременно ночь и множество огней, одновременно туман, облака и контрастные силуэты или рельефы кирпичных стен, одновременно пустынные улицы и толпа или напряженные фигуры людей, одновременно узнаваемость [1].

Теперь рассмотрим глубже особенности нуара, как направления современного искусства.

Особенности нуара

Нуар привлекает к себе внимание за счет необычной реализации авторских идей посредством широкого применения символизма и гиперболы. Особенности нуара хорошо видны в фильмах и играх, представляющих собой продукт этого жанра.

Обратимся прежде всего кинематографу. Прежде всего, стоит выделить, что в фильмах в стиле нуар вертикали и косые дестабилизируют кадр, внося в него напряжение и нервозность, свет в такой среде падает причудливыми формами и линиями, словно от него пытаются защититься.

Когда смотришь фильм в стиле нуар, то явно вырисовывается следующая особенность, согласно которой герой нуара навсегда остается один на один со своим прошлым, даже выиграв очередную схватку.

Одиночество в жанре нуар

Рисунок 1. Одиночество в нуар. Фото Stephen Frith

То явление, которое в последующем критики обозначат термином film noir, началось с выхода в свет в 1941 году ленты режиссёра Джона Хьюстона "Мальтийский сокол". Фильм произвёл сильное впечатление на публику отнюдь не ординарной детективной фабулой, а тягостной депрессивной атмосферой, в которой обитают его персонажи. Герои детектива как бы специально провоцируют публику своим неприкрытым цинизмом. Пуританское американское общество к такому изображению нравов в середине века привыкнуть ещё не успело, поэтому жанр нуар многими прогрессивными художниками театра и кино был воспринят как новое модное направление. И этому течению на протяжении двух десятков лет суждено было стать одним из доминирующих в американской кинематографии. Строго говоря, фильмы нуар не вполне оправдано обозначать таким определением как "жанр". Никакого принципиально нового жанра изобретено не было. Но для фильмов этой эпохи характерна своеобразная стилистика, восходящая к немецкому экспрессионизму, и утончённый психологизм в раскрытии характеров персонажей. В этих лентах не так легко изначально предугадать дальнейшее развитие сюжетных линий и финальную развязку интриги.

Жанр нуар быстро получил признание как профессиональных критиков, так и широкой публики. Режиссёры, продюсеры, сценаристы и прочие творцы кинематографической продукции быстро почувствовали, какие новые творческие горизонты открывает для них эта стилистика.

Кадр из фильма

Рисунок 2. Кадр из фильма "Двойная страховка" (1944) в жанре классический нуар.

Существуют обоснованные сомнения по поводу того, существует ли ярко выраженная сценарная школа фильмов в стилистике нуар. В характерной криминальной сюжетности фильмов нуар акцентировка в значительной мере смещена от раскрытия преступления к хитросплетению отношений действующих персонажей. Детективная основа здесь – не более чем фон, на котором могут раскрыться главные герои. Парадоксальным образом фильмы жанра нуар значительно ближе к классическим традициям реализма, чем всё, что было до и после них. Действие всегда происходит в городе, причём в той его части, где люди по обыкновению придаются низменным страстям и порокам – в ресторанах, барах, борделях и притонах. События редко излагаются в их хронологической последовательности. Подобная разорванность изложения придаёт действию специфическую атмосферу нестабильности. Этот приём был в последующую эпоху взят на вооружение многими творцами, в частности режиссёром Сержио Леоне в шедевральном фильме "Однажды в Америке".

Многие звезды Голливуда, особенно во времена черно-белого кино, обязаны становлением свое карьеры фильмам в стиле нуар. Именно эти фильмы в стиле нуар способствовали раскрытию их таланта. Среди актрис, ставших сиволом стилистики нуар, в первую очередь следует отметить Риту Хейворт, Лорен Бэколл, Джин Тирни, и Барбару Стэнвик. А при внимательном рассмотрении в этих фильмах можно заметить некоторых актёров, чья профессиональная карьера состоится в последующую кинематографическую эпоху. Их творческий дебют состоялся в ролях второго плана в фильмах, когда в Голливуде доминирующей тенденцией был нуар.

Говоря о жанре нуар, невозможно не отметить классика психологического триллера Альфреда Хичкока.

Сэр А́льфред Джозеф Хичкок – британский и американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист. До 1939 года работал в Великобритании, затем – в США. Творчество Хичкока связано с жанром "триллер" и с понятием "саспенс". Хичкок умел мастерски создавать в своих фильмах атмосферу тревожной неопределённости и напряжённого ожидания [3]

Альфред Хичкок прошёл хорошую профессиональную школу и многие изобразительные приёмы взял на вооружение из фильмов нуар. Нагнетать и без того гнетущее напряжение и насыщать атмосферу негативной энергетикой он научился ещё в своих ранних работах.

Безусловно, лучшие "нуар-фильмы" были созданы в Голливуде и стали одной из самых ярких страниц в американской кинематографической классике. Но любые яркие явления в искусстве всегда оказывают влияние на параллельные художественные миры. Так, фильмы нуар оказали сильнейшее влияние на становление и развитие послевоенного итальянского неореализма. Следы этого направления можно отчётливо проследить во многих национальных кинематографических школах западноевропейских стран.

Причудливым образом стилистика нуар отразилась во французском кино шестидесятых годов. Нуар во многом предопределил последующее творчество таких разных мастеров, как Стэнли Кубрик, Орсон Уэллс, Николас Рэй и Билли Уайлдер.

Нуар в литературе

Нуар стал реакцией на депрессивное состояние американского общества. Едва ли по фильмам того периода можно изучать историю, но составить представление о моральном состоянии американского социума можно вполне отчётливо.

Возникновение "нуара" как литературного направления можно связать с кризисом современной культуры – отображение ощущения ужасной отчужденности, дезинтеграции и дезориентации, что было признаками модернизма. Джеймс Нэйрмор предположил, что французские критики, впервые применившие в 40-х термин "нуар" могли бы согласиться с формулировкой, описывающий жанр как "модернизм в популярном кинематографе". Модернизм, можно увидеть в признаках, присутствующих как и в голливудских фильмах так и в бульварном чтиве (pulp fiction):

  1. формальная сложность,
  2. эстетическое самоосмысление,
  3. ассоциация с высокой культурой,
  4. неприятие классических рассказов.

Но наряду с этой "необычной структурой", несомненно противоречащих друг другу элементов, модернизм дал много импульсов, которые нашли естественное выражение в популярном жанре, основанном на отрицании оптимистического настроения детективных или приключенческих рассказов.

К числу первых писателей обративших свой взор к стилю нуар можно назвать следующих Д. К. Дейли, Д. Хэммет, Ч. Вильямс, Д. Кин, Д. Эллрой, Л. Блок, Т. Харрис и т.д. Однако изначально их произведения не считались серьезной литературой, а относились к дешевому "бульварному чтиву".

В 30-50-е годы в Америке очень популяен и плодотворен был К. Вулрич. Несмотря на множество более ранних авторов писавших в стиле нуар, именно он считается "отцом черного романа".

Корнелл Вулрич – американский писатель, автор произведений в жанрах детектив, триллер, нуар. Подсчитано, что по его книгам снято больше фильмов нуар, чем по книгам любого другого автора. Публиковался под псевдонимами Уильям Айриш и Джордж Хопли.

Многие романы Корнелла Вулрич были использованы при создании фильмов, например такие шедевры как:

  1. "Окно во двор" А. Хичкока,
  2. "Человек-леопард" Ж. Турнера.

В девяностые годы 20 века произошел новый всплеск интереса к жанру нуар. Однако это продлилось недолго. К сожалению люди уже растеряли глубину мышления и восприимчивость к гиперболизации и символизму. Им стало тяжело понимать, что мир классического нуара – мир контрастов, погруженный в зловещее ожидание роковой развязки, где съемка под слегка измененным углом уже предполагает фатальный поворот сюжета.

За нуаром последовал неонуар. Именно нео-нуар сместил акценты по сравнению с нуаром 1940-х. Для классического нуара центральной была тема отношений между полами, а именно идеологическая критика доминантности женщин и попытка вернуть слабый пол к традиционной довоенной роли домохозяек

Нео-нуары 1980-х и 1990-х уже не трактуют адюльтер, как путь к гибели, и хотя роковые женщины остаются частью "черного" кинопейзажа, тематика новых нуаров сильно расширилась. Тремя центральными направлениями нео-нуаров последних лет стали консьюмеризм, вуайеризм и игра [2].

Итак, нуар проявил себя на редкость живучим, эластичным жанром. Несмотря на споры о том, что такое нуар – движение, настроение, стиль, жанр или что-то другое, кажется, что за последние два десятка лет нуар все же сложился в жанр.

Литература

  1. Иван Кудряшов Философия нуара: ностальгия, город, герой Мегалит: Евразийский журналистский портал // URL: http://www.promegalit.ru/publics.php?id=9188
  2. Толстяков Е. Под знаком нео-нуара // . – URL: http://www.drugoe-kino.ru/news/news2311.htm
  3. Хичкок, Альфред // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хичкок,_Альфред


Материалы по теме

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)